"Да, ладно! -возразите вы мне, - еще как умеют, порой и не остановишь".
Нет, я не функции речи, как таковой, а скорее о том, что люди не умеют разговаривать друг с другом.
Например, очень немаленькая часть граждан считают, что Другому вполне под силу в контакте с ними угадывать, что они думают и чувствуют, прямо «Алиса, миелофон у меня!» (для тех, кто не в теме, это прибор для чтения мыслей).
Я много лет в психотерапии, но мысли читать не умеют. Вот вам крест! Догадываться, ощущать, чувствовать, давать себе отчет, как в этом контакте мне, выдвигать гипотезы - да, а угадывать нет! И никто не умеет! А тот, кто думает, что умеет...обратитесь к врачу по поводу своих иллюзий.
Это расхожее заблуждение родом из самого раннего довербального детства, когда малыш только умеет, что плакать. А озадаченной маме нужно угадать, что с ним такое происходит: пора кормить, менять подгузник или он просто заскучал, напуган, расстроен. Во всей этой заботе есть очень ценное послание для ребенка: я слышу о твоих потребностях и исполняю их по мере возможности - ТЫ ВАЖЕН ДЛЯ МЕНЯ! И маленький человек учится не сомневаться в своей безусловной ценности.
Позже «достаточно хорошая» мать начинает контейнировать переживания ребенка - принимать их в хаотичном неудобоваримом виде и преобразовывать в то, что ребенку под силу понять и усвоить. Она говорит не: «Ты чудовище! Немедленно прекрати плакать (бояться, злиться)!»
А ровным счетом наоборот: «Милый, похоже ты расстроен (боишься, злишься), потому что...! Это, правда, неприятно (страшно, обидно, несправедливо)! ТО, ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ НОРМАЛЬНО! Давай подумаем, что мы можем с этим сделать! А если мы ничего не можем с этим поделать, я готова тебя утешать, чтобы смог пережить это и идти дальше!» Этот спокойный, уверенный, любящий голос мамы становится внутренним голосом ребенка.
Если по какой-то причине этого взаимодействия не состоялось, выход, как говориться, там же где и вход.
Придется возвращаться в то место, где эта нить прервалась и начинать заново. Возвращать себе чувствительность, учиться распознавать, что со мной происходит: я хочу есть или спать, взаимодействия или одиночества, сближения или увеличения дистанции и много чего еще. Называть свои чувства и состояния сначала внутри себя, а потом искать подходящую форму, чтобы донести это до Другого.
Тогда появляется возможность и о себе позаботиться, и Другого услышать) Он ведь тоже там у себя пытается почувствовать, назвать, донести как-то)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.