Каждая эмоция и чувство человека, будь то ребенок или взрослый, всегда стремится к выражению. Каждая эмоция и чувство имеет своё уникальное место в психическом мире и оказывает особое влияние на становление и развитие личности.
Ребенок в силу своей физиологической и эмоциональной незрелости имеет достаточно узкий перечень навыков, с помощью которых он может прожить и выразить своё текущее эмоциональное состояние. Чем меньше ребенок, тем этих навыков меньше. В младенчестве и раннем детстве основным инструментом проявления себя в мире являются плач и слезы.
Когда ребенок плачет, он посылает сигнал значимому взрослому, о том, что в его эмоциональном мире слишком много напряжения, с которым он не может справиться самостоятельно. Это напряжение может быть вызвано физиологическими процессами, такими как голод, болевые ощущения (например, при созревании ЖКТ), усталость , а также психо-эмоциональными, такими как тревога, страх, чувство одиночества, обида, разочарование или очень сильное чувство радости.
Детский плач - это зов о помощи и поддержке беззащитного сердца ребенка, обращенный к сердцу взрослого. Ребенок никогда не плачет и не "капризничает" просто так, на пустом месте, как порой кажется взрослым. Детские слезы - это маркер эмоционального напряжения, перевозбуждения психики и переизбытка чувств во внутреннем мире маленького человека.
Давая малышу безусловную поддержку и принятие любой эмоциональной реакции с его стороны, позволяя плакать и с помощью слез проживать любые чувства и эмоции, находящиеся внутри, мы открываем дверь в богатый эмоциональный мир ребенка и помогаем маленькому человеку соприкоснуться с его красотой, делаем первый совместный шажок к познанию ребенком самого себя.
Как это работает?
Например, ребенок просит Вас в магазине купить мороженое. Вы участливо говорите, что он уже ел сегодня мороженое и больше, к сожалению, нельзя. Ребенок сталкивается с чувством фрустрация, так как он не может удовлетворить свою текущую потребность. Если учитывать, что уже вечер и ребенок чувствует себя уставшим и немного голодным, сегодня в саду другой мальчик поломал его любимую машинку, а потом еще и толкнул, воспитательница отругала за то, что он не хотел есть остывший суп, незнакомая тетя накричала, когда он показывал маме, как ловко умеет перепрыгивать лужу, и немного не подрасчитав скорость, угодил прямо в нее, орошив новые сапожки проходящей рядом незнакомки грязевыми брызгами:) А теперь еще и мороженое!!!! Фрустрация оказывается слишком сильной, ребенок не в силах сдержать горячие слезы и справиться с внутренним напряжением. На первом этапе ребенок будет пытаться изменить ситуацию, выпросить мороженое, вытребовать и даже может шлепнуть маму своей маленькой ладошкой от чувства отчаяния. Но мама оставаясь неотступной, позволяет ребенку прожить всю тщетность его попыток, сохраняя спокойствие и сочувствие к своему малышу. Спустя непродолжительное время, характер поведения ребенка меняется, если ему позволяют прожить предыдущий этап во всей его полноте, он уже ничего не требует и не выпрашивает, он просто горько плачет от того, что столкнулся с тем, что изменить не в силах. Мамина задача в этот момент, дать ребенку теплую поддержку и принятие его чувств, создать такие условия, в которых сердце ребенка смягчится и внутреннее напряжение выльется слезами тщетности. Так происходит адаптация, адаптация к ситуациям, которые вызывают фрустрацию, адаптация к тому, что "не работает", что не эффективно и что невозможно изменить. Другими словами, ребенок понимает, что в жизни не всегда происходит все так, как он хочет, но в тоже время, с помощью поддержки взрослого, он чувствует в себе силы пережить любые сложности и справиться с любой ситуацией. Посредством этих слез, происходит развитие ребенка, формируется его доверие к миру, через призму его взаимоотношений с матерью, формируется его первичное понимание самого себя и своего эмоционального мира .
Если бы мама повела себя в этой ситуации иначе?
На первом этапе выпрашивания мороженого, детских шлепков отчаяния и "нытья", мама разозлилась и пригрозила наказанием, если сын сейчас же не замолчит и не перестанет плакать. Ребенок, находясь в сильном эмоциональном напряжении, своим "плохим" поведением просит поддержку у мамы, надеясь, что она распознает его зов о помощи и подставит свое твердое плечо. Однако, вместо твердого плеча, малыш сталкивается с материнским гневом, который пробуждает страх в сердце ребенка, страх потерять поддержку в лице матери, что до определенного возраста для него равно смерти. И так как мама запрещает плакать, т.е не позволяет выразить свои переживания, ребенку ничего не остается как проглотить всю свою боль. Не прожить, а именно проглотить, разместить ее где-то внутри себя, так как самостоятельно, без помощи значимого взрослого полностью прожить ситуацию фрустрации и адаптироваться к ней ребенок не может. В итоге, ребенок замыкается, ребенок с каждым разом все больше и больше отстраняется от взрослого, привязанность и близость между ними теряют свою силу, ребенок становиться тревожным и неуверенным в себе, что оказывает непосредственное влияние на состояние его здоровья и формировании его личности в целом.
Дорогие взрослые, пожалуйста, помните, что Ваши действия, Ваши реакции и качество Вашей связи с детьми, оказывают на них неизгладимое влияние, которое будет проявляться в течении всей их жизни. Каждый Ваш упрек, каждая насмешка, каждое недовольство, каждое непонимание и неприятие, каждая угроза и критика, пускают стрелы боли прямо в сердце Вашего ребенка!
Если ребенок плачет, стоит обнаружить и понять причину его слез, не обесценивая её, даже если это слезы из-за помятой картинки или упавшей в лужу перчатки. Помочь ему выразить свои чувства и, тем самым, прожить те трудности, с которыми он встречается в самом начале своего пути, дать безусловную поддержку, показать, что Вы принимаете и любите его любым, и Вы увидите какие удивительные плоды принесёт Миру красота ваших взаимоотношений!