|
Методы психологического воздействия в культах и сектахАвтор статьи: Пивнева Наталья Сергеевна
Почему и как люди попадают в секты? Что заставляет их убивать себя или продавать квартиры и дома, отправляясь в совершенное незнакомые, глухие места? Кто в зоне риска? Как помочь тем, кто попал в такую ситуацию? Все эти вопросы остаются актуальными сегодня для множества пострадавших от деятельности деструктивных культов. Попробуем рассмотреть, какие технологии обработки сознания лежат в основе воздействия подобных организаций. Исследователи отмечают следующие моменты, которые являются их общим алгоритмом: - «Бомбардировка любовью». Заключается в излишней заботливости по отношению к новичку со стороны всех членов группы. Применение этого метода позволяет снять защитные барьеры личности новичка, ослабляют его способность к критике, позволяют выяснить его социальный статус, материальное положение. Кроме того, «…явно любящее единодушие группы маскирует, а в некоторых случаях поддерживает строгие правила против как личного, так и публичного несогласия» [1]. - «Позитивное мышление» как способ мировосприятия и идеология таких объединений делает практически невозможной критику, так как любое несогласие оценивается с точки зрения тенденции видеть все в «мрачных тонах». - Могут быть использованы ритуалы (иногда болезненные) посвящения, включающие в себя не только физические действия, но и длительное по времени коллективное обсуждение подробностей личной жизни до вступления в группу, приобретение новичком нового имени или номера. Таким образом, затрагиваются глубинные пласты психики человека, трансформируя целостность его личности. Формируется тенденция воспринимать себя до вступления как личность неполноценную. - Как вариант, возможно использование практики исповеди (либо группе, либо специально подготовленному члену группы). Такая практика включает в себя обязанность новичка ежедневно обсуждать все свои мысли и чувства с представителями группы с целью их корректировки. Утаивание какой-либо информации карается отчуждением группы от испытуемого, всеобщим порицанием. - Использование информации, полученной в приватной беседе, для подавления критического мышления «Сомнение и несогласие, таким образом, интерпретируются как симптомы личной неполноценности» - Поощрение сожительства с другими членами культа для установления более прочной зависимости. - Лидерами таких объединений устанавливаются чрезвычайно высокие или даже невозможные требования к членам групп. Для того, чтобы получать поощрения группы, ее член вынужден зачастую симулировать те или иные достижения, он научается внешне не отражать реальных чувств, боясь потерять поддержку группы. - Контроль за личным временем и деятельностью членов группы может вестись разными способами: от постоянных звонков и мелких поручений, до фактической слежки через других членов объединения. Особенно травматичным для психики человека является комплекс мер, направленный на ограничение времени сна и возможности к уединению. - Установка на то, что группа всегда права, даже тогда, когда она противоречит сама себе, приводит к формированию иррационального мышления и боязни самоанализа. - Членов культа могут эксплуатировать и унижать, внушать чувство неполноценности, лишая веры в собственные силы решить проблемы во «внешнем» мире. Такое программирование приводит к печальным последствиям. Даже покинув культ, пострадавший долгое время не воспринимает его таковым и искренне полагает, что сам оказался неполноценной личностью. «В дополнение к обвинению самих себя бывшие культисты также склонны иметь трудности в соответствующем точном объяснении того, кем они являются в действительности» [1]. Чувство вины и собственной неполноценности могут быть настолько сильны, что требуется довольно длительный период реабилитации. - Культивируется апокалептический взгляд на мир, что позволяет манипулировать материальными интересами члена культа. Часто такие пострадавшие остаются без значительной части имущества, в том числе и без квартиры. - Влияние через идентификацию со значимым окружением, например, заключается в том, что в группе тщательно подчеркивается сходство входящих в нее членов. Например, найдутся люди, которые, так же как и новичок, пишут стихи, или являются профессионалами в какой-то области. Причем этот факт будет не только озвучен, но и неоднократно повторен. Часто речь лидера в таких организациях (и не только религиозных, но и коммерческого направления деятельности) начинается с того, что он долго рассказывает о том, что был как и все, сидящие в зале (бедным, пассивным в жизни, безработным, неверующим, скептически настроенным по отношению к подобным организациям и пр.). -Притворная забота. «Когда появляется кто-то, кто разделяет наши заботы, этот человек становится коллегой, союзником, кем-то, кому мы можем доверять и поделиться сомнением. Теперь беседа медленно продвигается туда, где в ином случае наше несогласие было бы явным, в то время как способность убеждающего внушать доверие мягко проводит нас через каждое последующее препятствие, когда мы меняем свои установки путем небольших постоянных модификаций» [1]. - Эксплуатация - Показная компетентность. Включает в себя применение ряда приемов (вербальных и невербальных), направленных на формирование образа уверенного в себе человека, обладающего истиной в последней инстанции. «Некто, смотрящий нам прямо в глаза, стоящий очень близко и говорящий с нажимом, ‑ это не устрашаемый, но устрашающий; этот человек в совершенстве контролирует схватку». - Формирование и использование, так называемых, масок нормальности. Сопровождается тем, что под внешней видимостью «нормального» поведения прячется истинная сущность учения, которая, будучи обнародованной, вызовет неприятие и отторжение. - Создание благоприятных условий для когнитивной потери ориентации. Этот происходит в процессе формирования новой картины мира. Достигается через: фальшивые аналогии, семантические искажения, метафоры, призванные сформировать абстракции, символы, а не конкретные явления. - Игры на «выборе». Уже после того, как «клиент» сделал свой решительный шаг и принял предложение (точку зрения), ему предлагается иллюзия свободы выбора: «Решайте, выбор за Вами». При таком повороте событий создается иллюзорное ощущение взаимной договоренности. - В деструктивных сектах продолжительность и частота богослужений заметно больше, чем в традиционных конфессиях. Общая продолжительность молений для новичка может достигать 60—65 часов в неделю. При исполнении многочасовых и довольно однообразных культовых ритуалов формируется стойкое торможение эмоций и притупление желаний, характерных для обычной жизни. У верующего появляется ощущение безразличия, теряется интерес к окружающему и собственной жизни, полностью исчезает чувство юмора и иронии. Его реакции на события становятся все менее спонтанными, естественными и все более ритуально предопределенными, запрограммированными. Результаты процесса «обработки сознания», когда он подходит к завершению, заключается в возникновении псевдоличности состоянии разобщения, в котором члены являются “раздробленными", а не "сложными". Они провозглашают великое счастье, однако прячут великое страдание. Признаки организаций, склонных к насилию
11.Крайнее манипулирование чувством вины и страхом 12.Сексуальное насилие в отношении членов культа. 13.Экономическая эксплуатация (обязательность пожертвований, эксплуатация труда членов культа). Список литературы: 1. Исцеление от культов: Помощь жертвам психологического и духовного насилия. /Под ред. Майкла Д. Лангоуни. Пер. с англ. ‑ Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 1996. 2.Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. — М.: Генезис, 2005. — 79 с 3.Лобазова О.Ф. Религиоведение:/О.Ф. Лобазова; под общ. Ред. Академика РАН проф. В.И. Жукова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 488с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|