|
Волонтерство и добровольчество как элемент психотерапииАвтор статьи: Перфилова Елена Владимировна
Недавно меня попросили написать статью о том, как волонтерство и добрые дела "положительно влияют на психику" И я призадумалась, связано или это вообще, а если да, то какого влияние. Я давно посильно участвую в различных волонтерских проектах. Это очень развито и принято в Европе и мире, и если посмотреть международные профессиональные сайты, то там даже есть графа "волонтерства" и главы корпорации не стесняются писать о том, что в каких-то сферах они помогают бесплатно. Религиозный посыл гласит отдать десятину - финансово ли или бесплатным трудом на благо общества и вероятно это не случайно. Повышая квалификацию в области психологии я часто слышала от преподавателей сомнения в том, что человек, имеющий определенное испытание за плечами, берется помогать аналогичным людям. Ну например, родственник, в чьей семье произошел суицид или смерть от онкологического заболевания берется поддерживать других, у кого в семье случилось аналогичное несчастье. Психологи и психотерапевты рекомендуют как правило в таких случаях отправиться на собственную терапию. Но на мой взгляд не все так однозначно. В этой статье я рассмотрю два варианта волонтерства: 1) корпоративное 2) индивидуальное. Корпоративное волонтерство предполагает наличие проектов в бизнес-структурах, в которых люди помимо работ, входящих в профессиональные обязанности, могут участвовать в деятельности, которая направлена на "социальную" перспективу компании - т.е. помощь обществу. Для бизнес-структуры это как минимум дополнительный источник рекламы - возможность заявить о себе. Но не только. Все кто когда-либо работал в больших организациях вероятно сталкивались с такими проблемами как формализм, эмоциональное выгорание, и модным термином, который некоторые консультанты исхитряются измерить в цифровом эквиваленте - вовлеченность. Невозможно предложить людям вид деятельности, который бы постоянно держал их мотивацию и включенность в достаточном тонусе, позволяя "глазам гореть". Нельзя обеспечить всем сотрудникам достаточное количество перспектив развития. Программы корпоративного волонтерства в этом случае работают как : - возможность дополнительных мероприятий по развитию корпоративной культуры (полагаю на работает ничуть не хуже, чем дорогостоящие банкеты) - активизация "социальной перспективы" (доказано, что компании могут быть успешней тогда, когда гармоничное внимание уделяется трем векторам: экономическому (финансовый успех), социальному (помощь обществу), внутреннему развитию (отношения между людьми, совершенствование бизнес-процессов) - рост вовлеченности (сотрудник может выбрать себе дело "по-душе", в котором он может реализовывать таланты, не востребованные в текущей работе и чувствовать себя таким образом более включенным в деятельность) - выявление лидерского потенциала (не все лидеры обладают агрессивными и нахрапистыми характерами, часть лидеров-созидателей наилучшим образом могут проявиться в социальных проектах, а их качества в дальнейшем могут положительно пригодиться для развития общего дела корпорации) Ну вот как минимум. Что же происходит в индивидуальном формате волонтерства (добровольчества). Как правило, вид добровольческой помощи, человек выбирает не случайно. Его наибольшее сочувствие к определенной категории нуждающихся не всегда, но часто может говорить о его внутренней боли.Именно на этом месте психологи начинают рекомендовать психотерапию, а не вариант "лечения о других". Однако религиозные основны звучат иначе, в кратком варианте так : заботься о других, а Бог позаботится о тебе, напоминая что все человечество является "телом Христовы", а значит заботясь о других ты заботишься о себе. "Ищи лишь царствия небесного". Не смогу описать в рациональном формате "как это работает", но полагаю, что вы сами часто чувствовали, что оказав кому-то помощь (лучше тайную) вы могли испытывать внутреннюю радость и подъем, ощущение себя достаточно сильным. Жизнь и такой внутренней позиции по определению может измениться, не так ли? Особое внимание стоит уделить травме. Исцеление травмы предполагает включение, интегрирование травматического опыта в структуру личности, которое наступает в том числе благодаря возможности испытать сострадание к травмированной части. Сострадая сам себе человек на время становится более слабым и требуется время и усилия терапевта (например), чтобы снова найти ресурсы. А жизнь не всегда предоставляет возможность"расслабиться". Приведу два примера: 1. Мужчина, 38 лет, майор спецназа. Опыт военного плена в мусульманской стране. Выкуп родственниками. Я как психолог или психотерапевт даже на 1/10 наверное не могу представить, то что он пережил. Но он не обращался ко мне как психотерапевту. И никогда не обратится, потому что он продолжает служить и ему не до того. Его роль требует дальнейшего проявления агрессии и вытеснении возможного чувства беспомощности, униженности и т.п., с которыми он наверняка столкнулся. В обычном общении он демонстрирует очевидные маркеры непроработанной травмы. Полагаю, в таком случае для него был бы идеален проект помощи военнослужащим, пережившим плен. Тот с кем он будет общаться, сочтут его достаточно референтным для разговора. На проективном примере, проявляя сострадание ни к себе, а к другому, ему легче будет найти ресурс для исцеления собственной боли. И наверное лучше, чтобы этот проект был организован при посредничестве психолога, да. 2. Наличие суицида в семье считается "бомбой замедленного действия". Как говорили мои преподаватели "это ружье, которое никогда не разрядится" Окружение как правило бывает перегружено чувством вины, стыда, невозможностью обратить внимание на этот момент в силу "непринятости" в обществе обсуждения подобных тем. Родственника не вернуть, помочь ему уже ничем нельзя, но можно помочь другим людям, оказавшимся в подобной ситуации и таким образом исцелить ситуацию (то же примерно в случае с онко-больными родственниками) Почти все благотворительные фонды, имеют в своем арсенали проект в стиле "Рука помощи" - предполагающие наставничество более опытных бенефициаров, над менее опытными. Польза в данном случае ощутима для обоих. И конечно лучше иметь посредника психолога в этом общении. Как говорится "на Западе" проектами волотнерства подкреплена почти любая значимая деятельность, особенно в сфере с людьми физически или ментально нездоровыми. Новое течение волонтерства - это "лайф-киперс" - обычные люди, непрофессионалы, которые проходят обучение для чтобы быть своего рода "агентами" для работы с определенными проблемами общества - будь то панические атаки, депрессии (антивитальное поведение) или алкоголизм. Лайф-киппер способен определить в своем окружении человека, с депрессивным поведением например и вовремя сигнализировать ему о необходимости получить помощь. В каких случаях стоит обратить внимание психологу или психотерапевту, включенному в подобные проекты, что что-то пошло не так: - признаки спасательства (одержимое желание помочь другому, с игнорированием собственных интересов) - ухудшение состояния помогающего (бессоница, кошмары, общая напряженность) - уход с головой в волонтерство, в ущерб текущей работе и другим сферам жизни. - выгорание (транслирование циничного или равнодушного отношения к проблемам подопечных) Одним словом: творите добрые дела, организуйте добрые дела - это то что возможно принесет свет и добро и в вашу жизнь. Но не стремитесь "причинить добро в догонку" и помните библейское выражение "Милости прошу, а не жертвы". Если добровольческая деятельность перестала быть для вас милостью, а стала жертвой (вы злитесь на того кому помогаете или т.п.) - значит пора остановиться и "почистить перышки". Созидания и радости!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|