|
Виды аргументации. Волшебная сила словаАвтор статьи: Карпенков Юрий Витальевич
Третья базовая техника работы в методе системных расстановок – это слово. Это предварительное интервью, назначение заместителей, обратная связь от заместителей и терапевта, звуковые тесты, разрешающие фразы, аргументация, комментарии, притчи, истории, и вообще любые вербальные и невербальные реплики терапевта и заместителей. Всё что сказано вслух в процессе сессии. Изучая работы Фрейда в своё время, я с удивлением обнаружил, что Фрейд в работе с клиентом не молчит у него за спиной, а активно спорит, аргументирует, доказывает, требует, заставляет, настаивает… У него куча моментов, когда он пытается повлиять на клиента, донести до него свою точку зрения. Несмотря на то, что сам по себе образ расстановки обладает качествами наглядности, и несет для клиента очень глубокую и разноплановую информацию о его ситуации, терапевт все равно вынужден дополнять образ расстановки словами. Пояснять, разъяснять, задавать вопросы, запрашивать обратную связь, отвечать на вопросы клиента и т.д. Остановимся подробнее на аргументах терапевта в момент убеждения клиента. Более директивно или менее директивно, но иногда приходится прибегать к аргументации. Виды аргументации:
"Дорогой клиент, вот посмотрите внимательно на образ расстановки. Вам выгоднее развернуться и пойти к своим целям. Судя по реакциям заместителей вам легче, лучше, светлее, теплее, приятнее, эффективнее, маме спокойнее, деньги встают, предки рады, это решение вам явно в плюс". Клиент и сам это видит. Но мы при необходимости должны это еще раз словами до клиента донести. Особенно важно делать такую словестную отсечку в расстановках на правильное решение. Одно решение заметно хуже, другое – заметно лучше. А в некоторых случаях невнятной разницы между вариантами решений, стоит подчеркнуть это для клиента и сказать: «Разницы пока ясно не ощущается, нужно что-то поменять в параметрах анализа».
"Дорогой клиент, если вы в 40 лет останетесь при маме, дальше вам будет 50, 60, 70… Последствия будут совершенно определенные. Мой святой долг терапевта предупредить вас об этих последствиях, чтобы вы знали, из чего вы выбираете". За клиентов последнее слово. Он имеет полное право выбирать траекторию своей жизни. Но рассказать о последствиях того или иного варианта развития событий мы можем. Можем даже в расстановке это показать. В расстановке есть очень хороший ход: один шаг в сторону будущего по шкале времени равно 5 лет. Сделали всей расстановкой такой шаг и снова посмотрели, как меняется ситуация. Сейчас в 40 лет здоровья клиента хватает, чтобы держать всю жизнь мамы на себе, а в 55 лет, здоровья уже может не хватить. И это понятно в расстановке со всей очевидностью. Своеобразный наглядный прогноз получается.
«Дорогой клиент, как вы думаете, маме вашей приятно видеть вас в 40 лет неженатым, без детей?» «Дорогой клиент, поставьте себя на место вашего оппонента, зачем ему делать первый шаг к примирению с вами, если вы каждый раз с ним так обращаетесь?» Суть приёма – не спорить с клиентом, а просто задавать вопросы. Это по сути метод коучинга. С помощью точных вопросов можно бульдожьей хваткой впиться к неэффективную стратегию клиента и растрепать её в пух и прах, как тузик грелку. Но формально, используя этот метод аргументации, мы с клиентом не спорим, не показываем и не защищаем свою позицию, не навязываем клиенту свою картину мира. Мы просто заставляем его задуматься. Мы директивно заставляем его демократично задуматься. Вопросы – это директивный способ избежать директивности в работе с клиентом.
Метафора – это любая шутка, анекдот, история, притча, которая косвенно заставляет клиента задуматься. Я однажды помирил двух людей один анекдотом. Они готовы были уже драться. А я оказался рядом и говорю им. Смотрю я на вас, мужики, и вспомнился мне анекдот. Муравьи со слонами играли в футбол. Матч закончился. Слоны перед муравьями извинятся: «Мол извините, если кого затоптали… Бывает…» А муравьи в грязи с головы до ног, отряхиваются и говорят: «Ничего, ничего, мы тоже грубо играли…» Мужики поржали, расслабились, и драка не получила никакого продолжения. А ведь тремя строчками до того, они готовы были растерзать друг друга. Рассказ о борьбе анекдотичной, смешной, тем самым перенес смешной контекст на их реальное противостояние. Косвенно сказав им, ребята, да вы просто смешны в своей задиристости. В расстановке мы тоже можем рассказать вслух некую историю, как бы невзначай. "Слушаю тебя, дорогой клиент, и вдруг вспомнилось. Знал я мальчика Петю, он был на тебя чем-то даже похож. И он представляешь, что учудил…" Если человек плохо реагирует на шутки и анекдоты (Я в серьезной беде, к вам пришел за помощью, а вы тут шутите…) можете рассказать серьезную притчу про дзен-мастера, который жил высоко в горах... Миллионы людей годами ждали возможности поцеловать его ноги и через это исцелиться… По сути дела, метафоры – это в чистом виде эриксоновский гипноз. Первая история, которую применил Хеллингер для клиента была история «Два Орфея». Один Орфей – героически отправился в царство Аида, чтобы спасти Эвридику, но несмотря на нечеловеческие усилия спасти её так и не сумел. И всю оставшуюся жизнь он пребывал в безумной тоске и печали. Второй Орфей просто жил в пригороде Афин, работал гончаром, продавал свои изделия на рынке, воспитывал с женой семерых детей, жил спокойно и размеренно… Из любой истории можно сделать много выводов, они как правило многослойны, как матрешка. Но в контексте терапии эта метафора того, что не обязательно в жизни жестоко и героически страдать. Можно выбрать спокойный, эффективный и плодотворный путь радости. Хеллингер своим волшебным гипнотическим голосом рассказывал нам и клиенту эти свои истории. Хочешь сражайся каждый день с демонами внутри и вовне. А если хочешь, можешь жить спокойно. Тебе выбирать. Можно и так и так. Героев мало. Большинство людей живут по другому, обычно живут, радуясь тихим семейным радостям. Если героев мало, а обычных людей больше, то косвенное внушение-послание терапевта может быть таким: ты, дорогой клиент, скорее всего обычный человек и ты вполне можешь жить счастливо.
Дорогой клиент, хочешь услышать, что я думаю на самом деле. Тебе скорее всего не ко мне. Я работаю с теми, кто хочет работать и менять с вою жизнь к лучшему. Ты, видимо, хочешь оставить все как есть, и меня берешь в соучастники. Ты просишь меня поддержать тебя в том, чтобы ты продолжал себя изнурять и мучить. Я этого делать не хочу. Мне как терапевту просто не интересно заниматься с людьми, которые не хотят меняться. Это просто пустая трата моего времени. Мне гораздо приятнее за это же время поработать с клиентом, который готов работать и меняться. Это по сути очень жесткая провокация. Она припасается терапевтом на крайний случай. Когда сопротивление и упрямство клиента перерастает в эксплуатацию терапевта и вампиризм. Опасность на самом деле серьезная. Если случится так, что 9 из 10 клиентов не будут меняться, терапевт может разочароваться в профессии. Критическая масса неуспеха ведет к профессиональному выгоранию. Цена очень высока. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|