Методы психологического воздействия в культах и сектах

Почему и как люди попадают в секты? Что заставляет их убивать себя или продавать квартиры и дома, отправляясь в совершенное незнакомые, глухие места? Кто в зоне риска? Как помочь тем, кто попал в такую ситуацию? Все эти вопросы остаются актуальными сегодня для множества пострадавших от деятельности деструктивных культов. Попробуем рассмотреть, какие технологии обработки сознания лежат в основе воздействия подобных организаций. Исследователи отмечают следующие моменты, которые являются их общим алгоритмом:

 - «Бомбардировка любовью». Заключается в излишней заботливости по отношению к новичку со стороны всех членов группы. Применение этого метода позволяет снять защитные барьеры личности новичка, ослабляют его способность к критике, позволяют выяснить его социальный статус, материальное положение. Кроме того, «…явно любящее единодушие группы маскирует, а в некоторых случаях поддерживает строгие правила против как личного, так и публичного несогласия» [1].

- «Позитивное мышление» как способ мировосприятия и идеология таких объединений делает практически невозможной критику, так как любое несогласие оценивается с точки зрения тенденции видеть все в «мрачных тонах».

- Могут быть использованы ритуалы (иногда болезненные) посвящения, включающие в себя не только физические действия, но и длительное по времени коллективное обсуждение подробностей личной жизни до вступления в группу, приобретение новичком нового имени или номера. Таким образом, затрагиваются глубинные пласты психики человека, трансформируя целостность его личности. Формируется тенденция воспринимать себя до вступления как личность неполноценную.

- Как вариант, возможно использование практики исповеди (либо группе, либо специально подготовленному члену группы). Такая практика включает в себя обязанность новичка ежедневно обсуждать все свои мысли и чувства с представителями группы с целью их корректировки. Утаивание какой-либо информации карается отчуждением группы от испытуемого, всеобщим порицанием.

- Использование информации, полученной в приватной беседе, для подавления критического мышления «Сомнение и несогласие, таким образом, интерпретируются как симптомы личной неполноценности»

- Поощрение сожительства с другими членами культа для установления более прочной зависимости.

- Лидерами таких объединений устанавливаются чрезвычайно высокие или даже невозможные требования к членам групп. Для того, чтобы получать поощрения группы, ее член вынужден зачастую симулировать те или иные достижения, он научается внешне не отражать реальных чувств, боясь потерять поддержку группы.

- Контроль за личным временем и деятельностью членов группы может вестись разными способами: от постоянных звонков и мелких поручений, до фактической слежки через других членов объединения. Особенно травматичным для психики человека является комплекс мер, направленный на ограничение времени сна и возможности к уединению.

- Установка на то, что группа всегда права, даже тогда, когда она противоречит сама себе, приводит к формированию иррационального мышления и боязни самоанализа.

- Членов культа могут эксплуатировать и унижать, внушать чувство неполноценности, лишая веры в собственные силы решить проблемы во «внешнем» мире. Такое программирование приводит к печальным последствиям. Даже покинув культ, пострадавший долгое время не воспринимает его таковым и искренне полагает, что сам оказался неполноценной личностью. «В дополнение к обвинению самих себя бывшие культисты также склонны иметь трудности в соответствующем точном объяснении того, кем они являются в действительности» [1]. Чувство вины и собственной неполноценности могут быть настолько сильны, что требуется довольно длительный период реабилитации.

- Культивируется апокалептический взгляд на мир, что позволяет манипулировать материальными интересами члена культа. Часто такие пострадавшие остаются без значительной части имущества, в том числе и без квартиры.

- Влияние через идентификацию со значимым окружением, например, заключается в том, что в группе тщательно подчеркивается сходство входящих в нее членов. Например, найдутся люди, которые, так же как и новичок, пишут стихи, или являются профессионалами в какой-то области. Причем этот факт будет не только озвучен, но и неоднократно повторен. Часто речь лидера в таких организациях (и не только религиозных, но и коммерческого направления деятельности) начинается с того, что он долго рассказывает о том, что был как и все, сидящие в зале (бедным, пассивным в жизни, безработным, неверующим, скептически настроенным по отношению к подобным организациям и пр.).

-Притворная забота. «Когда появляется кто-то, кто разделяет наши заботы, этот человек становится коллегой, союзником, кем-то, кому мы можем доверять и поделиться сомнением. Теперь беседа медленно продвигается туда, где в ином случае наше несогласие было бы явным, в то время как способность убеждающего внушать доверие мягко проводит нас через каждое последующее препятствие, когда мы меняем свои установки путем небольших постоянных модификаций» [1].

- Эксплуатация

- Показная компетентность. Включает в себя применение ряда приемов (вербальных и невербальных), направленных на формирование образа уверенного в себе человека, обладающего истиной в последней инстанции. «Некто, смотрящий нам прямо в глаза, стоящий очень близко и говорящий с нажимом, ‑ это не устрашаемый, но устрашающий; этот человек в совершенстве контролирует схватку».

- Формирование и использование, так называемых, масок нормальности. Сопровождается тем, что под внешней видимостью «нормального» поведения прячется истинная сущность учения, которая, будучи обнародованной, вызовет неприятие и отторжение.

- Создание благоприятных условий для когнитивной потери ориентации. Этот происходит в процессе формирования новой картины мира. Достигается через: фальшивые аналогии, семантические искажения, метафоры, призванные сформировать абстракции, символы, а не конкретные явления.

- Игры на «выборе». Уже после того, как «клиент» сделал свой решительный шаг и принял предложение (точку зрения), ему предлагается иллюзия свободы выбора: «Решайте, выбор за Вами». При таком повороте событий создается иллюзорное ощущение взаимной договоренности.

- В деструктивных сектах продолжительность и частота богослужений заметно больше, чем в традиционных конфессиях. Общая продолжительность молений для новичка может достигать 60—65 часов в неделю. При исполнении многочасовых и довольно однообразных культовых ритуалов формируется стойкое торможение эмоций и притупление желаний, характерных для обычной жизни. У верующего появляется ощущение безразличия, теряется интерес к окружающему и собственной жизни, полностью исчезает чувство юмора и иронии. Его реакции на события становятся все менее спонтанными, естественными и все более ритуально предопределенными, запрограммированными.

Результаты  процесса «обработки сознания», когда он подходит к завершению, заключается в возникновении псевдоличности состоянии разобщения, в котором члены являются “раздробленными", а не "сложными". Они провозглашают великое счастье, однако прячут великое страдание.

Признаки организаций, склонных к насилию

 

  1. Ориентированное на контроль руководство.
  2. Духовная элитарность.
  3. Применение манипулятивных практик для реформирования мышления и управления поведением.
  4. Мимикрия – подстраивание под одну из мировых религий с использованием ее терминологии и символики.
  5. Претензия на самую современную трактовку Священного писания, основанную на последних достижениях науки.
  6. Восприятие членами культов себя в качестве подвергающихся преследованию.
  7. Предъявляющий высокие требования, суровый стиль жизни.
  8. Особое внимание скорее к опыту, нежели к рациональности.
  9. Жесткое подавление разногласий.
  • Жесткая дисциплина членов.
  • Стремление лидеров секты к незаконному обогащению.
  • Претензия лидеров на обладание истиной в последней инстанции.
  • Открытое обличение других религиозных организаций.
  • Болезненный процесс выхода.
  • Требование публичной исповеди (тотальное доносительство).

11.Крайнее манипулирование чувством вины и страхом

12.Сексуальное насилие в отношении членов культа.

13.Экономическая эксплуатация (обязательность пожертвований, эксплуатация труда членов культа).

Список литературы:

1. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. ‑ Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996.

2.Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. — М.: Генезис, 2005. — 79 с

3.Лобазова О.Ф. Религиоведение:/О.Ф. Лобазова; под общ. Ред. Академика РАН проф. В.И. Жукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 488с.



Просмотров: 443
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Могут ли роботы заменить членов семьи и тем самым решить проблему одиночества?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Динамические группы (группы со спонтанной групповой динамикой)-опыт проведения
  • Оздоровление отношений в семье – краеугольный камень улучшения состояния всех членов семьи
  • Группы раннего развития или группы тоддлеров
  • Некоторые патопсихологические особенности членов террористических группировок
  • Синдром французского борделя (синхронизация у членов коллектива)
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Использование группы как инструмента супервизии
  • И снова про установление правил работы группы: использование МАК
  • Когда эмоции и мысли являются/не являются проблемой
  • Взгляд внутрь себя через природные метафоры [Дни, когда идёт снег и У тёмной воды]
  • Формирование и развитие группы: борьба влечений в групп-аналитическом сеттинге
  • Программа группы психологического сопровождения замещающих семей "Мой особый ребенок"
  • Как защитить своего ребенка от попадания в секты и неформальные группы?
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Еще о принятии. Признаки НЕпринятия какой-либо проблемы или целой области жизни.
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Когда тревога и страх являются спутниками жизни.
  • Чем полезна работа психотерапевтических групп или, почему такие группы существуют?
  • Предмето-человек, тренер глазами участников психотерапевтической группы "Начало"
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Путь к себе к настоящему через принятие себя и других
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • За что платят участники группы, когда ведущий работает с чужими проблемами?
  • Отзыв участницы группы "Навстречу к себе"
  • Простые действия для того, чтобы принимать себя и всё происходящее.
  • Члены группы: вы мне кто?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь