Эмоциональная безопасность как регуляторный процесс в нормальном развитии и развитии психопатологии

 

Edward Mark Cummings

Patrick T Davies

 Development and Psychopathology · December 1996

Эмоциональная безопасность часто становится центральным понятием в объяснении многих явлений, особенно явлений семейной жизни, развития ребенка в рамках нормы и в развитии психопатологий (emotional security – эмоциональная безопасность/надежность/защищенность – понятие, перекликающееся с формулировкой безопасная/надежная привязанность - secure attachment).

Редко сама emotional security становится предметом теоретических работ и эмпирических исследований.  Требуется более точно определить emotional security как проистекающую из качества функционирования семьи как целого.  Emotional security определяется  как регуляторная система в русле подходов, трактующих эмоции, как процесс регуляции. Также теория emotional security соотносима с теорией привязанности, однако с акцентом не на эволюционно-этологических аспектах, а на регуляции субъективного эмоционального благополучия и безопасности как самоцели. На стыке социоэмоциональных и биологических процессов и в их взаимовлияниях  – вот откуда выводится определение эмоциональной безопасности. Чувство безопасности как цель определяется привычными для человека реакциями на события позволяющие достичь эмоциональной безопасности как самоцели, что можно противопоставить трактовке этих реакций как просто «ощущений» или «чувств».

Это был абстракт статьи. Несколько упрощенный мной, но всё равно довольно сложный. Теперь очень просто, коротко и по верхам. Статья теоретическая со ссылками на практические исследования (которые я не буду упоминать). Может, кому пригодится. Мне сам процесс перевода доставил огромное удовольствие. Делюсь.

 

Для лёгкости восприятия учтите, статья в основном про детей (но мы все родом из детства), примеры в основном – про ссоры родителей, помним, что семья –  саморегулирующаяся система, она может функционировать нормально, может в нездоровом режиме, вредить членам семьи, зависеть от того, что происходит за её пределами (ещё большей системы общества, мира, космоса…. Полетели))))

 

Во всём, что касается взаимоотношений с семьёй дети имеют целью именно безопасность, защищенность, надежность. Эмоциональная безопасность – это система регуляции, регулирует она процессы, происходящие при взаимодействии человека с общесемейной системой. То есть, безопасность – и заветная цель и система регуляции (позволяющая достичь эту цель). Как ребёнок будет обретать чувство безопасности зависит от семейной системы. Качество функционирования общесемейной системы определяет особенности развития ребенка как по пути обретения просто эмоциональной безопасности, так и по пути обретения нездоровых привычек обезопасить себя таким манером, который возможен в нездоровой, отвергающей, агрессивной, конфликтной семье.

 

Никто из нас не остров и все мы – часть систем и состоим из систем, все системы находятся во взаимодействии и сложных соподчиненных процессах регуляции. Эмоции – это один из процессов регуляции. Эмоциональная безопасность – составляющая этого процесса, она самая главная, когда речь идет о взаимодействии человека с окружающими.

 

Когда маленькому надо порегулировать поведение/общение/мимику/состояние здоровья/речь/мыслительные/психологические процессы  с мамой-папой-сестрой-троюродной тётушкой – тут основным регулятором будет эмоциональная безопасность как свойство в процессе взаимодействия и как результат общения.

 

Да, эмоции – это не только «почувствовать». Эмоции – центральное, ключевое, самое важное в регуляции активности человека, они конструктивны и организующи. Это не побочный продукт, кислые мины, улыбки, влюблённости и неприязни, как бонус к повседневной биологической жизни. Это сама соль жизни, контролировать и подавлять их – значит дезорганизовывать отлаженную систему регуляции. Её можно увидеть, услышать и понять, но не перекраивать. Каждая для чего-то нужна, каждая являет себя/содержит в себе компоненты мышления, физиологических реакций, субъективных ощущений, поведенческие и психологические реакции. Эмоции – сложное, комплексное, динамичное явление. Они состоят из множества и не остаются одинаковыми, прежними с течение времени. Значение эмоций всегда относительно. Оно зависит от текущего контекста взаимоотношений человек-окружение (текущее воздействие на ребенка конфликтов между родителями) и от истории этих отношений (опыт абьюза). Эмоциональная регуляция определяет, как ребенок будет «врастать» в общество, в отношения, определяет развитие – нормальное и с перекосами. Эмоциональная регуляция не побочный продукт разных влияний, это первичное, главное, определяющее влияние само по себе, постоянно меняющийся процесс регуляции отношений между человеком (его внутренним контекстом) и окружением (внешним контекстом) посредством достижения определенных целей.

Понять «почему» чувствуется/делается/говорится/думается нечто определенное можно только зная «с какой целью» и «где» это происходит.  Цели и контекст – вот ключ к пониманию развития ребенка. Эмоциональная безопасность – одна из главных целей, особенности жизни семейной системы, включая её историю – основной контекст. Активизируется система эмоциональной безопасности в основном в стрессовых ситуациях взаимодействия с близким окружением (стресс – это не только когда за двойку наругали конкретно тебя, маленького, это когда в семье ссорятся, когда замалчивается или не признается проблема, когда чувствуется угроза) .

 

Самоорганизация и саморегуляция ребенка преследует цель эмоциональной безопасности. Достигается цель разными путями – семьи бывают разные, дети бывают разные. К примеру, способом совладания с болезненными событиями (конфликты родителей) в семье могут быть: апатия, уход, агрессия и драчливость в школе (саду), игнорирование, показная бравада. Смотрим список копинг-стратегий. Также учтём семейную историю (особенности детско-родительской привязанности), опыт поведения ребенка в семейных конфликтах, индивидуальные особенности ребенка (темперамент и экстра/интроверсию не отменить). Длительное наблюдение ребенком конфликтов родителей само по себе повышает уязвимость. Ребенок с избегающим стилем привязанности, со слабой нервной системой, неоднократно наблюдавший родительские ссоры более склонен будет «обезопасить» себя уйдя в фантазии, отключившись от происходящего. Слишком болезненны и неподъемны для него, слабого и беспомощного попытки что-то сделать в этих ужасных обстоятельствах. Паттерн поведения, ход мыслей, физиологические проявления, психологические реакции и особенности субъективных ощущений – как целостная реакция на ситуацию, могут стать настолько устойчивыми, что это приведет к формированию патологического реагирования – хотя цель эмоциональной безопасности сама по себе весьма здоровая и «нормальная».

Особенно усиливают, «генерализуют» реакции множественные семейные стрессоры – сочетание физического насилия и родительских конфликтов. Даже демонстрация видеозаписи ссоры родителей заставляет детское сердце биться чаще – если этот ребенок имеет опыт физического насилия и регулярно наблюдает как родители ссорятся. Мальчики с опытом физического абьюза и родительских ссор агрессивнее реагируют на незначительные конфликты матери с посторонними людьми, пытаясь вступиться за родительницу (которая не смогла обеспечить ему безопасность). Множественные негативные семейные воздействия повышают эмоциональную реактивность – ребенок постоянно наготове, он ловит даже незначительные сигналы, он готовится к войне в миру и дует на воду, обжегшись на молоке. Как часть семейной системы, безопасность которой под большим вопросом ребенок стремится всеми правдами и неправдами повысить эту безопасность. Устраняя её в ситуациях, которые ему подвластны – поддерживая внешний имидж семьи, как «образцовой» - «у нас всё нормально», «ничего не происходит», агрессивно реагируя на окружающих – не могу защитить себя в семье, зато могу защитить мать/сестру/бабушку в магазине/школе/собесе. Реактивность в конфликте, кстати, сохраняется – иногда на всю жизнь. Цель достигалась привычными способами слишком часто – и во взрослой жизни на конфликт реагируется по привычке.

Такая реакция на небезопасность семейной системы как «идентифицированный ребёнок (пациент)», также может служить достижению цели эмоциональной безопасности. Развиваться в патологической, но устойчивой семье более безопасно – даже если для этого надо быть «мальчиком для битья», болеть, плохо учиться, быть растяпой, ронять на пол дорогой фарфор и грубить родителям. Ну или просто сойти с ума… Цель – нормальная для ребенка, реализация – патологична для ребенка.

Очень понравилось словосочетание «общесемейная эмоциональная надёжность/безопасность» (я его так перевела) - выходящее за пределы привязанности понятие, включающее в себя безопасность/надежность отношений семейной системы в целом. Даже включая соседку бабу Маню, если она – основной и стабильный источник безопасности. И детско-родительская привязанность туда тоже входит, куда ж без неё. Но всё-таки хорошие отношения с братьями и сёстрами, принимающий открытый, эмоционально доступный дедушка, чуткая тётушка, ответственная учительница – они весьма на пользу указанному параметру (родители могут быть холодными, недоступными, безответственными, всё ребёнкино детство проругаться или сформировать не фонтан какую привязанность). И если эта общесемейная безопасность в сумме хороша – развитие ребенка будет оптимальным, конфликты не станут для него чудовищным повторением опыта беззащитности перед огромным агрессивным миром.

 

 

 

Описание ребенком семейных отношений – отражает процесс регуляции эмоциональной безопасности, в том числе когнитивную сторону эмоциональной безопасности. Интерпретация эмоционально возбуждающих событий и кодирование внутренних эмоциональных сигналов, внутренние рабочие модели – всё это перекликается с данным аспектом. Базисом для описания становится предыдущий опыт, оценку угроз и объяснений почему они случаются, на ком лежит ответственность за возникающие опасности и есть ли возможность адекватно совладать с трудностями (копинг). Неоднократный опыт семейных конфликтов, ведущий к эмоциональной незащищенности, небезопасности будет отражаться в высокой готовности видеть угрозу в отношениях. Ребёнок активно конструирует и наделяет угрожающим смыслом происходящие в семье неприятные события. Угрозу для здорового чувства безопасности представляют конфликты деструктивные, неразрешенные, наблюдение же разрешения конфликтов между взрослыми (пусть довольно частых) не оказывают значимого негативного воздействия.  Эмоциональная окраска конфликта – враждебность, жестокость даже в условиях «конструктивного»  завершения играют решающую роль. Проявления враждебности и жестокости вредят больше, нежели просто эмоциональность и неразрешенность. Для эмоциональной безопасности ребенка важно не явление конфликта между родителями, а то, какую атмосферу он обозначает – враждебность родительских фигур по отношению друг к другу обозначают опасность для "первого и главного мира" ребенка, для его адаптации, социализации, развития в нашем общем с вами мире.

Описание ребенком семейных отношений как правило соответствует наличной ситуации, но в условиях хронически конфликтной ситуации может являться и следствием совладания с ней – двумя путями: гиперактивации (включение большого количества бессвязной и неактуальной информации о семейной жизни) и деактивации (подавление воспоминаний о семье, девальвация значимости семейных отношений).

 

 

Из приобретений для практики (но практики уже узнали всё на практике) – смотреть вширь и вглубь, учитывать особенности ребенка, семью, родню, соседей, знакомых, историю. Реактивность – может не быть производной от физиологии нервной системы, возможно, этот истеричный дергунчик - флегматичный интроверт, попавший в неблагоприятные условия (а этот приятный кажется сангвиник – сущая холера, просто семья у него тёплая, привязанность надёжная, опыт отношений сплошь благоприятный и воспитание отменное). Вспоминаем участников «общесемейной эмоциональной безопасности» - кто её обеспечил? Ну хоть какую-то… За какой положительный опыт зацепиться, чтоб не только холодность и предательство самых близких отрабатывать? 

Берегите себя. Чувствуйте себя, слушайте себя, проживайте свою жизнь.



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эмоциональная безопасность – необходимое условие для близких отношений
  • Атмосфера эмоциональной безопасности в отношениях психотерапевт-пациент
  • Психологическая безопасность ребенка. Что надо знать родителям.
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Психологический комфорт и безопасность ребенка в школе
  • Эмоциональная безопасность: всех люблю, но я устал(а)
  • Техника безопасности для ребенка
  • Правила безопасности детей на улице. Простые правила как обезопасить ребенка от незнакомцев.
  • Еда как способ эмоциональной регуляции
  • Стратегия безопасности ребенка дошкольного возраста
  • Вы в ответе за безопасность ребенка
  • Как научить ребенка соблюдать безопасность.
  • Особенности адаптации замещающей семьи как системы к новой семейной структуре
  • Безопасность ребенка. На что следует обратить внимание.
  • Ребенок должен быть в безопасности
  • Игнорирование себя - фундамент безопасности?
  • Безопасность детей: что зависит от родителей
  • Эволюция. Системы регуляции. Самоподдержка.
  • Влияние скрытых форм насилия на формирование эмоциональной сферы ребенка
  • Проблема ребенка - проблема семейной системы.
  • Как предупредить развитие эмоциональной нестабильности у ребенка.
  • Чувствует ли себя мужчина в безопасности?
  • Когнитивный компонент физического Я испытуемых с разными типами эмоциональной привязанности к матери
  • Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.
  • 5 шагов эмоциональной поддержки ребенка (в том числе и внутреннего)
  • Внутреннее отсутствие безопасности – избегающая привязанность.
  • Запрет на чувства и эмоции, или где была потеряна безопасность?
  • Безопасность - здоровый тип привязанности
  • "Подушка безопасности". Статья о родителях юных спортсменов и не только
  • Тревожный ребенок и потребность в безопасности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь