Мотивационные Процедуры: Базовая Триада

Автор статьи: Макс Ильин

Из всего множества техник и приёмов, направленных на усиление мотивации клиентов - можно собрать три основных направления, которые заслуживают пристального внимания.

Мотивационные Процедуры Базовая Триада


Для начала приведу их в виде перечня - для полноты картины:

  1. Осознание проблем, оценка их разрушительности и эмоциональный резонанс в связи с этим;
  2. Наличие ясной положительной цели изменений, видение результата решения проблем;
  3. Признание личной ответственности за изменения, воля меняться и бороться с трудностями

А теперь - немного подробностей по каждой процедуре.

Осознание проблем

С этого неизбежно начинается любая психологическая помощь. Так называемый запрос - обычно начинается с определённых жалоб. То есть, клиент заявляет у себя наличие некоторых проблем, обстоятельств, требующих действия (но пока непонятно, какого плана).

Как многим коллегам известно, "нет запроса = нет клиента". Это справедливо, но что заметил как минимум я - многие уравнивают то, что человек пришёл на сеанс с теми или иными жалобами, с автоматическим наличием запроса.

Это не всегда так. Даже часто наоборот - то, на что человек жалуется, от его подлинных проблем отличается достаточно существенно (например, поведение окружающих). И, пока мы не получим от клиента добровольное заявление именно его собственных проблем - мы не имеем права продолжать с любыми иными вмешательствами.

Я хочу сказать именно об этой проблеме многих начинающих практиков. Вместо того, чтобы дождаться от клиента этой декларации своих трудностей - многие начинают предлагать ему возможные проблемы сами, или даже пытаются выполнить какие-то техники решения проблем (хотя сами проблемы ещё не установлены).

Вроде бы это помощь? На поверхности похоже - на самом деле это не так. Именно проблемы с ясным осознанием своих, извините, проблем - первичная мишень дискуссии в таких случаях.

Но допустим, клиент "осознал", как говорится. Достаточно ли этого? С одной стороны да, но только словесное заявление проблемы - это ещё не всё.

Для собственно мотивирующего эффекта - необходимо также изучить вместе с клиентом разрушительные эффекты его проблемы на его личное благополучие. Все негативные последствия - также стоит прояснить и озвучить.

Грубо говоря - это то, что делает проблему проблемой, нежелательным обстоятельством: она препятствует в реализации личностно значимых целей и ценностей клиента.

Не стоит хранить как аксиому, что какое-то конкретное обстоятельство - будет проблемой для всех и каждого. Скажем, некоторых беспокоит лишний вес - но явно не всех. В психологической сфере это также верно; у всех бывают, скажем, стрёмные, негативные внезапные мысли, но не у каждого на их почве развивается ОКР.

И, возможно, ключевой момент - эмоциональный резонанс от этого осознания. Опять же - интеллектуальное понимание незаменимо, но ещё недостаточно для полноценной мотивации что-то менять.

Здоровые негативные эмоции, чувства по поводу опознанных трудностей и их негативного влияния - вот то, что позволяет начать двигаться клиенту в сторону их преодоления не только в уме и на словах.

Не стоит пренебрегать этим критическим моментом. Как минимум, клиент в норме испытает грусть и печаль (и даже, в некоторых случаях, горе), чётко осознав, к каким потерям и разрушениям уже привели его трудности (и, нередко - испуг от того, сколько ещё может быть утрачено в будущем). 

Частое возражение специалистов (и клиентов, раз на то пошло) - заключается в том, что такой подход, вроде как, "манипуляция чувствами". В каком-то смысле - да. А именно - если использовать научную терминологию, то значение манипуляции - то же самое, что и у слова "вмешательство". Мы влияем на что-то, чтобы повлиять ещё на что-то.

В поведенческом подходе - вовсе не стесняются употреблять этот термин, скажем, в выражениях "манипуляция стимулами среды". Стоит понимать, что во время сеанса - терапевт для клиента это именно что набор стимулов, оказывающий на него то или иное влияние. В общем, за этим к нам и приходят, верно - чтобы мы что-то сделали, и это помогло в решении проблем?

Единственное, что валидно в таком возражении - неявная предпосылка, будто мы пытаемся принудить клиента меняться против его воли. Этот вопрос ещё подниму чуть ниже; а пока к следующему мотивационному блоку.

Положительная цель изменений

После понимания своих трудностей в достаточной полноте - крайне важно помочь клиентам сформировать образ того результата, которого они хотели бы достичь, решив свои проблемы.

Это и есть целеполагание. Здесь есть свои тонкости и ловушки, с большинством из которых - позволяют разобраться хорошо известные каркасы, формулы целеполагания.

Самая известная из них - это модель SMART в различных вариациях. То есть, годная к работе цель - специфична, измерима, достижима, релевантна и сориентирована во времени. Есть и иные расшифровки, которые желающие могут найти в сети.

Это, само собой, не единственный подобный каркас - в сфере коучинга они представлены в изобилии. Русских версий - не так много (возможно, из-за ненадобности), но могу предложить свой авторский подход. Если кто-то найдёт удобным, буду только рад.

Так вот - у себя в работе я использую во время обсуждения целей клиента мнемоническую аббревиатуру ПИВО. Что же это за ПИВО такое?

Всё очень просто, в самом деле - качественная и уместная цель отвечает следующим четырём критериям:

Предметность - объединяет в себе такие понятия, как "конкретность", "измеримость" и "объективность" сразу. Проще говоря - предметную цель клиент может чувственно представить сам; может объяснить её другим (и они поймут её достаточно одинаково); и также возможно понять, достигнута она или нет, путём простого наблюдения.

Скажем, цель "хочу дубовый стол в центре спальни" - хотя и не на 100% специфична (можно уточнить многие детали), всё же позволяет "измерить" своё достижение. Стол либо стоит в центре спальни, и состоит из дуба - или же нет. Вот что-то такое, хотя бы - уже позволяет считать цель предметной.

Для контраста - беспредметная цель может звучать как нечто такое: "хотелось бы иметь деревянную мебель в одной из комнат, где-нибудь на видном месте". Здесь потребуется чуть больше работы по детализации, что же всё-таки человек желает.

Исполнимость: охватывает сразу и осуществимость (возможность такой цели в реальности), и достижимость (субъективную возможность эту цель воплотить). Ещё можно добавить, что в отношении лично исполнимой цели - клиент чувствует свою самоэффективность как достаточно высокую, и это не иррациональное заблуждение.

Снова пара примеров для ясности. Те же пациенты с ОКР, о которых чуть выше вспоминал - часто озвучивают довольно однообразную цель: "избавиться от неприемлемых мыслей".

Беда в том, что многие терапевты просто не обсуждают этот базовый момент - в результате чего терапия, даже вполне эффективная, не может быть оценена как таковая со стороны пациентов. Не говоря и о том, что такое намерение - во многом и отвечает за сохранение навязчивого расстройства.

Почему? А просто потому, что невозможно в реальности полностью избавиться от какого-то заданного класса мыслей. Направления "Третьей Волны" когнитивно-поведенческой терапии - регулярно педалируют этот факт; мы не можем своей психике "взять и запретить" какие-то отдельные идеи или чувства.

Что мы можем - так это изменить своё отношение к таким мыслям, и своё поведение в ответ на них. Мы способны перестать считать их чем-то серьёзным и заслуживающим деятельного внимания, чтобы их "забороть". Эта цель - вполне осуществима и достижима во множестве случаев.

Но бывает ведь и так, что в принципе осуществимая цель (а точнее, мечта, просто идея) - для конкретного человека не является доступной. Можно представить, для гротескного примера, как кто-то из наших клиентов хотел бы управлять фирмой Apple.

Возможно ли это? На принципиальном уровне - да, ведь кто-то же управляет этой организацией, а так как это делают люди, и я тоже человек - то почему бы и нет, чем я хуже?

Не всегда стоит объяснять человеку именно последнее - чем он "хуже", но обратить внимание на то, что эта цель сильно за пределами его текущих возможностей и влияния, не повредит в любом случае.

То есть, конечно, запретить это хотеть нельзя - но и ставить в качестве годной рабочей цели то, что далеко выходит за рамки доступных личных усилий, чревато разочарованием (а то и депрессией в полный рост).

Оставшиеся два пункта - вкратце.

Выгода - разумеется, действительно позитивная цель непременно связана с тем, что клиенту выгодно. Как один из аспектов - можно также прояснить жизненные ценности клиента и связать их с обсуждаемой целью. Так, крайне мало людей (если они вообще есть) не ценят свободу. А преодоление проблемных убеждений и способов поведения - это практически всегда увеличение личной свободы, а не наоборот.
Осмотрительность - также важно с клиентом удостовериться, что планируемая цель - при своём достижении (а также в процессе) не создаст дополнительных проблем. По крайней мере - таких, которые сильно "роняют в цене" сам конечный результат. Безумно ожидать, что какая-то стоящая цель - не подразумевает определённые риски и неудобства; но, с другой стороны - если она того стоит, то вопрос по этому пункту можно считать решённым.

Признание ответственности и обязательство меняться

В современном подходе ACT (Acceptance Commitment Therapy) этот ингредиент настолько важен, что даже включён в название метода (commitment - обязательство, приверженность).

Обращают на него внимание и в иных направлениях, безусловно. Ведь только сформулировать и озвучить даже вполне корректную цель - ещё не означает того, что эта цель будет достигаться и осуществится.

Что же может препятствовать ещё? Частая ситуация - когда человек, поставив себе цель, ожидает поддержки извне в её осуществлении. Или, точнее сказать - что кто-то или что-то ему "должны" в этом поспособствовать (читай - сделать всё, что надо, а я только результат поимею).

Не обязательно речь идёт о персональной помощи - это может быть "поддержка Вселенной", в виде случайно благоприятных обстоятельств.

Вообще говоря, в самой поддержке или благоприятных условиях - ничего такого нет. Однако здесь вопрос стоит так - имеет ли клиент требовательные ожидания насчёт неких специфических обстоятельств, или готов действовать уже в тех условиях, что ему даны? Даже, как говорится - наперекор им, если потребуется?

Для успешной работы - необходимо последнее. Нередко это умонастроение называют проактивностью, ну а по русски - просто предприимчивость.

Также и в отношении других людей, а не только безличных событий - этот феномен (можно использовать термин Д. Роттера - внешний локус контроля) наблюдается нередко.

В психоанализе это называют "всемогущий перенос", например - когда пациент, бессознательно, наделяет терапевт всей возможной и невозможной властью (и, соответственно, ответственностью) для решения своих проблем. Отрицая при этом какую-либо возможность помочь себе своими силами.
Что характерно - это перенос "позитивный", то есть клиент относится к специалисту крайне положительно (даже с идеализацией); но всё же явление нездоровое и требующее экстренного вмешательства.

В общем, что же с этим делать, чтобы обеспечить клиенту максимальную степень мотивации? В целом, все вмешательства сводятся к тому, что напрячь клиента к осознанию действительности: его личные цели нужно достигать в первую очередь и в конечном итоге только ему. И мало того - если он не будет делать для своей цели то, что только в его власти сделать, никто этой критической части не возместит. Ни психотерапевт, ни другие авторитетные фигуры.

Акцент необходимо делать строго на том, что утверждения выше - отражают не какую-то "свободную философию" (хочу верю, хочу нет); это эмпирические факты реальности. Чем больше пытаешься их оспорить, тем сильнее заметна их правдивость и неизбежность.

Можно на этой волевой ноте и закончить, вспомнив знаменитую цитату с множественным авторством (Аристотель? Спиноза? Гегель? Маркс с Энгельсом? Ленин? Выбирайте по вкусу):

"Свобода - есть осознанная необходимость".



Просмотров: 232
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Работа с МАК". Расклад "Цель-результат". (+СSMARTE)
  • Почему цель "выйти замуж" - плохая цель
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Помнить про цель цели - или, "что дают"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Отчего нельзя формулировать как цель своё желание "встретить и обрести взаимную любовь"?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Техника работы с проективными картами: "Мой характер и моя цель"
  • Люди с ментальным "ядом", у которых "нет проблем."
  • Цитата Людмилы Петрановской "Цель родителя - стать ненужным" мои мысли
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Цель жизни-жизнь с целью"(с)
  • Женщина, - сосредоточенная на цели: "Вижу цель - не вижу препятствий"
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Что значит "Простить"? Многие этого даже не знают!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь