Воспитание в Японии. Стыд вместо ремешка

Икудзи, амаэ, стыд, метод угрозы отчуждения, майго

Воспитание в Японии Стыд вместо ремешка
Когда я узнала, что воспитание в Японии зиждется на стыде, моему возмущению не было предела. Эта информация была рычагом, активировавшим все мои воспоминания о пагубности такого подхода. Я сразу же начала изучать этот вопрос, и сделала любопытные открытия, сделавшие понятным «странность» современной японской культуры.

Итак, по-порядку. Возможно вы слышали об особой японской модели воспитания — Икудзи: ребёнок от рождения и до 5 лет — «небожитель», от 5 до 15 — «раб», с 15 лет — «равный».

Если с 5 до 15 лет ребёнок становился активным участником общины, в нём формируется групповое самосознание и социальная ответственность, после 15 лет это уже полноценный гражданин, так что же там происходит до 5 лет? Как в этом возрасте закладывается необходимый фундамент для того, чтобы затем человек стал таким выдержанным и трудолюбивым? Ну не укладывалось у меня в голове, как это может произойти с тем, кто до 5 лет якобы никак и не воспитывается, не имеет ограничений. Попытаемся разобраться и остановимся на периоде «небожительства» подробнее.

Ранее меня восхищали принятие и любовь к детям у израильтян, однако, увиденное в Японии в детских садах и парках, меня просто потрясло. Ни криков, ни ругани, ни шлепков!

Радостные мама и папа непрерывно ловят в кадр весёлое лицо драгоценного чада. Однако участие отца в воспитании на этом заканчивается — вся ответственность за маленького «императора» ложится на плечи матери! А ещё никаких бабушек, дедушек и нянь! В Японии считается, что пара рожает детей только для себя и никто участвовать в воспитании не обязан.



Ребёнок и
мама в первые 5 лет жизни — одно целое.

В Японии маму называют «амаэ», и тут не всё так просто. Слово это не имеет эквивалентов в русском языке и значит примерно следующее: "потребность в зависимости". Характерно амаэ не только для матери и ребёнка, но и для любых других отношений, в которых присутствует незрелость.

Именно в Японии наиболее развито производство таких вспомогательных средств как: слинги, кенгуру, куртки, плащи и пальто с карманами для младенцев — и это неспроста! Малыши активно участвуют в повседневной жизни мамы: встречи с подругами в кафе, парикмахерская, фитнес, покупки, различные клубы по интересам, поездки на велосипедах, мотороллерах и т.д. Детёныша в слинг — и давай мыть посуду, пылесосить, готовить. Он не мешает — видит, что делом занята, и сам становится участником всех процессов.

Помимо прочего в Японии перед родителями не встаёт мучительный выбор — спать в одной кровати с ребёнком или нет, ответ однозначен — да! Ребятишки могут спать под крылом мамы лет эдак до восьми и дольше.

Икудзи является не только методом воспитания, а ещё и философией, закладывающей в сознание малыша основы социальной ответственности. Система такого воспитания берёт своё начало в сельской общине, где плотность заселения была чрезвычайно плотной, так же как и в современных мегаполисах Японии, и очень важно было и есть научить маленького человека уважать других, не мешать им, учитывать, в первую очередь, интересы других.

Метод угрозы отчуждения. Основным инструментом-ограничителем является стыд: «Что о тебе подумают другие», «мне стыдно за твоё поведение». Стыд этот порождает страх отрыва от группы, от общества: «Поступай так, чтобы не было стыдно тебе, а значит твоему народу!» [Шабаева М. В. Понятие «стыда» в японской культуре // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 483-486].

В Японии мамы призывают к чувствам малыша, наделяя таковыми даже неодушевлённые предметы: «Не бей куколку, ей же больно», «Не стучи по стульчику, он обидится». Результатом такого подхода является понимание чувств друг друга без слов — это особенность японской культуры общения.

Подражание родителям — важнейший способ обучению коммуникациям. С детьми разговаривают спокойно и ласково. Так в японцах воспитывают самообладание и уважения к другим людям.


Плотный график японских детей впечатляет — всё расписано по минутам! Маленькие японцы посещают по несколько кружков, где изучают иностранный язык, пение, рисуют и занимаются в различных секциях. К четырём годам каждый малыш обязательно умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте!

А потом… малыш задувает на праздничном торте пять свечей и прощай детство. Окружающие начинают требовать от ребёнка неукоснительной дисциплины, функции воспитателей переходят ребятишкам, мама провожает первоклассника не далее чем до порога дома. Дети попадают в специфическую систему, где инакомыслие не приветствуется, где можно легко попасть в опалу, если ты чем-то отличаешься. Инфантилизация молодежи, агрессивность в адрес родителей, высокий уровень самоубийств среди школьников осознаётся Японией, критика современной педагогический системы широко освещается в печати.

Есть много чего любопытного в жизни японцев (особенности маркетинга и отношения к работе, такое явление как «паразит-одиночка» и пустые колыбели) и в их подходе к воспитанию детей — не хватит статьи, чтобы передать все особенности и тонкости этой культуры, такой богатой, такой другой…

Будем ли мы у них что-нибудь заимствовать, учитывая наши отечественные реалии? Возможно, если что-то отозвалось в сердце. 



Просмотров: 287
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ты хочешь мама, чтобы я стал взрослым – держись от меня подальше…
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Мы взрослые, можем научить детей сотрудничеству, если они не имеют такого опыта
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Мама, ты меня любишь? Почему дети задают этот вопрос?
  • "Если бы я была другой, меня бы любили". Терапевтический рассказ.
  • Стыд возникает только там, где есть зритель
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Если сердце разбилось, значит, оно не было слишком мягким
  • Психотерапия как явление современной культуры
  • Чтобы не было стыдно.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Он не будет мыть посуду! Только если вы не сделаете это…
  • На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым (c)
  • "Никогда такого не было, и вот опять!" Когда родовые флешбеки встают на пути?
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Особенности воспитания ребёнка от рождения до полутора лет
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Как работать с принятием и прощением отца, если его не было в твоей жизни
  • Размышления о маме - 4. У мамы тоже была мама.
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Вопрос расстановщику. "У матери было пять абортов..."
  • Я хочу, чтобы мне было плохо, для меня это хорошо.
  • Ресурс для мамы маленького ребёнка
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь