В двух частях:)
1.
Я читаю лекции с 23 лет. Не то чтобы я об этом мечтала с детства:)
Но папа у меня - преподаватель университета, и вот так и у меня "случайно получилось".
Ну и вот, честно могу сказать, что в моем опыте нет ни одной провальной лекции. Что, как бы должно быть удивительным фактом, ибо в силу своей "стеснительности" я умудрилась ни разу (ни разу, Карл!!!) не выступить публично в течение пяти лет обучения в университете. А с лекциями как-то практически сразу сложилось:) Но, собственно, сейчас не об этом.
Одно время я слегка грустила, что мои лекции - не такие , как у N (весьма уважаемой мною коллеги).
Вот у нее всё очень четко, структурировано, с отсылками к исследованиям и теориям, к авторитетным лицам в профессии, с примерами экспериментов и всякими полезными действиями.
Слегка завидовала ее энциклопедической памяти, ну и вообще - вот у человека всё по полочкам. Круто! А у меня не так - мелких деталей часто не помню (ну, не важны они мне, хоть тресни, а важна идея-суть-месседж), могу не точно что-то процитировать и даже (о, боги!) однажды забыла фамилию одного из основоположников.
А потом меня как-то озарило! Блин! Да я крутая совершенно в другом! Я даже тогда сформулировать это не могла, просто "провалилось". Она (чудесная моя коллега) сильна в одном, а я - в другом! Она может то, а я другое! Я не могу, как она. Но она не может, как я.
Казалось бы, тоже мне, инсайт. Элементарно, Ватсон!
А вот не скажите!
И вот он - первый миф личностного роста/развития - "Надо работать над своими недостатками".
Ведь так? Искоренять, преодолевать, бороться и дотягиваться. Видеть, где у тебя "не так" и с этим "работать". Как закалялась сталь, короче, и прочее "воспитание характера". И! Это история про "красную ручку". Будто ты подчеркиваешь в себе то, что "не удалось", "неправильно", "подлежит исправлению". Бесконечная, черт, работа над ошибками.
А я вот что имею сказать - фиговый это ракурс, ребята! Не туда смотрим. Обесценивание своего сильного и педалирование своего слабого - вот что тогда происходит. А вы ж знаете, да - куда смотришь, то и имеешь:)
И тут еще, смотрите, какой подвох. Каждый человек одарен, согласны? И, когда он что-то делает из своих сильных сторон, ему это дается не трудно (ну, да-да, трудно тоже, но не мучительно, без корчей, понимаете?).
Если ты делаешь что-то из своей СИЛЫ (таланта, одаренности, склонности, "зова" или "тяги"), то дается это легко (весело, в потоке, на волне и энтузиазме. Даже если это и затратно, и сложно.)
И - (следите за руками) - нам свойственно то, что делается легко, ОБЕСЦЕНИВАТЬ. Ни что и сделала. Ну, потому что в процессе было кайфово, и по итогу - устала, но прёт! А вот если ты убился, прорвался, сделал и подох в итоге - то да, респект! Молодец, преодолел, победил и всё такое. Цена? Да не важно, главное - СМОГ/ЛА.
Нет, не согласна. Сейчас я совершенно отчетливо вижу, что рост и развитие - в следовании своему пути и своей силе. А недостатки? Не знаю таких...
2. "Над собой стараюсь не работать. Ещё сломаю что-нибудь..." (с)
У нас с друзьями есть специальная закрыта группа, где мы ржем про всякое:) Вот там эту расчудесную фразу я взяла нынешним утром. Ибо о том же и думала с самого пробуждения. Значит, точно надо написать.
Я никогда, НИКОГДА ничего в себе не "прорабатывала", специально не "развивала" и не "прокачивала". Never. Самой аж странно. Да.
А ты? Работаешь, делаешь что-то, чтобы "стать лучшей версией себя"? Я серьезно, без иронии, правда.
А что же делаю я? Задумалась. Потому что очевидно ж - внутренние процессы ВСЕГДА происходят. И не хилые. О чем же они в моем случае?
И вот он ответ - о том, чтобы сделать ЛУЧШЕ себе. Точно! Вот именно так у меня - не "улучшить себя", а сделать лучше СЕБЕ.
Что значит "лучше"?
Понятнее, во-первых. И это мой первый мотив был всегда и сейчас есть.
На психфак я пошла не с желанием "помогать людям", никогда у меня так это не формулировалось, а для того, чтобы взять что-то для себя. И помню, что в процессе обучения это всегда и интересовало - что я тут могу полезного взять ДЛЯ СЕБЯ? И это было, в первую очередь, про ПОНЯТЬ. Объяснить, положить в голову, встроить в картину мира.
А что важно понимать? Ну, себя же, конечно! И вот эта компетентность в себе - для меня всегда была одним из самых важных богатств. И, кстати - это неисчерпаемая тема:)
Во-вторых, честнее. Это про то, что, когда хватает сил и устойчивости освобождаться от иллюзий и смотреть открытыми глазами на (что угодно) - то становится внутренне честнее. Без вранья себе. Без мути.
Это про некую ясность, что ли. Не про интеллектуальное "понимание", а про "прозрачность" проживания. Да, честность - самое откликающееся мне здесь слово. Честность - в частности, еще и в том, чтобы увидеть, где ты себе пи.. шь/ врешь.
В-третьих, спокойнее. Это про обращение с тревогой. Способность с ней контактировать, понимать, о чем она, проживать и получать ее послания. Проживать сложное и неприятное.
В-четвертых (и вовсе не по значимости), энергичнее и радостнее. Это про вдохновение, активность, силы и энтузиазм. Знать свои источники, уметь чувствовать свое состояние. Давать себе то, что необходимо. Слышать себя.
Это не всё.
Так вот, а миф-то, миф-то в чем? А вот как раз в том, что "надо работать над собой" или "духовно расти", иначе... сами знаете что:) Как сказала моя подруга, умнейший человек: "сами знаете что придет вне зависимости от того, развиты вы духовно или нет"...
И здесь мне определяющим видится любимый мною вопрос ЗАЧЕМ. Позадавайте его себе, ежели "работаете над собой". А зачем? Чтобы что? Возможно, услышите что-то новенькое и интересное...
А так-то, ежели чего, я за развитие. Двумя руками, конечно. Иначе что я тут делаю?:)