|
Защита от болиАвтор статьи: Ирина Гаврилова Демпси
Самозащита — это механизм, который мы осознанно или неосознанно используем, чтобы отстраниться от травмирующих эмоций, людей и ситуаций. Как только мы чуть соприкасаемся с болезненными чувствами, у нас сразу срабатывают защиты от боли. Это происходит повсеместно - будь то общение с коллегами, построение любовных отношений или дружеские связи. ПримерМихаил поссорился с другом. Он расстроен, но не может или не хочет признаться себе в том, что он обидел близкого. Чтобы заглушить нежелательные эмоции, он решает посмотреть фильм. Благодаря этому он на время заглушает тяжелые мысли. Если после просмотра фильма Михаил все же решится посмотреть правде в глаза, то через какое-то время он успокоится и сумеет восстановить гармонию. Но если он продолжит заглушать свои истинные эмоции, то это превратится в проблему. Непрерывное бегство от самого себя поглощает ценную жизненную энергию, держит человека в постоянном стрессе. Дальше — больше: если Михаил так и не сможет понять, в чем настоящая причина его стресса, то он прочно застрянет в этом состоянии.
Человек осваивает стратегии самозащиты в детстве, поскольку для ребенка побег от проблемы — наиболее простое и доступное решение. Его психика не в состоянии "переварить" сильные эмоции. Со временем механизм доводится до автоматизма. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с проблемами, похожими на те, от которых вы дистанцировались в детстве, механизм самозащиты запускается автоматически. Чтобы лучше понять, как это работает, рассмотрим еще один пример.
Когда Ольга была маленькой, ее мама страдала от депрессий и часто рассказывала дочери о своих переживаниях. Девочку это пугало. Чтобы избежать невыносимых разговоров, она старалась переключать маму на другие темы. Когда Ольга выросла и сама стала матерью, она столкнулась с тем, что ее дети скрывают от нее свои проблемы. Ольга искренне не понимает, в чем причина. Она не помнит, что, когда дети пытались рассказывать о своих переживаниях, она меняла тему разговора. Если бы Ольга могла посмотреть на свое поведение со стороны, она увидела бы четкую закономерность: каждый раз, когда кто-то заговаривает о своих негативных эмоциях, она тут же переводит беседу в другое русло.
Применение подобных стратегий в детстве спасало Ольгу, а теперь губительно сказывается на ее отношениях с людьми. Ей достаточно признать факт существования этого механизма, чтобы начать восстанавливать утраченное доверие. Осознав свою стратегию самозащиты, она поймет причину проблемного общения с близкими ей людьми, и начнет строить доверие заново.
Защита от болиЦель самозащиты — спасение того, кто защищается. Вы поймете это на примере истории женщины, которая активно применяла детский способ самозащиты во взрослой жизни.
В детстве Наташе не хватало заботы родителей. Попытки привлечь внимание встречали осуждение со стороны мамы и папы. В результате Наташа, будучи уже взрослой, не умеет просить о помощи. Наташа не могла просто расхотеть внимания, она продолжала искать способы его получить, пусть даже обходными путями. Она заметила, что родители плохо реагируют на просьбы о заботе, зато рады, когда заботятся о них самих. Она стала расспрашивать папу о том, как прошел его день на работе. Отцу это нравилось, он долго и с удовольствием рассказывал, а девочка получала возможность совместного времяпрепровождения. Повзрослев, Наташа продолжила реализовывать свои потребности путем удовлетворения чужих. Когда ей хочется почувствовать близость человеческого общения, она выслушивает рассказы о проблемах своей подруги. Подруга рада возможности выговориться. А Наташа слушает и не может понять, почему внутри нарастает раздражение.
В этом и заключается тактика выживания: как только Наташа испытывает потребность во внимании к себе, включается защитный механизм, перенаправляющий ее внимание на окружающих. Если Наташа заметит эту закономерность, то она сможет изменить свой шаблон поведения и начать не только слушать подругу, но и рассказывать о себе. В этом и состоит работа на сознательном уровне. Бессознательная же часть включает в себя проживание болезненных чувств - ненужности, неценности...Когда вы идете в глубину своих болезненных чувств, вы внутренне взрослеете. Осознание - это первый шаг внутренних изменений. Как только вы видите схемы своего поведения, вы можете существенно изменить свои привычные действия. Обращая внимание на привычные действия и меняя их, вы можете существенно повысить качество не только своей жизни, но и близких. В случае Наташи, она сможет прямо говорить о своих потребностях вместо того, чтобы скрывать их за непонятными обидами. Например, она сможет прямо сказать: "Я соскучилась по тебе, давай пообщаемся?" На практике это не так просто, как кажется. Осознав свой шаблон поведения, Наташа не сразу начнет жить по-новому. Сначала она расстроится, начнет вспоминать детские обиды, сформировавшие этот защитный механизм. Как раз на этом этапе воспоминания, она впервые сможет соприкоснуться со своей болью. На первых порах у нее опустятся руки. Но пройдет время, и она выработает новый способ взаимодействия с людьми. Защита от боли - это временный выходЕсли условия, вызвавшие необходимость защищаться, перестали существовать, то и механизм самозащиты отключается. Вот история о том, как самозащита появляется и пропадает.
Костя учится в первом классе. Он дружелюбный, в школу ходит с удовольствием, у него там друзья. Однажды утром по дороге на учебу он встречает компанию подростков. Костя просто проходит мимо, когда один из парней ставит ему подножку. Упавший мальчик лежит на земле, колено болит и кровоточит; парни стоят над ним и смеются. К глазам подступают слезы, хочется к маме. Однако мальчик преодолевает себя, встает и продолжает путь в школу. Настроение ужасное. Болит раненая нога. В школе Косте все еще грустно. Он пытается переключить внимание на уроки и друзей, чтобы не думать о неприятном происшествии. Учительница замечает, что с мальчиком что-то не так, заботливо спрашивает, что случилось. Костя снова чувствует подступающие слезы, но он не дает им воли. Он отвечает, что все отлично, и убегает. Костя старается вести себя, как обычно: ходит на уроки, играет с другими детьми, но ничто не радует его. Вернувшись домой, он также пытается заниматься привычными делами. Вечером приходит с работы мама, и тут мальчик не выдерживает, начинает плакать и рассказывать об утренней неприятности. Мама внимательно слушает его, обрабатывает ранку. Теперь, когда Костя перестает избегать своих эмоций, он пережил их и снова готов играть и радоваться жизни.
Разберемся, что произошло. Костя решает подавить свои негативные чувства: страх, боль, обиду. После падения ему хотелось развернуться и побежать домой, но он решил идти в школу и скрывать свои чувства и от окружающих, и от самого себя. Все то время, пока он сдерживался и не плакал, он старался жить, как обычно, но не испытывал обычной радости. С одной стороны, если бы Костя расплакался сразу, он мог бы не тратить время впустую и быстро вернуться к своему естественному состоянию. С другой стороны, он прав: для проявления чувств стоит выбирать время, место и людей. Мама помогла мальчику справиться с его чувствами, но что было бы, если бы Костя пожаловался учительнице? Скорее всего, она напомнила бы ему, что он мужчина и не имеет права плакать. Следуя такой рекомендации, Костя загнал бы обиду еще глубже. Мальчик включает стратегию самозащиты: он терпит, не плачет при посторонних, дистанцируется от своей обиды, тем самым защищаясь от еще более губительных эмоций, которые могли быть вызваны реакцией окружающих. Вместо этого он проживает ситуацию позже, в безопасной обстановке, с мамой, которая помогает ему восстановить душевное равновесие. На примере этой истории мы видим, что временная самозащита может быть полезной, если использовать ее осознанно. Данный механизм позволяет человеку выбирать подходящее время и место для выражения своих эмоций. О том как защитить себя от боли, свой внешний и внутренний мир в след статье.
С любовью, Источник: https://www.irinagavrilovadempsey.ru/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|