Тревожное расстройство. Как распознать и избавиться?

Тревожное расстройство — состояние не из приятных. Давайте разберемся в его симптомах, а также причинах, которые ведут к его появлению и способах с ним справиться.

Зачем нам тревога?

Тревога и страх — на самом деле, очень нужные чувства. Они помогают нам оценить угрозу или степень опасности и своевременно предпринять все необходимые меры для обеспечения продолжения нашей плодотворной жизни в формате не хуже, чем было до этого.  

Пример:

Вас крутануло на обледеневшей трассе, вы сделали на своей легковушке многократное вращение (тулуп и аксель в каскаде) и наконец-то остановились на двойной разделительной, а в двух сантиметрах от вашего бампера по встречке пронесся на скорости многотонный КАМаз…

Вы игриво помахали рукой невольным свидетелям вашего подвига: «Всем спасибо! Снято!» И тут вас охватывает такой сильное чувство страха, что вы выруливаете на обочину, останавливаетесь, выключаете двигатель… И вливаете в себя весь термос припасенного на это случай чая. А потом еще один термос. А потом еще один…

И тут вы принимаете самое важное решение в вашей жизни: «Никогда! Никогда больше! Ни при каких обстоятельствах не выезжать на зимнюю трассу без шипованной резины!» Страх помог вернуть свои помыслы на пусть истинный! Низкий ему за это поклон и благодарность от оставшихся в живых пешеходов и других участников дорожного движения.  

Но порой случается так, что у человека признаки беспокойства, тревожности и страха возникают без видимой причины, на пустом месте.

Как это выглядит?

Никаких врагов на горизонте не наблюдается, а у человека:

  • Потливость
  • Учащенное сердцебиение
  • Дрожь в руках и ногах, напряжение в теле
  • Усталость и раздражительность  
  • Тошнота или неприятные ощущения в животе
  • Боль и ощущение сдавленности в груди, вплоть до затруднений в дыхании
  • Головокружение, дезориентация и слабость
  • Ощущения тепла, холода, онемения или покалывания в теле      
  • Трудности с засыпанием, бессонница 

Важное отличие тревожного расстройство заключается в том, что данные реакции имеют место каждый день, в течение длительного времени, независимо от окружающей обстановки и деталей ситуации.

Чаще всего тревожные мысли касаются близких людей. Весьма характерно, что подобные переживания усиливаются в одиночестве, в праздничные дни, когда ничто не отвлекает человека от тревожных мыслей.

А как это для вас? В праздники, во время отпуска, на выходных — как вы себя чувствуете? Просто задумайтесь.

Что провоцирует тревожные мысли?

Чаще всего такими провокаторами становятся неприятные новости о состоянии здоровья, самочувствии и состоянии кого-то из окружения.

  • «Все великие люди умерли в ранней молодости… Вот и мне что-то нездоровится…»
  • «Мой лучший друг погиб в ДТП. Я полгода не мог сесть за руль. Трясет меня постоянно, сам не знаю от чего».
  • «Однокурсник в третий раз провалил экзамен. Преподаватель, зверь, валит всех подряд. Мне точно не сдать!»
  • «Уволили коллегу. Он пятый месяц не может найти работу… А вдруг это и меня коснется, а у меня пятеро детей и ипотека…»

В том и особенность тревожного расстройства, что с самим человеком еще ничего не случилось, реальной опасности нет, а он уже заранее наполнил себя тревожными мыслями, ждет самого худшего, видит в ситуации только риски и напрочь забывает о своём успешном опыте в решении самых разных проблем.   

Волнение мечется внутри тела, внимание цепляется то за один повод для тревоги, то за другой, без паузы и передышки. Воображение начинает создавать образы бесконечной вереницы бедствий и опасностей. Главное содержание этих образов — ощущение беспомощности перед неотвратимой бедой. И самое печальное, что все это может превратиться в твердое убеждение: мир полон опасностей, а я слишком слаб, чтобы защитить себя от них.

С такими убеждениями на здоровую успешную и счастливую жизнь рассчитывать не приходится. Остается только и делать, что прятаться, скрываться, переживать, тревожится и бояться. Вся энергия жизни уходит в эти страхи. Тут не до хорошей жизни. Тут лишь бы от страха не умереть!  

И что самое интересное, сознание наше так устроено, что через некоторое время оно само начинает объяснять и оправдывать происходящее. И делает это весьма своеобразно.

  • Если замечать вокруг себя только опасности, если постоянно тревожиться и бояться, это поможет быть в нужный момент во всеоружии и отразить нападение. Поэтому не расслабляться! Только не расслабляться! Не позволю врагам застать меня врасплох!
  • Моя тревога и беспокойство о близких, друзьях, детях, родственниках — показатель моей заботы и любви к ним. Кто-то же должен о них позаботиться!

Всё бы ничего, но на эти тревоги, беспокойства и страхи уходит колоссальное количество энергии. Человек буквально не оставляет себе сил ни на что другое. И таким образом упускает массу возможностей для любви, счастья и успеха!  

Что является глубинной причиной тревожности?

Многие специалисты считают, что изначально подобные реакции формируются в детстве.

Ведь что нужно для маленького ребенка, чтобы он вырос смелым и решительным, умеющим решать проблемы? Важно эту смелость в решении проблем тренировать.

Как? Соприкоснись с проблемой, попробуй её решить, при неудаче обратись за помощью к родителям (опытным экспертам в решении этого типа проблем), с их помощью или подсказкой реши проблему, насладись успехом и дальше решай данный тип проблем самостоятельно. И так путешествует ребенок от проблемы к проблеме, расширяя репертуар своего опыта.

Что здесь важно?

1. Важно, чтобы родитель или любой другой старший помогал ему и отфильтровывал изначально непосильные для его возраста проблемы. Согласитесь, не надо ребенку тригонометрию в три годика осваивать.

2. Важно, чтобы при встрече с посильной, но пока незнакомой проблемой ребенок получал помощь своевременно, без задержки. Иначе столкнувшись с неудачей и не получив помощи, ребенок может очень быстро много чего нафантазировать. А с фантазией у ребенка все в порядке. И фантазия может оказаться такой: «Весь мир до краёв наполнен нерешаемыми проблемами. Я — бессилен что-либо сделать. Помощи ждать неоткуда. Я самый несчастный мальчик на свете!»

Для понимания уровня отчаяния маленького ребенка, оставшегося без помощи взрослого, достаточно вспомнить ваш первый опыт общения с компьютером и клавиатурой. «Ну не знаю я, какую кнопку нажимать! Хоть кричи! Приходит сисадмин, нажимает нужную кнопку — и о чудо! Компьютер ожил, дисплей картинку показывает, клавиатура буковки печатает. Чудеса!»         

3. Еще важнее не создавать ребенку слишком тепличные условия и все проблемы решать за него, ограждая его от любой маломальской трудности.

В этом отношении мне в своё время очень понравилась история. Ребенок играл с кубиками, ставил их один на другой, надеясь создать пирамидку. Но и после тысячи попыток пирамидка обрушивалась бесформенной грудой на пол. Взрослый, который это наблюдал, не выдержал, подошел, и САМ очень быстро и, самое главное, правильно совместил все выпуклости со всеми вогнутостями и построил пирамидку.

Пирамидка стояла прямо и твердо, как часовой на посту. Не шелохнется. Ребенок поднял на взрослого глаза, полные слёз: «Дядя! Это была моя игра! Ты сломал мою игру!» Ребенок от такой помощи не получает НИЧЕГО.

Помните, как ответили Вовке из тридесятого царства Двое-из-ларца-одинаковы-с-лица:

— Вы что за меня и есть будете?!

— Ага!

Ребенок не получает ничего. Взрослый такой своей гиперзаботой лишает ребенка шанса развиваться и осваивать что-то новое. Вырастает такая деточка до 40 лет, а не знает, где хлебный магазин находится. Случись, понадобится хлеба купить, а он не знает, как это делается. Это конечно же шутка! Но в каждой шутке…

Никогда не забуду случай со студентами на картошке. Я поручаю студенту окопать бурт с картошкой, чтобы его не залило дождевой водой, и выдаю ему лопату в качестве инструмента. Он берет в руки лопату и таращится на неё несколько минут с неподдельным изумлением. Ну точь-в-точь, как я таращился на компьютер, когда тот зависал. И по всем признакам видно, что ничего похожего на лопату он до своих 18 лет в руках не держал. Компьютерный гений, однако. 

Завышенные родительские ожидания

Отдельная тема — завышенные ожидания и требования родителей к ребенку. Чтобы ребенок ни сделал, как был он ни отличился, для родителей этого всегда мало. Одни упрёки!

  • «А вот соседский мальчик, Вова, тот уже…»
  • «Мы в твои годы…!»  
  • «Гайдар в твои годы командовал полком!»
  • «Ты выполнил 97% заданий! А почему не 100%?!»

Очень часто за этим скрывается личная нереализованность родителей. Но их поезд ушел, они сами балеринами и президентами не стали. И теперь их мечту должен реализовать ребенок.

Для родителей это второй шанс для самоутверждения. И ребенка здесь не спрашивают. Ты будешь чемпионом и точка! Каждый день гримаса неудовольствия на лице родителей. Тут волей-неволей будешь сжиматься в комок, в математическую точку, в ноль, при каждом возвращении домой из школы. Серебряная медаль нас не устраивает — только золотая.   

Многократно усиливается подобное ежедневное давление, если ждали мальчика, а родилась девочка (или наоборот). Хоть наизнанку вывернись — не угодишь. Если родители не принимают даже факта твоего существования, ребенок начинает ожидать того же от всего мира. Начинает тревожиться и бояться.

Насилие над ребенком

И совершенно особая тема — это крайний случай, когда ребенок сталкивается с фактами физического или эмоционального насилия, с неопределенностью, непредсказуемостью поведения самых близких для него людей. 

Как это бывает? Трезвый папка — любит и балует. Пьяный папка гоняется за ребёнком и его матерью с топором. И ежедневным опытом ребенка становится тревожное ожидание. Он вслушивается в вечернюю тишину, пытается по звуку шагов определить, в каком состоянии отец идёт домой сегодня…

Это тревожное напряженное ожидание может стать привычкой на всю жизнь. Образцом для взаимодействия со всеми остальными людьми на планете. А как вы хотели?!  Обжегся на молоке. Дуешь на воду! 

Как лечить тревожное расстройство?

1. С точки зрения когнитивно-поведенческой терапии самое важное для человека, страдающего тревожным расстройством - это перестроить мышление, изменить убеждения и научиться жить по-новому. Для этого нужно вернуться к азам:  

  • Учиться осознанности, учиться замечать свои мысли, проверять их на реалистичность (соответствие обстановке), переформулировать эти мысли более позитивно. 
  • Управлять вниманием, учиться замечать хорошее в жизни. А оно тоже есть! Надо только вглядеться! Постепенно человек начнет воспринимать мир не в черном цвете, а в его разнообразии. 
  • Учиться переносить неопределенность. Есть вещи, на которые мы можем влиять, а есть вещи, на которые мы влиять не можем. И с этим нужно смириться, это нужно принять.
  • Тренировать навыки решения проблем. То, что не получилось в детстве, нужно сделать во взрослом возрасте. Трудно? Да, трудно, никто не спорит! Но хорошая новость, что человек — самое обучаемое существо на планете. Вы справитесь. Обязательно с правитесь!

2. С точки зрения системной семейной терапии, нужно с помощью системной расстановки выяснить, чьи тревоги и страхи вы повторяете, и передать их как груз в то время и пространство, в тот контекст, где они возникли, и где они были адекватны, отдать предкам.

В годы войны и стихийных бедствий эти страхи и волнения были совершенно адекватны ситуации и помогли нашим предкам выжить. А мы живем в мирное время и повторять предков буквально не стоит. Предки не хотели, чтобы потомки повторяли их страдания.

3. С точки зрения телесно-ориентированной терапии важно найти в теле место, где хранятся страхи. Это очень часто выглядит как мышечный спазм, блок или зажим. Достаточно хорошенько растянуть, размять, согреть или привести в движение эту область тела, чтобы высвободилось огромное количество энергии, возникли телесные образы, которые очень легко можно преобразовать в более комфортные. Тяжелое сделать более легким, тёмное — боле светлым, твердое сделать мягким, холодное — теплым.

Эффективнее всего в работе с подобным состояниями помогает комплексный подход. Достаточно пройти курс терапии из 10-25 сессий у опытного специалиста, и можно полностью избавиться от неудобств тревожного расстройства. 

Будьте здоровы, живите богато, живите спокойно, уверенно и счастливо!
А психология вам в помощь!



Впервые статья опубликована здесь:  
https://psy.systems/post/trvozhnoe-rasstrojstvo-kak-raspoznat-i-izbavitsya



Просмотров: 440
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как правильно ограничивать время за компьютером, чтобы ребенок не впадал в истерики?
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Что нужно, чтобы ребенок вас услышал
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Правила для умных родителей, чтобы ребенок вырос счастливым/часть 1
  • Есть только один способ избежать критики: ничего не делать, ничего не говорить и быть никем
  • Правила для умных и любящих родителей, чтобы ваш ребенок вырос счастливым/часть2
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Самое важное, что нужно успеть сделать летом! Или закон Парето)
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Важно научиться терять время, чтобы потом его приобрести...
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Детская ложь или Как сделать, чтобы ребенок не врал.
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Когда страхи и неуверенность мешают, а важное дело нужно сделать именно сейчас.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Чтобы получить то, что ты никогда не имел, нужно сделать то, что ты никогда не делал.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь