Защита от боли

Защита от боли

Самозащита — это механизм, который мы осознанно или неосознанно используем, чтобы отстраниться от травмирующих эмоций, людей и ситуаций. Как только мы чуть соприкасаемся с болезненными чувствами, у нас сразу срабатывают защиты от боли. Это происходит повсеместно - будь то общение с коллегами, построение любовных отношений или дружеские связи.


Пример

Михаил поссорился с другом. Он расстроен, но не может или не хочет признаться себе в том, что он обидел близкого. Чтобы заглушить нежелательные эмоции, он решает посмотреть фильм. Благодаря этому он на время заглушает тяжелые мысли.
Если после просмотра фильма Михаил все же решится посмотреть правде в глаза, то через какое-то время он успокоится и сумеет восстановить гармонию. Но если он продолжит заглушать свои истинные эмоции, то это превратится в проблему.
Непрерывное бегство от самого себя поглощает ценную жизненную энергию, держит человека в постоянном стрессе. Дальше — больше: если Михаил так и не сможет понять, в чем настоящая причина его стресса, то он прочно застрянет в этом состоянии.

 

Человек осваивает стратегии самозащиты в детстве, поскольку для ребенка побег от проблемы — наиболее простое и доступное решение. Его психика не в состоянии "переварить" сильные эмоции. Со временем механизм доводится до автоматизма. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с проблемами, похожими на те, от которых вы дистанцировались в детстве, механизм самозащиты запускается автоматически.

 Чтобы лучше понять, как это работает, рассмотрим еще один пример.

 

Когда Ольга была маленькой, ее мама страдала от депрессий и часто рассказывала дочери о своих переживаниях. Девочку это пугало. Чтобы избежать невыносимых разговоров, она старалась переключать маму на другие темы.
Когда Ольга выросла и сама стала матерью, она столкнулась с тем, что ее дети скрывают от нее свои проблемы. Ольга искренне не понимает, в чем причина. Она не помнит, что, когда дети пытались рассказывать о своих переживаниях, она меняла тему разговора.
Если бы Ольга могла посмотреть на свое поведение со стороны, она увидела бы четкую закономерность: каждый раз, когда кто-то заговаривает о своих негативных эмоциях, она тут же переводит беседу в другое русло.

 

Применение подобных стратегий в детстве спасало Ольгу, а теперь губительно сказывается на ее отношениях с людьми. Ей достаточно признать факт существования этого механизма, чтобы начать восстанавливать утраченное доверие. Осознав свою стратегию самозащиты, она поймет причину проблемного общения с близкими ей людьми, и начнет строить доверие заново.

 

Защита от боли

Цель самозащиты — спасение того, кто защищается. Вы поймете это на примере истории женщины, которая активно применяла детский способ самозащиты во взрослой жизни.

 

В детстве Наташе не хватало заботы родителей. Попытки привлечь внимание встречали осуждение со стороны мамы и папы. В результате Наташа, будучи уже взрослой, не умеет просить о помощи.
Наташа не могла просто расхотеть внимания, она продолжала искать способы его получить, пусть даже обходными путями. Она заметила, что родители плохо реагируют на просьбы о заботе, зато рады, когда заботятся о них самих. Она стала расспрашивать папу о том, как прошел его день на работе. Отцу это нравилось, он долго и с удовольствием рассказывал, а девочка получала возможность совместного времяпрепровождения.
Повзрослев, Наташа продолжила реализовывать свои потребности путем удовлетворения чужих. Когда ей хочется почувствовать близость человеческого общения, она выслушивает рассказы о проблемах своей подруги. Подруга рада возможности выговориться. А Наташа слушает и не может понять, почему внутри нарастает раздражение.

 

В этом и заключается тактика выживания: как только Наташа испытывает потребность во внимании к себе, включается защитный механизм, перенаправляющий ее внимание на окружающих.

Если Наташа заметит эту закономерность, то она сможет изменить свой шаблон поведения и начать не только слушать подругу, но и рассказывать о себе. В этом и состоит работа на сознательном уровне. Бессознательная же часть включает в себя проживание болезненных чувств - ненужности, неценности...Когда вы идете в глубину своих болезненных чувств, вы внутренне взрослеете. 

Осознание - это первый шаг внутренних изменений. Как только вы видите схемы своего поведения, вы можете существенно изменить свои привычные действия. Обращая внимание на привычные действия и меняя их, вы можете существенно повысить качество не только своей жизни, но и близких. В случае Наташи, она сможет прямо говорить о своих потребностях вместо того, чтобы скрывать их за непонятными обидами. Например, она сможет прямо сказать: "Я соскучилась по тебе, давай пообщаемся?"

На практике это не так просто, как кажется. Осознав свой шаблон поведения, Наташа не сразу начнет жить по-новому. Сначала она расстроится, начнет вспоминать детские обиды, сформировавшие этот защитный механизм. Как раз на этом этапе воспоминания, она впервые сможет соприкоснуться со своей болью. На первых порах у нее опустятся руки. Но пройдет время, и она выработает новый способ взаимодействия с людьми.

Защита от боли - это временный выход

Если условия, вызвавшие необходимость защищаться, перестали существовать, то и механизм самозащиты отключается. Вот история о том, как самозащита появляется и пропадает.

 

Костя учится в первом классе. Он дружелюбный, в школу ходит с удовольствием, у него там друзья. Однажды утром по дороге на учебу он встречает компанию подростков. Костя просто проходит мимо, когда один из парней ставит ему подножку. Упавший мальчик лежит на земле, колено болит и кровоточит; парни стоят над ним и смеются.
К глазам подступают слезы, хочется к маме. Однако мальчик преодолевает себя, встает и продолжает путь в школу. Настроение ужасное. Болит раненая нога.
В школе Косте все еще грустно. Он пытается переключить внимание на уроки и друзей, чтобы не думать о неприятном происшествии. Учительница замечает, что с мальчиком что-то не так, заботливо спрашивает, что случилось. Костя снова чувствует подступающие слезы, но он не дает им воли. Он отвечает, что все отлично, и убегает.
Костя старается вести себя, как обычно: ходит на уроки, играет с другими детьми, но ничто не радует его. Вернувшись домой, он также пытается заниматься привычными делами.
Вечером приходит с работы мама, и тут мальчик не выдерживает, начинает плакать и рассказывать об утренней неприятности. Мама внимательно слушает его, обрабатывает ранку. Теперь, когда Костя перестает избегать своих эмоций, он пережил их и снова готов играть и радоваться жизни.

 

Разберемся, что произошло. Костя решает подавить свои негативные чувства: страх, боль, обиду. После падения ему хотелось развернуться и побежать домой, но он решил идти в школу и скрывать свои чувства и от окружающих, и от самого себя. Все то время, пока он сдерживался и не плакал, он старался жить, как обычно, но не испытывал обычной радости.

С одной стороны, если бы Костя расплакался сразу, он мог бы не тратить время впустую и быстро вернуться к своему естественному состоянию. С другой стороны, он прав: для проявления чувств стоит выбирать время, место и людей. Мама помогла мальчику справиться с его чувствами, но что было бы, если бы Костя пожаловался учительнице? Скорее всего, она напомнила бы ему, что он мужчина и не имеет права плакать. Следуя такой рекомендации, Костя загнал бы обиду еще глубже.

Мальчик включает стратегию самозащиты: он терпит, не плачет при посторонних, дистанцируется от своей обиды, тем самым защищаясь от еще более губительных эмоций, которые могли быть вызваны реакцией окружающих. Вместо этого он проживает ситуацию позже, в безопасной обстановке, с мамой, которая помогает ему восстановить душевное равновесие.

На примере этой истории мы видим, что временная самозащита может быть полезной, если использовать ее осознанно. Данный механизм позволяет человеку выбирать подходящее время и место для выражения своих эмоций.

На своих программах я всегда рассказываю о том как работает наше бессознательное. Как правильно проживать боль.
Мы не всегда можем понять и осознать его мотивы и действия. Осознавая установки и программы, созданные в детстве, мы обретаем способность менять наши внутренние установки. Именно этим мы и занимаемся на моей длительной программе: "Дорога Домой"

О том как защитить себя от боли, свой внешний и внутренний мир в след статье.

 

С любовью,
Ирина Гаврилова Демпси

 Источник: https://www.irinagavrilovadempsey.ru/ 



Просмотров: 301
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда в детстве не было принято разговаривать о своих проблемах
  • Что делать, если вас не "долюбили" в детстве. Кто сможет долюбить?
  • Когда мы хотим изменений,мы смотрим вперед. А начать лучше с того, чтобы посмотреть в зеркало.
  • Как мужчинам вести себя с женщинами, когда те рассказывают о своих проблемах
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Если мужчина звонит и пишет только когда ему плохо
  • Почему когда я лучше узнаю себя, я перестаю видеть свои проекции в другом?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • Осознать свои истинные приоритеты и понять на что мы тратим время и деньги
  • Как Наташа «отдала на алтарь лучшие свои годы…»
  • Как жить, если когда тебе сказали "нет": невыносимость фрустрации
  • Вести из песочницы: что делают дети на детских площадках, когда истощенная мама не дает им внимание.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Когда хочется, чтобы просто выслушали!..
  • Если вы не можете понять, как правильно вести себя с мужчиной.
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • Имидж ничто. Внимание - всё: когда бывший муж не даёт жить своей жизню
  • "Подари мне вместо своих чувств любви , свое чувство стыда" .Клинический случай
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Время жить 8...Чтобы получить энергию, ее нужно тратить!
  • Про мотивацию. Как понять свои истинные желания, чтобы найти свое призвание?
  • Как родители травмируют своих детей. Механизм передачи травмы привязанности. Записки_психотравматолога
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Постоянная драма как способ почувствовать себя живым: а что если научиться просто жить?
  • 4 проверенных способа самозащиты от зависти окружающих.
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Как рассказать о своих планах, чтобы не "сглазили"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь