|
Как развить спонтанность в общении?Автор статьи: Сергей Давиденко
Хочется начать про спонтанность вообще. Какие ассоциации приходят вам на ум, когда вы думаете про спонтанность? «Про спонтанность не надо думать, спонтанностью надо заниматься», - можно услышать в ответ. И в изрядной степени будут правы, а я с ними соглашусь. Для меня лично спонтанность – это как мышца, которую надо постоянно использовать, потому что если не использовать, то она и атрофируется за ненадобностью! Поэтому есть специальные упражнения и тренинги, направленные на то, чтобы помочь человеку раскрепостить этот ресурс. У каждого из нас он есть, может быть в разной степени изначально заложен. Но очень часто ресурс спонтанности оказывается заблокированным по ряду причин, которые разберём дальше по ходу изложения. И всё-таки, мысли по поводу спонтанности... 1. В спонтанности есть ощущение отсутствия контроля Иногда люди чересчур фиксируются на контроле. И боятся перестать контролировать ситуацию. По разным причинам. Как вариант чтобы не повторилась прошлая травмирующая ситуация. Это довольно частый сценарий. Хорошо иллюстрирует пословица «Обжёгшись на молоке, дуем на воду», по-моему так звучит. Или можно привести такой пример. Клиент попал к зубному. А врач попался неаккуратный и сделал больно. Б-р-р! Теперь, при каждом визите к стоматологу пациент пытается контролировать врача, выспрашивая: «А как вы это будете делать? А анестезия какая? А больно не будет» и так далее, вместо того, чтобы успокоиться и довериться врачу. Сильный контроль увеличивает внутреннее напряжение, тревожность. Из-за сильной тревоги потребность в контроле ещё более возрастает. Получается замкнутый круг. Или папа и мама внушили такую модель поведения. Почему мама и папа в своё время выбрали модель поведения с сильным контролем, это отдельный разговор. Но модели поведения в первую очередь мы копируем от наших родителей или других значимых взрослых: бабушек-дедушек, учителей, воспитателей. 2. В спонтанности есть удовольствие Если я не получаю удовольствие, то энергия перестаёт течь свободно. Даже от самого течения энергии сильное удовольствие. Родители, например, хотят чтобы дети поскорее повзрослели. Потому что не знают, как вести себя с ребёнком, потому что их ребёнок давно куда-то запрятан глубоко внутрь. Родители запретили себе получать удовольствие и точно так же передают свои модели детям. Или им проще управлять своими детьми, если сделать из них маленьких послушных роботов. Но это уже про первый пункт, про контроль, то есть. 3. Про энергию Сказал выше, но стоит отметить отдельным пунктом здесь. Если энергии нет, то никакой спонтанности нет и в помине. "Серые тени, возвращающиеся вечером домой на метро не имеют энергии", - в какой-то статье вычитал это сравнение, очень яркое и точное. Образы вообще очень яркие и точные, поэтому в психологическом консультировании работа через образы считаю очень эффективной. Разбираться с причинами отсутствия энергии стоит отдельно. Здесь причины могут быть самые разные. Это и проблемы со здоровьем, неправильный режим, неправильное питание, использование стимуляторов, внутренняя психическая дезорганизация. Смотрим здесь, как увеличить уровень личной энергии: https://planerka.info/onlajn-kurs-kak-uvelichit-zapas-lichnoj-energii/ 4. Спонтанность - иррациональное качество В нём больше опора на восприятие, меньше на разум. Есть занятия, которые помогают раскрыть и натренировать вашу спонтанность. Это: танец, занятия музыкой, рисование, катание на горных лыжах. Разнообразные игры на ассоциации. Вообще всё, что развивает ассоциативное мышление. Для примера приведу такую технику: Плюс всё, что тренирует способности к восприятию. Тактильное восприятие, аудиальное, визуальное. И конечно способности к воображению. Изучение сновидений также помогает развить вашу спонтанность. 5. Чрезмерная фиксация на результате Есть два вида деятельности - аутотелическая и экзотелическая. Первая - когда мы что-то делаем ради самой деятельности. Второе - есть внешние причины заниматься этой деятельностью. И если мы испытываем сильное желание чтобы получить результат, то, как это ни звучит парадоксально, мы сопротивляемся наступлению результата. Этот феномен подробно разбирается в Седона-методе. Когда вы получаете удовольствие от самого процесса деятельности, особенно не фиксируясь на результате, то эта деятельность начинает вам давать энергию. Обязательно прочитайте книгу «Поток. Психология оптимального переживания», автор Чиксентмихайи Михай! Это одна из самых глубоких, практичных и в то же время экзистенциально насыщенных книг, прочитанных мной. 6. Быть собой Один из наиболее сложно формулируемых пунктов. И в то же время, один из ключевых. Потому что через принятие себя идёт отпускание внутренних напряжений и приглашение к Игре с Миром. Соционика и творческая функция. Рациональность и иррациональностьНебольшой реверанс в сторону соционики. Если мы исследуем спонтанность, то использование аппарата соционики здесь уместно и позволяет взглянуть под новым углом. Соционика как наука базируется на исследованиях Карла Гюстава Выделены полярности (или дихотомии), по которым можно распределить всех людей. Всего 16 типов в соционике. Приведу полярности (дихотомии), по которым делается разделение. Интроверты / экстраверты Сенсорик / интуит Интуити - эти в облаках. Чаще худощавые. С хозяйственностью тоже часто проблемы. Этики / логики Логики - предпочитают математику, программирование, компьютеры. ФункцииЕсть функции рациональные, а есть иррациональные. Сенсорика и интуиция - иррациональные. Логика и этика - рациональные. Рациональный - предпочитает строго придерживаться плана. Иррациональный больше полагается на восприятие, чем на рассуждения. А рациональный больше на рассуждения, чем на восприятие. Считается в соционике, что иррациональные типы в большей степени способны проявлять спонтанность в поведении. Дон Кихот, Дюма, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Габен, Гексли. Рационал: Иррационал: И, на мой взгляд, самое интересное, что можем извлечь из соционики – это творческие функции. Поясню вкратце, что это такое. В теории у каждого соционического типа есть 8 функций. Самые главные первые две: программная и творческая. Программная – это смысл деятельности, ради чего личность живёт. Творческая функция – каким образом достигается то, что в программной функции. Если вы знаете свою творческую функцию, то вы знаете как запустить творческий процесс у себя наиболее быстро. Согласитесь, полезно? Погружаться в теорию соционики мы сейчас глубоко не будем. *** Основных направлений работы со спонтанностью две: И ещё раз подчеркну, очень важно знать себя, знать свои сильные стороны. Знать в какой области вы можете проявить свои способности наиболее ярко и сильно. Искренне! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|