ТРАНСФОРМАЦИЯ АГРЕССИИ. Замечаю я в обществе некоторый невроз по поводу агрессии, как явления в целом... Нет, если быть точным и честным с самого начала, то невроз я ощущаю в себе и проецирую его на общество, что конечно не отменяет того, что в обществе он тоже может быть. Проблема заключается в том, что человек, в отношении к агрессии оказывается в психолого-этической ловушке, и чем более человек подготовленее тем более он оказывается в сложном положении. Сложность обеспечивается достаточно противоречивыми определениями агрессии и не менее противоречивыми чувствами, находящимися в основе агрессивного поведения, требующие выражения и признания. Сама же агрессия, с одной стороны, как мешок с подарками, каждый хочет вытащить из него, что-то полезное для себя, а с другой стороны, как зеркало, каждый видит в нем то, что носит в себе. В настоящее время, в мире приобретает актуальность идея про то, что агрессия- это некоторая жизненая энергия, которая делает возможным удовлетворение потребностей, в плоть до удовлетворения жажды, голода и сексуального желания, достижения разнообразных целей. Смысл этой идеи в том, чтобы легализовать чувства, которые могли быть под запретом, выстроить личные границы, начать жить собственную жизнь, а не выполнять предписанную кем-то программу. Именно через такие благородные цели и мотивы оказывается очень сложно разглядеть опасную и разрушительную тенденцию. В данной статье, я попытаюсь описать сложности с которыми приходится сталкиваться человеку идущему по пути осознования своих чувств, их предьявления и выстраивания личных границ. Попытаюсь обьяснить в чем я вижу опасность внедрения в общественное сознание идеи о благородной агрессии и какой для меня здесь есть выход. Таким образом, в настоящее время, всех заинтерисованых в теме людей, условно можно разделить на три категории: 1. консерваторы, агресивно осуждающие и заприщающие всякое проявление агрессии 2. новаторы пытающиеся легализовать агрессию, как необходимую жизниную энергию 3. и людей заблудившихся в смысловых и чувственных лабиринтах агрессии. Актуальность подобного разделения, как и самой темы происходит из собственного опыта, во время проживания которого, я прошел путь от бессознательного запрета чувств и агрессии к бессознательному принятию агрессии, и далее к сознательному принятию и того и другого. В первой категории я оказался по праву рождения в консервативной семье, и запрет на агрессию и злость впитал в комплекте с другими установками, способствующими социализации. И находился в этой категории до самой психотерапии, по случаю нужды. В психотерапии обнаружилось разрушительное влияние запрещенной агрессии на мою личность, поэтому ее необходимо было научиться выражать корректно. Кроме этого, принятие агрессивной энергии в себе позволило предъявлять свои чувства и потребности в мир. Я был рад, от того, что почувствовал разрешение выпустить своего демона наружу. В какой-то момент я стал ощущать и страх и радость одновременно, как человек впервые севший за руль автомобиля. С одной стороны радость от возможности управлять этой энергией, с другой стороны страх от неосознования габаритов, от непонимания значений на панели и в зеркалах, и самое главное незнание правил движения. Обо всем этом я должен был узнать в процессе управления. В это время стали появляться вопросы без ответа: где находятся мои границы? если окружающие необозначают своих границ, значит ли это, что мои границы могут расшириться? и насколько далеко я в этом могу зайти? откуда и почему появляется столько сложностей и препятствий в удовлетворении потребностей, раз они все естественны? Ответов не было нигде, и каждый сам отвечает на них для себя как хочет. Это очень не простое место, которое осложняется еще несколькими факторами, проявляющимися в реальности. 1. фактор лингвистический. Агрессия (лат. agressio- нападение). В настоящее время существует множество определений агрессии, которые можно разделить на биологические, политические, психологические. Все они очень похожи и имеют общую основу- это нападение и разрушение. Здесь мы приведем общее определение. Агрессия- мотивированое деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Достаточно четкое и однозначное определение, но когда мы превносим новый смысл, чтобы легализовать чувства скрытые под агрессией, мы пытаемся наполнить чашу, которая уже полна, или когда пытаемся выделить из нее что-то хорошее, и оставить все не удобное, мы затрагиваем очень глубинные и важные смыслы, формировавшиеся столетиями и тысячалетиями. Кроме этого, дело приходится также, иметь с конотацией (сопутствующий определению смысл), это то, что люди обычно привносят из личного или общественного опыта. И здесь мы переходим к следующему фактору. 2. фактор исторический. Первое, что возникает в этом асациативном ряду, это Великая Отечественая Война, и далее все остальные войны и политические потрясения по мере убывания значимости события. Везде, во всех событиях фигурирует агрессия как понятие, если им манипулируют, делают инструментом пропаганды, или как действие. На мой взгляд, нет особой нужды в развернутом обосновании этого фактора, кроме как, упоминания о чувстве вины и предательства исторической и родовой памяти в случае принятия своей агресивности. Здесь, также хочется сказать о русском менталитете, в основе которого, находится жертвеность, чем мы явно или скрыто гордимся. То есть, в отношении агрессии мы всегда оказываемся в позиции объекта, которому приходится защищаться, и даже если по факту все наоборот, предпочтительнее нам все же роль жертвы. Мы отвергаем, осуждаем саму роль агрессора, а потому и не в состоянии взять за нее ответственность. Отвергаем же, и осуждаем по вполне обоснованым и понятным причинам. С одной стороны нам не хочется идентефицировать себя с теми людьми от которых, приходилось страдать, с другой стороны влияет страх ответствености и стыд. 3. фактор этический. Страх ответственности и стыд, о которых