Про лоб

Про лоб 

Про лоб

Однажды я имела возможность наблюдать гениальную маму в магазине одежды. Она пришла за покупками с мальчиком лет двух. Ей явно хотелось сконцентрироваться на выборе, а малыш мгновенно начал скучать и, осмотревшись немного, уже готов был приступить к тотальному сбору цветных тряпочек с тех стендов, до которых можно дотянуться. Мама среагировала моментально: в этот момент у нее в руках была пара носков, она вручила её мальчику со словами: «Найди мне такие же». Малыш, получивший боевое задание, с серьезным видом отправился на его выполнение, а у мамы появилось несколько свободных минут. 

 

И вроде бы всё чрезвычайно просто, что же тут гениального? Так делают многие родители. Но многие ли задумываются, что именно они делают?

 

У нашего головного мозга есть часть (а именно - лобные доли), которая отвечает за целевое поведение: целеполагание, контроль, программирование действий, моделирование определенного результата. В процессе нашего развития эта часть формируется дольше всех прочих. Окончательно она сформирована, по разным данным, у женщин к 18, у мужчин к 21 годам. Нетрудно предположить, что, чем младше ребёнок, тем длиннее его путь к развитию этой части. 

Работа лобных долей незримо присутствует в любой нашей деятельности, она регулирует почти все прочие функции мозга. Регулировать вообще любую нашу деятельность-одна из ведущих задач для них. 

 

Вот к примеру мы на важном совещании и совершенно некстати у нас разболелся зуб. Уйти никак нельзя, нужно дождаться конца. Боль становится невыносимой и тогда мы прибегаем к простому приёму: отвлекаем себя. Начинаем внимательно слушать коллег или, если уж совсем что-то бессодержательное они вещают, присматриваемся к костюмам, напрягая все силы разума, пытаемся разгадать тайну, от чего погиб фикус в углу (тем более, что он пластиковый), мысленно составляем стратегический план обороны на случай атаки зомби и т.д. 

 Внешне всё очень просто, а вот внутри черепной коробки в это время творится настоящая магия: одни зоны мозга, ответственные за ощущения от различных частей тела (в данном случае, от зубов) находятся в возбужденном состоянии (на МРТ это выглядело бы как яркое пятно в определенной зоне), но постепенно, посредством нашего волевого усилия, которое и есть работа лобных долей, возбуждение в той зоне уменьшается и начинают возбуждаться другие зоны - ответственные за зрительное или слуховое восприятие например (в зависимости от того, на что мы себя отвлекаем). 

 

Тоже самое проделывает мама с двухлетним ребёнком, который, получив отказ в требовании поиграть с мясорубкой или расчесать кота вилкой, уподобившись сирене, вещает миру о несправедливости бытия, когда берёт в руки крышки от кастрюль и устраивает концерт для цимбал с оркестром. Через несколько мгновений малыш уже заливисто смеётся или, хотя бы, прекратив акустическую атаку, с интересом осматривает инструмент и требует его в своё владение. 

 

Ребёнок сам еще не может переключить себя, потому что для этого нужно усилие воли, а те зоны мозга, которые это усилие обеспечивают, ещё незрелы. И мы это делаем за него. Также и с целеполаганием: малыш до определённого возраста не может ставить себе сознательной цели, но уже может выполнять действия для достижения поставленной кем-то другим цели. Именно поэтому детям нравится играть со взрослыми или старшими детьми - они могут то, что малышам ещё недоступно. Во многом за счёт этого развивается детский мозг. 

 

Вышеописанное отражает идею зоны ближайшего развития - то, чего ребёнок еще не может сделать полностью самостоятельно, но справится с помощью взрослого. Мы как будто перекидываем малышу мостик оттуда, куда ему ещё только предстоит добраться.  

 

 

 



Просмотров: 105
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Муж или ребёнок. Что делать, когда рождается малыш.
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Целостность. Что это и для чего она нужна?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Что такое психотерапия? Для кого она? Для чего она? Размышления.
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Что есть злость и для чего она нужна?
  • В каждом из нас есть что-то от ящерицы, или сила архаичного мозга
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • За что отвечают лобные доли мозга?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Если к другой уходит мужчина: не факт что она лучше, но подходит именно ему..
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • О кумулятивной травме, или проблемы вроде бы нет, но ощущения как будто она есть
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь