«Я не могу себя контролировать, мысли сами лезут в голову, я не могу справиться с их натиском. Я не узнаю себя, совсем другой человек. Неужели нет пути назад?»
Чувство потери контроля может переживаться не только как эйфория и временное избавление от жизненных проблем, как, например, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Это чувство может быть и тягостным, мучительным, наполненным страхом сумасшествия и прочих необратимых и неизбежных происшествий: «заболею, умру, забуду, ошибусь, наврежу, испорчу и т.д.».
Подобные переживания могут сопутствовать разным патологическим состояниям. Задача их дифференциации – работа клинического психолога и врача психиатра. Например, если при этом переживании человек сообщает о внушенном характере его действий или мыслей («я не сам, это мной управляют соседи, друзья, враги, инопланетяне, ФСБ и т.д.»), то, скорее всего, мы имеем дело с синдромом Кандинского-Клерамбо, который часто наблюдается при расстройствах шизофренического спектра. Если явных нарушений мышления не выявлено, но чувству потери контроля сопутствуют идеи самообвинения и самоуничижения, то имеет смысл предположить депрессивное состояние.
Впрочем, даже очень болезненное чувство потери контроля не обязательно свидетельствует о тяжелой психической патологии. Чаще всего в практике клинического психолога страх потери контроля встречается у клиентов с обратимыми психогенными, появляющимися в состоянии стресса, нарушениями: неврозы, тревожные расстройства, психогенные депрессии, расстройство адаптации, хронический стресс и т.д. Определить психогенную природу этого переживания поможет один простой критерий: так называемая, эго-дистонность симптома.
Дело в том, что при патологическом снижении критичности и поврежденных мыслительных способностях человек принимает любое нарушение некритично, как естественное продолжение своей личности. При психогенных нарушениях, наоборот, человек четко понимает, что текущее состояние для него ненормально («я таким не был»), нежеланно и несовместимо с его личностью. В большинстве случаев человек даже может вам назвать причину своего страха и текущего состояния, часто даже ключевое событие, после которого это началось. Триггерами, провоцирующими обстоятельствами жизни, могут быть: трудный выбор, ситуации, требующие риска, испытания, ситуации изоляции или болезни, изменения жизненного пути, возрастные кризисы, потеря значимых близких, насилие и жестокое обращение.
Итак, когда установлена эго-дистонность чувства потери контроля, когда специалист удостоверился в сохранности мышления своего клиента, можно перейти к выяснению деталей. Обычно подобное переживание связано с гипертрофированным стремлением личности контролировать все аспекты своей жизни. Если я теряю контроль, то логично предположить, что я должен себя контролировать лучше. Важную роль при этом играют страх неопределенности и жесткие личностные стандарты (перфекционизм или «долженствования»). Таким образом, страх потери контроля может происходить либо из страха расслабиться, неспособности отпустить ситуацию, либо из тщетных попыток контролировать ее. Обе причины связаны. Чем больше усилий мы тратим на борьбу с неопределенностью,… тем меньше сил у нас остается. Борьба с неопределенностью истощает и приводит к тяжкому чувству беспомощности, которому и сопутствует ощущение потери контроля и необратимости негативных последствий.
В этом состоянии человек совершает как минимум две ошибки при восприятии и оценке жизненных событий. Самая важная – катастрофизация, в силу которой мы склонны предсказывать только негативные исходы всего происходящего. Мы уверены в том, что «нам не повезет, всё закончится полным провалом, скандалом, гибелью…» И эти мысли подпитывают нашу панику, формируя почву для чувства необратимости и неизбежности катастрофы. «Не в моих силах избежать этого!».
Второе опасное искажение действительности: тирания долженствования, когда мы имеем неизменные стандарты, предписываемые всему миру, как внешнему, так и внутреннему. «Я должен чувствовать иначе! Эти мысли недопустимы! Я обязан справляться с любыми сложностями! Я должен изменить свое мышление в кратчайшие сроки».
«Тайная формула» личности, подверженной мучительному чувству потери контроля: «Неопределенность непереносима, следует избегать случайности любым способом. Я должен справиться с этим, но чувствую себя бессильным. Я не в силах перенести трудности контроля над ситуацией, я не в силах что-либо изменить, значит катастрофа неизбежна и необратима. Я никогда не буду прежним! Ничто не может мне помочь».
Не удивительно, что попав в этот замкнутый круг, человек начинает отчаянно искать избавления от неприятных переживаний, снова наступая на “те же грабли”. Безусловно, важно осознать свои ошибочные убеждения и научиться их изменять. Но, чтобы выйти из этого круга, необходимо, сформировав новые адаптивные убеждения, приступить к активному участию и изменению самих обстоятельств своей жизни. Когнитивные техники ведут к снижению паники, но если этот процесс не подкрепляется деятельным преобразованием своей жизни, переживание потери контроля усиливается. Ведь это невыносимо осознавать смысл происходящего и ничего не изменять. Например, понять смысл сложного выбора жизненного пути и не делать его, принять факт наличия болезни и не обратиться за лечением…
Усиление чувства потери контроля создает предпосылки для навязчивых мыслей, социальной тревоги, сниженного настроения, нарушений сна и нежелания планировать даже ближайшее будущее. Это переживание почти всегда связано с неопределенностью, безысходностью и неизбежностью.