уже было сказано, также заложены в родовой памяти. Здесь, сразу появляется образ помещиков и баринов из класической русской литературы, и образ современных чиновников из газетных и телевизионных новостей, которые утратили совесть и рамки в удовлетворении своих потребностей, приобретающих вид извращений. Видимо, что-то есть в человеке такое, или скорее что-то отсутствует в нем, что когда у него появляются ресурсы или власть, его моральные ценности перестают быть ценностью. И когда человек представляет себе такой путь, естественным образом появляются страх осуждения, отвержения и стыд. Никому не хочется быть изгоем, и поэтому лучше заранее отвергнуть идею об удовлетворении своих потребностей. В реальности же люди чаще выбирают отказаться от общества в угоду своим потребностям, если конечно жизнь предостовляет такой выбор. И как будто вся этическая сложность сводится к выбору этих двух альтернатив, в реальности вариантов гораздо больше. Таким образом, человек бессознательно следующий этим установкам, представляется более свободным, чем тот человек, который находится в терапии и учится осваивать свою агрессивную энергию. Такая несправедливость может вызывать много грусти и раздражения из-за невозможности вернуться в прежнее состояние, так как конфликт внутрений не только не разрешается, но еще и усугубляется ответственностью. С другой стороны, человек осознав в себе свою агресивность, может переживать сильный энергетический подъем, силу, увереность в выстраивании своих границ, достижения целей, удовлетворения своих потребностей. Он может ощущать себя непобедимым и неуязвимым. В какой-то момент наступает этап, хотя для некоторых это может быть итог, но с этим сталкиваются все, человек начинает ощущать сильное экзистенциальное одиночнство, со всеми вытекающими чувствами: злостью, страхом, обидой, болью, разачарованностью, фрустрацией и тд... Человек может и не осозновать, что с ним происходит, и ощущать себя брошеным, отверженым ребенком, оставленым в пустоте. И парадоксальность ситуации в том, что в таком тяжелом и сложном состоянии заключается и великая ценность, которая может проявиться, только в том случае, если человек сможет удерживаться в этом состоянии, и тогда фокус с внешних, окружающих источников может перенестись во внутрь человека, и агрессия преобразуется в другой вид энергии. Здесь требуется поправка и расшифровка. Я предполагаю, что энергия в человеке одна, но инструменты могут быть разные, и агрессия -это инструмент, той изначальной энергии, который можно заменить в зависимости от ситуации. Это можно сравнить с атомной энергией, человек решает, всунуть ее в бомбу или электрическую станцию. Здесь возникает предположение об исторической актуальности агрессии, которое заключается в том, что у древних людей удовлетворение любой потребности также как и защита границ были сопряжены с какими -либо агресивными действиями. Современный мир отличается тем, что не нужно охотиться чтобы прокормиться, не обязательно воевать, чтобы защитить свои границы, не нужно уничтожать всех конкурентов чтобы заняться сексом, да и список потребностей усложнился с чисто физических и материальных до духовных и чувственных (любовь, принятие, забота, уважение), но и эти потребности многие пытаются удовлетворить с помощью агрессии. В этом случае субъект агрессии делает объекта ответственным за удовлетворение своей потребности, ждет и не удовлетворяет ее сам, и потому не присваивает ее себе и не берет за нее ответственность, это же и является причиной невозможности насыщения, что вызывает еще больше агрессии. Постепенно уважение утрачивается, так как агресивное поведение сохраняет первобытный импульс к разрушению. Не получится или скорее не возникнет желания что либо разрушить, если к объекту есть любовь и уважение. И таким же образом если человек сдерживает агрессию в себе, разрушая себя, испытывает нелюбовь, неуважение к себе. Таким образом, явными и актуальными становятся две проблемы, которые создают негативную тенденцию, ведущую общество в тупик: 1. Происходит подмена понятий, агрессии как инструмента, типа поведения, на агрессию как саму жизненую энергию, только потому, что создается ощущение (ложное) большей свободы, энергичности. Человек начинает верить в себя операясь на свою агрессивную энергию, но запутывается, так как начинает осозновать, что его действия приводят к разрушению, если он все-таки делает приоритетом удовлетворение своих потребностей, чаще всего, неосознано. Иначе к мучительному этическому выбору, удовлетворение собственных потребностей в замен возможности быть частью общества, к сожелению неподвластному сознательной воле человека. 2. Человек привыкая к мысли что агрессия -это жизненая энергия, а его потребности естественны, его интересы важны он начинает применять агрессию во всех ситуациях, где хоть как-то затрагиваются его интересы, открыто или с помощью манипуляций, осознано или неосознано, и тогда сложно удержать себя в морально-этических рамках, желая все время большего. Это создает внешний и внутренний конфликт, который невозможно решить в существующей парадигме понятий. Из описаных выше проблем, рождается совершенно новое представление об энергии человека. Если мы принимаем идею про то, что в человеке энергия единая, без знаков отрицательных или положительных, тогда человек сам может взять на себя ответственность и решить с каким знаком она будет, какой инструмент будет использовать агрессию или созидание, будет разрушать или создовать, отнимать или дарить. Вопрос не в том, чтобы заменить одно другим, а осозновать в каких ситуациях какой интрумент использовать, для этого необходимо деференцировать, осознать свои потребности. Человек может это осознать на пике экзистенциального кризиса, из ощущения безысходности, усиливающегося чувства страха одиночества, злости и боли, или может заранее принять себя и свою энергию с разнообразными инструментами.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.