К вопросу о методе сказкотерапии в работе с молодежью в России

 

          Бытие человека в рамках любой культуры предполагает  необходимость постоянной рефлексии, а так же определенных усилий по освоению и преобразованию социального пространства. Такая работа связана с формированием картины мира и адекватного культурной парадигме мировоззрения как активной формы отношения индивида к миру. В мировоззренческой позиции личность проявляет свою индивидуальность, равно как и  солидарность с коллективными представлениями о реальности. Потому воспитательный процесс во все поколения человеческой истории включал в себя довольно мощный блок методик приобщения подрастающего поколения к ценностям, знакам и смыслам культуры предков и только потом подразумевал формирование творческого отношения к реальности. Такой подход обуславливал сохранение вектора социокультурной идентификации индивида, как в творческой активности, так и в период  жизненных испытаний, наделял человека психологической устойчивостью к стрессовым ситуациям, формируя ощущение стабильности, определенности, защищенности многовековым опытом предшествующих поколений. Важным аспектом такого подхода являлось непосредственное воздействие на бессознательное человека через систему практик табуирования, ритуализирования повседневной жизни, фетишизации объектов, ритуалов инициации и других механизмов, свойственных традиционному обществу.

 Приобщение к культурным кодам осуществлялось не только через поведенческие акты, но и через формирование компетентности в области духовной составляющей культуры. Носителями такой информации были сакральные знания,  которые молодежь получала через мифы, сказки, предания и другие формы трансляции архетипов. Именно эти знания наделяли жизнь человека особым смыслом и формировали его сознание, как сознание носителя определенной культуры. Вопросы изучения архетипических оснований культуры, значимости архетипов в ее генезисе  затрагивались многими учеными, среди которых наиболее яркими представителями являются К. Юнг,  Е.М. Мелетинский, М. Элиаде, Дж. Кемпбелл, К. Леви-Стросс, В. Пропп, Дж. Холлис, М. Вудман, М.Л. Фон-Франц, С.Ю. Поройков, А.В. Семушкин, С.А. Нижников. В работах этих авторов отмечается уникальная роль мифологии как генетического начала всех форм рационального знания современности. Не вызывает сомнения тот факт, что человек нашей эпохи, ориентированный, прежде всего, на научное объяснение реальности, попадая в ситуации, связанные с невозможностью планирования развития событий, потеряв контроль над ситуацией, довольно быстро обращается к архаичным способам взаимодействия с реальностью. Именно этим объясняется лавинообразное увеличение количества экстрасенсов, медиумов и гадалок в кризисные моменты человеческой истории, иллюстрацией к которым может служить недавнее перестроечное время нашей страны. Такое явление вполне объяснимо, поскольку в активно меняющихся условиях трансформируется и система ценностных оснований культуры, что приводит к повышению уровня тревожности населения. Вера в сверхъестественное, в наличие Абсолюта, одной из важнейших черт которого является вечность, а, следовательно, и постоянство законов, им установленных,  дает человеку спасительную защиту от страха перед смертью, реальностью и снимает чувство вины за нарушение, ставших неактуальными в новых условиях, нравственных норм.  Для России подобная ломка стереотипов была наиболее травматична, поскольку культурная парадигма советского государства предполагала атеистическое отношение к миру. Следует заметить при этом, что культ вождя в Советском Союзе носил ярко выраженные черты религиозного поклонения, а сам образ генерального секретаря ЦК КПСС наделялся архетипическими чертами Великого предка, героя, создателя и защитника культурных благ.

Таким образом, утратив идею сакральности установившегося миропорядка, гражданин перестроечной России потерял не только уверенность в завтрашнем дне и своей физической безопасности. Было разрушено основание психологического благополучия, и на освободившемся мировоззренческом пространстве стали развиваться деструктивные религиозные и мистические  культы и идеологии.

Сегодня российская ментальность находится в процессе становления: по-новому осмысливаются исторические факты прошлого, кардинальным образом меняется воспитательная парадигма, вводятся инновационные технологии в школьной педагогике, активно развивается социальное образование, ставшее «одним из инструментов общественного согласия, условием гармонизации общественных интересов, консолидации населения и придания социальному развитию устойчивого характера» [10].

 Тем не менее, говорить о стабильной картине мира и социальной защищенности подрастающего поколения пока рано. А потому ребенок, попавший в трудную жизненную ситуацию, которая требует от него определенной активности по ее преодолению, не имея фундамента культурных традиций и устойчивых стереотипов, может переживать этот период менее эффективно, порождая в своем сознании болезненные формы мировосприятия.

В свете вышеописанной проблематики представляется обоснованным  проявление более пристального внимания к методу сказкотерапии (сущность которого состоит в актуализации образов бессознательного) в работе с детьми и подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

 Сказкотерапия как метод психологического воздействия рассматривается сегодня многими авторами, среди которых можно выделить работы Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Е.В. Чех, И.В. Вачкова, Сакович Н.А., Гнездилова А.В., Соколова Д.Ю. Авторы глубоко и детально рассматривают специфику метода и саму сказку как универсальный инструмент диагностики и терапии.

Рассмотрим одну из имеющихся классификаций типов сказок, используемых в работе психолога [3]:

Таблица1

Тип сказки

Функциональные особенности

Художественная авторская сказка

Позволяет решать задачи психокоррекции, психотерапии, обладает в некоторых случаях медитативным эффектом. Художественная авторская сказка позволяет изучить внутренний мир автора, провести анализ его жизненного сценария, иерархии ценностных ориентаций, специфики гендерных стереотипов. Такие сказки могут использоваться в дидактических целях при обучении клиентов оптимальным способам взаимодействия с социальной реальностью. Они, как правило, более эмоционально заряжены, чем фольклорные произведения и позволяют проживать в метафорической форме наиболее острые жизненные ситуации, осмысляя их философскую составляющую, тот полезный жизненный опыт, который обладает неизменной ценностью для решения последующих жизненных задач.

Народные сказки

Наиболее древний пласт культуры, приобщение к которому может оживить глубинные переживания личности в образах, близких содержанию коллективного бессознательного.  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева  отмечает, что содержание таких сказок создает особое отношение человека к миру, в рамках которого мир воспринимается одушевленным, наделенным человеческими чувствами и качествами. Такой подход позволяет воспитывать бережное отношение к объективной реальности, учит эмпатии и способности к принятию другого. Народная мудрость, заключенная в сказочных повествованиях содержит в себе и элементы, связанные с воспитанием чувства ответственности за свое будущее. Поощряется активная жизненная позиция, устремленность к выбору «добра» как генеральной жизненной позиции. Формируется готовность к получению жизненных благ через труд и нравственные усилия. Известный фольклорист и культуролог Агранович С.З. отмечает в этой связи, что собственно человеческое начало просыпается в человеке, когда он приобретает способность к самоограничению, способность преодолевать искушение инстинктов.  

Дидактические сказки

Ставят своею целью формирование мотивации к познанию мира, научение клиента определенным действиям в рамках заданной системы знаний.

Психокоррекционные сказки

Задача такой сказки заключается в мягкой корректировке поведения клиента-ребенка, формировании более адекватных реальности способов реагирования.

Психотерапевтические сказки

Затрагивают философские аспекты бытия человека и в мягкой метафорической форме позволяют клиенту соприкоснуться с болезненной для осознания тематикой. Прежде всего, это вопросы жизни и смерти, расставания с близкими людьми, размышления о смысле жизни и пр.

Медитативные сказки

Оперируют положительными образами-смыслами, восстанавливая психоэмоциональное состояние клиента, снимают напряженность в восприятии мира. Медитативные сказки работают с идеализированными образами гармоничных отношений в системах «человек-человек», «человек-мир».

 

Достаточно полно проработана методика анализа сказок в работах Д.Ю. Соколова. Так, ученый выделяет несколько уровней анализа сказочных сюжетов [9]:

  1. Актуальный анализ. Предполагает изучение ситуации, в которой находится автор сказки через сопоставление сюжетной линии сказочного повествования и наиболее эмоционально заряженной жизненной ситуации, в которой оказался клиент.
  2. Статусный анализ. Направлен на изучение места, которое занимает автор сказки в групповой иерархии.
  3. Анализ стиля поведения. Автор, как правило, в результате сочинения сказки, приписывает главному герою именно тот стиль поведения, который сам транслирует в подобных ситуациях.
  4.  Анализ базового мифа. Сводится к поиску мифологического аналога сюжетной линии. Речь идет об архетипических сюжетах, которые раскрывают проблему клиента, прежде всего, как процесс индивидуации.
  5. Анализ ситуации анализа. Предполагает наблюдение самой ситуации, в рамках которой разворачивается написание и анализ сказки.
  6. «Исторический анализ». Изучение фактов соответствия жизненного сценария клиента сценарию сказки.
  7. Семейный анализ. Направлен на рассмотрение особенностей первичной семьи, из которой происходит автор.
  8. Анализ архетипической символики. Анализируются дополнительные детали сказки, назначение которых заключается в обосновании сюжетной линии. Такие подробности могут пролить свет на природу мотивов клиента.
  9. Анализ жанра (героика, трагедия, плутовство). Жанрам, как правило, соответствуют стили поведения автора.

      В своей практической деятельности Д.Ю. Соколов выделяет основные архетипы, которые наиболее актуальны для различных возрастных групп:

  1. Детский возраст – «вечный дитя», «голодный дух», «трикстер», «зависимый ребенок», «божественное дитя».
  2. Подросток – «Принц и принцесса», «Герой», «Спящая красавица».
  3. Взрослый – «Король и королева», «Темная мать», «Колдунья», «Нормальчик».
  4. Старец – «Сенекс», «Даос».

      Как видим, интерес к сказкотерапии в психосоциальной работе как со взрослыми, так и с детьми,  проявляется сегодня многими специалистами. Следует отметить в этой связи, что наиболее глубокий анализ сказочных произведений и отраженных в них архетипических сюжетов и персонажей производится на основе представлений об архетипах, разработанных К.Юнгом. Под архетипами понимаются «первичные формы,  определяющие жизнь психического… Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые сходные идеи». 

      Идея коллективного бессознательного в юнгинианской  трактовке  предполагает наличие общих, универсальных для всего человечества схем развития и построения сюжетных линий мотива индивидуации, а потому и психологическая  помощь с применением сказкотерапии представителям различных культур не обязательно должна учитывать специфику национального мировосприятия.

      И действительно, в мифах и сказках народов мира очень легко отметить параллели и сходства, как в разворачивании сюжетов, так и в реализации главных действующих персонажей. Этот факт используют многие психологи юнгинианского направления, апеллируя к античной греческой традиции в анализе архетипических сюжетов.  Тем не менее, сказочные, мифологические и былинные сюжеты изобилуют национальной спецификой понимания того или иного архетипического образа. Для примера проведем краткий культурологический анализ  архетипических образов героя и трикстера относительно российской и европейской традиций.

Образ героя – ядро любого мифологического, сказочного, эпического повествования. Как правило, он выписывается подробнее, четче, чем все остальные, поскольку является спасителем, устроителем, искупительной жертвой, со-творцом мира (в некоторых случаях). Ценность его безусловна и, можно предположить, что этот важнейший образ имеет довольно сходные черты во многих культурах. Для сравнения выберем европейский героический эпос («Песнь о нибелугнах», «Песнь о Роланде», Ивэйн или рыцарь со львом») и русский былинный эпос, а так же материал сказок из сборника Афанасьева.

          Очертим ряд сходных признаков, проистекающих из функциональной значимости этого образа:

  1. Герой – это создатель и защитник культурных благ.
  2. Герой обладает гипертрофированными качествами, которые делают его непобедимым (сила, смелость, ум, вера, любовь к Родине, расположение высших сил, благочестие).
  3. Герой далек от меркантильности. Он всегда жертвует собой ради блага ближнего.
  4. Жизненный цикл героя во всех мифологических системах приблизительно одинаков. Он состоит из чудесного рождения (оторванность от социума), запрета и его нарушение, изгнание (бегство), испытание мужественности, стойкости, обретение волшебного средства или волшебного помощника (на ранних этапах развития человеческого общества – обретение волшебных сил, магических  знаний), борьба со змеем (чудовищем), женитьба на царевне (предварительные испытания), ложный герой и узнавание истинного, преображение и воцарение героя.

 Сопоставим базовые характеристики реализации героических образов

Сравнительные характеристики архетипических образов героев

                                                                                                            Таблица 2

Европейская традиция

Русский эпос

Происхождение героя

Знатный род

Как правило, из крестьян. Исключение – несколько богатырей (Волх, Добрыня, Алеша Попович). Но они проигрывают народным героям в случаях, когда меряются силой или сравниваются их нравственные принципы.

Героические подвиги совершаются

Во имя службы правящему лицу

Во имя Земли-Матушки, Родины

Движущая сила героя

Демонстрация воинской доблести

Защита Отечества

Место действия

Захваченная территория. Война воспринимается как способ утверждения власти и превосходства.

Родная земля. Война воспринимается как священное, правое дело. Война – способ защиты Родины, сохранения национальной самоидентификации.

Отношения с близкими

Как правило, соперничество. В результате возможно предательство.

Связаны «братскими узами». Как правило, поддерживают друг друга. В некоторых случаях (в сказочных повествованиях) возможно предательство со стороны братьев, которое жестко карается в ходе развития сюжета.

Отношения с властью

Обоюдное уважение. Служение правителю почетно. Герой может стать правителем и при этом остаться героем. Власть и государство представляют собой значимые образы в понимании родины. Сражаясь за Родину, рыцарь сражается, прежде всего, за социальный порядок.

Проблемные, если правитель  своими действиями нарушает нравственные принципы. В частности, если его действия подрывают  безопасность страны. Герой может отказаться от выполнения своего долга перед правителем при  условии несоблюдения последним интересов государства.  Герой никогда не становится правителем. Если герой становится правителем (русские народные сказки), то он перестает быть героем и повествование заканчивается. Руководство государством противоречит таким нравственным началам героя как справедливость, честность, благородство. Это неудивительно, если учесть, что понятие Родины и государства в русском национальном сознании не тождественны, поэтому государственный служащий  не тождественен защитнику родины.

Герой и смерть

Герои умирают. Как правило, из-за гордыни или неосмотрительности попадают в ловушки, расставленные предателями.

Русский эпос не знает историй о смерти героев. Даже если они попадают в катастрофическое положение, друзья всегда приходят на помощь и выручают из, казалось бы, безвыходных ситуаций. А в случае с Ильей Муромцем, избранником самой Земли-матушки, ему «смерть в бою не писана» до тех пор, пока он защищает Родину. В крайнем случае, богатыри превращаются в горы, которые продолжают святое дело защиты Отечества.

Герой и женское начало

Как правило, прекрасная дама требует защиты. Ради нее совершаются подвиги, жертвуются жизни. Иногда из-за ошибок, совершенных ею, герой может погибнуть. В любом случае в европейской традиции женщина повышает свой статус через замужество. Женщина может выступать как равная по силе (или даже сильнее) только в редких случаях и то оговаривается, что она, например, обладает волшебным поясом (Брюнхильда в «Песне о нибелунгах»). Как правило, отношения между героем и прекрасной дамой складываются на основе взаимной любви.

Мужское и женское начало практически равносильны. Женщина воспринимается либо как верный друг, либо как коварный враг, если она из иной страны. Как правило (особенно в сказках) мужчина повышает свой социальный статус через брачные отношения. Часто именно женщина решает неразрешимые для героя задачи и тем самым спасает  его от неминуемой беды. Среди эпитетов, которыми русское сознание наделяет женщину, доминируют: мудрая, прекрасная. Как правило, отношение между героем и героиней повествования складываются на основе договорных обязательств. В русской народной традиции нет темы служения прекрасной даме. Женское начало в большинстве случаев выступает как идеологически доминирующее. 

Герой и природа

Природа – декорация подвигов, место действия

Герой имеет гармоничные отношения с миром. Он может управлять миром живой природы, находит волшебных помощников среди животных (говорящий конь, вороны и пр). Образ Земли одушевлен. Земля-Матушка и есть та Родина, ради которой и осуществляются героические усилия. Собственно, именно тот, кто является истинным ценителем и возделывателем земли, становится и ее самым главным защитником, обладающим сверхчеловеческими силами (Микула, Илья).

Рациональная/эмоциональная составляющие образа

 В действиях преобладает рациональное начало. Герой расчетлив и прозорлив. Это не удивительно, поскольку он - правитель. Роланд дает мудрые советы своему сюзерену, и если бы король его послушал, то не потерял бы своих лучших воинов. Зигфрид очень продумано ведет свою политику и, благодаря такому подходу, достигает женитьбы на возлюбленной. 

Действия героя спонтанны. Они, как правило, продиктованы чудесными событиями, причина которых кроется либо в воле Земли-матушки (исцеление Ильи), либо в велении представителей власти, либо в трудных жизненных ситуациях, когда от активных действий зависит жизнь героя (практически все народные сказки). Поведение героя при этом объясняется не столько определенной стратегией, сколько эмоциональным состоянием, спровоцированным общим нравственным контекстом происходящих событий.

Итак, герой европейской традиции – это, прежде всего воин, который в сражении демонстрирует свою воинскую доблесть и готов поступиться жизнью ради славы. Именно эту ситуацию мы наблюдаем в разворачивании сюжета о Роланде. Своими действиями, цель которых состояла не только в защите вверенной ему территории, но и в достижении славы, герой французского эпоса поставил под угрозу независимость страны, и при этом «Роланд скончался, он в раю теперь» [11]. Иную тенденцию мы замечаем в «Слове о полку Игореве» [12].

Мотивы Игоря сродни мотивам Роланда: «Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, себе ища чести, а князю славы». Желая получить личную славу, Игорь отправился в поход на половцев и тем самым Игорь и Всеволод  «зло пробудили, которое усыпил было грозою отец их Святослав грозный великий Киевский». Даже при условии, что Игорь «отвагою закалил себя, заострил сердца своего мужеством и, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую», мы видим, что подобное поведение, направленное на стяжание славы всегда ведет к поражению. Только война оборонительная делает человека настоящим героем, в прочих случаях, приходится спасаться бегством, поскольку нарушены основные принципы этических представлений о добре и зле. Только совместные усилия приносят победу и процветание: «Война князей против поганых пришла к концу, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» говорить, а сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходят с победами на землю Русскую».

Диалектически образу героя противостоит образ трикстера. В этой архетипической паре реализованы древнейшие представления человека, связанные с возникновением тех или иных явлений и культурных благ. Герой-созидатель проявляется тогда, когда разрушительная деятельность трикстера создает к тому предпосылки. Антигерой – лжец, клеветник, предатель и шутник. Он изменяет реальность как на физическом, так и на ментальном уровне, сея хаос неопределенности, отказа от духовных, а, значит, и культурных ценностей. Следует заметить, что некоторые черты трикстера могут  иногда проявляться и в архетипическом образе героя, когда мы наблюдаем необходимость обмануть ради достижения высших целей, или, например, возможна реализация разрушительных тенденций как акт протеста против нарушения кем-либо «правды», как закона бытия, обуславливающего гармонию мира.  

Трикстер может проявляться как отдельный персонаж сказания, так и в качестве субличности героя. В русской эпической традиции воплощениями антигероев являются Идолище, Соловей-разбойник, Калин-царь. Все эти образы характеризуются большой физической силой (что в метафорическом плане отражает внешнюю угрозу самостоятельности и независимости России), хитростью, большим богатством и многочисленным войском.

Трикстер как составляющая личности героя реализуется через такие поведенческие акты, как бунт Ильи Муромца против князя Владимира. В этом случае Илья срывает золотые маковки с церквей, таким образом посягая на духовное начало культуры, трикстером в некотором смысле является Святогор-богатырь, которого отказывается носить Земля-матушка, а в некоторых былинах («Святогор и тяга земная») наказывает его смертью за гордыню и стремление изменить порядок вещей, черты трикстера обнаруживает (чаще, чем любой другой героический персонаж) Алеша Попович (бабий пересмешник).

     Для архетипического образа антигероя в рамках русского культурного архетипа характерно наличие следующих черт:

  1. Агрессивное деструктивное поведение.
  2. Гордыня как мотив к деятельности.
  3. Пренебрежение интересами государства в угоду собственному самолюбию.
  4. Оторванность от мира природы, противопоставление ей как Земле-матушке.

     Таким образом, некоторые характеристики, присущие архетипическому образу героя европейской традиции соответствуют, скорее, характеристикам трикстера в контексте русской традиции.

     В связи с вышеописанным,  следует отметить необходимость учета, при проведении сеанса сказкотерапии, определенной коррекции образов с учетом специфики национальных особенностей клиентов. Так, работая с клиентом подросткового возраста, для которого наиболее актуален героический мотив, необходимо в рамках нашей культурной традиции делать акцент на соответствующее именно герою, а не трикстеру, поведение и мотивацию деятельности. Касаясь гендерных стереотипов, следует отметить тот факт, что героинь, подобных Золушке или Спящей Красавице в нашей фольклорной традиции вообще не было, и потому формировать у девушек подобные психологические ожидания относительно своей гендерной роли в социуме, было бы некорректно.

          Итак, психосоциальная работа с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, имеет на сегодняшний день важное значение. В рамках решения этой задачи используются различные методики психологической и социальной помощи, общая цель которых состоит в безболезненном вхождении подростка в мир взрослых отношений, сопряженных с ответственностью и необходимостью самостоятельного планирования своего жизненного пути, формирования жизненной стратегии, построения адекватного реальности образа-смысла мира. При этом особое место в решении указанных задач занимают культурологические технологии социальной работы, т.е. ориентированные на усвоение общечеловеческих культурных норм, а так же формирование мироощущения и миропонимания на основе традиционных для данной культурной парадигмы ценностей. К ним относятся: логотерапия,  библиотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия. Сказкотерапия — один из наименее травмоопасных и безбо­лезненных способов психотерапии. Это универсальная методика психосоциальной работы, включающая в себя все вышеперечисленные формы психологического воздействия на клиента.

Работа со сказкой позволяет решить следующие задачи:

- диагностика межличностных отношений;

- диагностика навыков социального взаимодействия;

- диагностика психоэмоционального состояния;

- диагностика гендерных стереотипов;

-  формирование  умения выражать себя через художественные образы;

- формирование навыков общения и эмпатии;

- формирование внутренней устойчивости к стрессам;

-  коррекция агрессивного поведения;

- раскрытие творческого потенциала личности;

- повышение самооценки;

-обучение адекватным способам взаимодействия в системе социальных отношений;

- сохранение социокультурной идентификации индивида.

При использовании сказки в рамках оказания психосоциальной помощи, ребенок и взрослый учатся постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. Элементы арт-терапии применяются в работе со сказкой как иллюстрации переживаний и способов реагирования на социальные ситуации, библиотерапия реализуется в процессе сочинительства сказок и прочтения сказочных произведений, логотерапия имеет место при формировании мировоззренческих ценностей клиента, обсуждении тех или иных форм поведения в социуме для достижения поставленных целей, развития личностного потенциала. Сказочные сюжеты и персонажи имеют глубокое архетипическое основание и потому могут служить объектом исследования в рамках аналитической психологии. Поскольку стилем проведения занятий по сказкотерапии является недирективный подход, эта методика позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал.

Литература:

  1. Былины /Сост., вступ. Статья – В.И. Калугина; - М.: Современник, 1991.
  2. Вачков И.В. Психологический тренинг: методология и методика проведения / И.В. Вачков. – М.:Эксмо, 2010.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.,2000
  4. Кэмпбелл Дж.. Тысячеликий герой. Пер. с англ.- М.: «Рефл.- бук», «АСТ», «К»: «Ваклер», 1997
  5. Леонова О.Г. Вызовы социокультурной глобализации и ответы социализации // Соц.-гуманитарные знания – 2011г.- №2
  6. Мильдон В.И. Сказка-ложь // Вопросы философии – 2001г.-№5
  7. Мифы и легенды народов мира/ Сост. Н. Будур и Иван Панкеев. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2000.
  8. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки / Собрание трудов В.Я. Проппа. – М.: Лабиринт,1998
  9. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.:2000
  • Федякина Л.В. Инновационное социальное образование – основа устойчивого развития конкурентоспособности российского общества // Человеческий капитал – 2010г.- №7
  • URL: www.fbit.ru
  • URL: www.bookmate.com


Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Герой со знаменем. Рождение Героя
  • Герой со знаменем. Рождение Героя
  • Стоит ли мужчине говорить, что он герой, если он не герой?
  • Значение волшебной сказки для внутреннего мира человека
  • Техника работы с жизненным сценарием "Любимый герой из сказки"
  • Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки
  • Анализ сказки «Русалочка» Андерсена. Русалочьи отношения
  • Анализ сказки Спящая Красавица. Белоснежка
  • Герой-одиночка - настоящий герой?
  • Занятие с детьми в рамках психологической коррекции " В мире сказки"
  • Что может рассказать о вас любимый сказочный герой?
  • Анализ сказки Аленький цветочек. Красавица и Чудовище.
  • Психологический анализ сказки «Аленький цветочек»
  • Формирование толерантного сознания в рамках профилактики агрессивного поведения среди молодежи
  • Герой моей страны
  • Анализ сказки «Русалочка». Ещё одна версия.
  • Герой семьи: «Если не я, то кто»?
  • Анализ любимой сказки «Золушка» Пример из практики.
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики.
  • Гуси-лебеди. Глубинный анализ сказки. 1 часть
  • Анализ любимой сказки «Аленький цветочек». Пример из практики.
  • Анализ любимой сказки «Дюймовочка». Пример из практики. Часть 2
  • Развитие инклюзивной культуры в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.
  • Малыш и Карлсон: две половинки одного целого (сценарный анализ сказки)
  • Если ваш мужчина постоянно делает эти вещи - он точно не герой вашего романа
  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Зачем нам сказки? Где искать выход из любой ситуации.
  • Сказки для детей: в ситуации смерти близкого.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь