|
Как работает заместительское восприятие? Краеугольный камень расстановок.Автор статьи: Фёдор Ерохин
Доброго дня! Мне задают множество вопросов на тему что такое замещающее восприятие, почему посторонний человек может чувствовать другого совершенно незнакомого человека, как это можно объяснить с точки зрения науки? Действительно это явление кажется чудом. Иногда заместитель в точности повторяет жесты, движения, интонацию голоса, и даже говорит дословно словами человека, которого он замещает. Существует мнение, что на уровне нейрофизиологии в этом процессе участвуют и зеркальные нейроны. Это такие клетки нервные головного мозга, которые возбуждаются, когда человек совершает определенное действие и также возбуждаются при наблюдении как это же действие совершают другие. Есть мнение, что эти клетки отвечают за эмпатию, за то, когда зевает один человек рядом начинают зевать и окружающие. Однако есть так же утверждение, что зеркальные нейроны работают тогда, когда человек видит что-либо, тогда он "примеряет" это на себя. Нельзя однозначно утверждать, что только зеркальные нейроны принимают участие в замещающем восприятии. Однако если Заместитель видит как клиент выражает какую-либо эмоцию, находится в том или ином состоянии, он тоже начинает это чувствовать. Другими словами, внешние проявления можно объяснить зеркальными нейронами, а внутренние нет. Иногда замещающее восприятие называют техникой осознанного переноса. В обыкновенной терапии в течение длительного времени устанавливаются терапевтические отношения, в которых клиент начинает переносить чувства на терапевта. Так, в психоанализе терапевт становится заместителем Матери клиента, именно на терапевта переносятся чувства к матери. И в повседневной жизни такое явление встречается достаточно часто и не оспаривается традиционными психологическими школами. Это так называемые явления триангуляции, парентификации и т.д. Один из примеров, когда человек является мамой для мамы: тогда на уровне сознания есть как бы диалог между человеком и мамой, только если включить диктофон, записать такой диалог, убрать имена и регалии, будет складываться диаметрально-противоположное, т.е. мама и ребенок поменяются местами. И действительно, если убрать "сознание", то на уровне чувств и эмоций будет происходить смена или замещение ролей, когда мама становится ребенком, а ребенок становится мамой для мамы. Надо сказать что это самый тяжелый случай. Есть так же мнение, что замещающее восприятие тесно связано с понятиями возрастной и биографической регрессией, когда мозг переходит в детское состояние, у него уменьшается критическое восприятие и включается так называемая игровая идентификация. Если посмотреть на детей, как они играют, то можно увидеть, что они пользуются замещающим восприятием (игровой идентификацией) осень активно: сначала играют роль пушистого зайчика и серого волка, проигрывая сценарий жертвы и агрессора, а потом у них вдруг возникает третья примиряющая сила и конфликт разрешается сам собой. Дети в таких играх гораздо мудрее взрослых. То, за что так критикуют Хеллингера - его новые "духовные" расстановки, где происходит спонтанное движение "души", где свободное движение стремится к уравновешиванию и без участия расстановщика система находит хорошее решение, практически повторяет со взрослыми то,что дети в детском саду делают ежедневно. А вы видели как дети играют в песочнице? Есть даже целое направление песочной психотерапии. Каждая фигура в песочнице замещает значимые фигуры в жизни ребенка. В процессе игры в песочнице разрешаются внутренние конфликты, очень хорошо видны все проекции. И в детьми работать гораздо проще. Хотя и со взрослыми проективные методики работают отлично. Становясь заместителем в расстановке, необходимо отключить сознание как контроллера, ведь у детей он гораздо меньше, чем у взрослого. Тогда эмоции и чувства становятся более яркие, они больше ощущаются на телесном уровне. Эти эмоции сложнее контролировать. Именно поэтому заместители так ярко могут их проявлять и клиент очень часто их узнает. Надо сказать, что если вы в жизни не можете контролировать какие-то эмоции, то скорее всего они не ваши, а вы их воспринимаете как заместитель, как ребенку иногда бывает трудно сдерживаться. С такими состояниями метод системных расстановок очень хорошо работает. Чтобы детям выйти из состояния игры, что обычно делают взрослые, особенно в школе? Правильно, звонят в звонок. Он резко переключает детское внимание с игры на что-то другое. И вот, дети уже сидят за партой и учатся. Чтобы снять с себя роль после расстановки, достаточно переключиться, попрыгать, похлопать себя по телу, встряхнуться, напомнить себе кто вы есть, как вас зовут, сколько вам лет и т.д. Изучая социальную психологию и поведение толпы так же можно найти элементы того, что называется замещающим восприятием. Например, в толпе стираются личные границы и все элементы толпы синхронно чувствуют одно и тоже и всего один лидер, изменяя свое состояние может изменить состояние и настроение всей толпы. Совокупность вышеописанных явлений, которые вполне научно объяснимы, которые позволяют в расстановке вытаскивать на сознательный уровень то, что скрыто и что мешает достичь желаемой цели и можно назвать замещающим восприятием. Его называют феноменом. И этот феномен, используемый в методе системных расстановок позволяет в короткий срок значительно улучшить качество жизни. Попробуйте себя в роли заместителя или посмотрите как это выглядит со стороны бесплатно в моей терапевтической группе улучшения качества жизни: https://www.psyoffice.ru/training.php?id=46410 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|