|
Мотивационные Процедуры: Базовая ТриадаАвтор статьи: Макс Ильин
Из всего множества техник и приёмов, направленных на усиление мотивации клиентов - можно собрать три основных направления, которые заслуживают пристального внимания.
А теперь - немного подробностей по каждой процедуре. Осознание проблемС этого неизбежно начинается любая психологическая помощь. Так называемый запрос - обычно начинается с определённых жалоб. То есть, клиент заявляет у себя наличие некоторых проблем, обстоятельств, требующих действия (но пока непонятно, какого плана). Как многим коллегам известно, "нет запроса = нет клиента". Это справедливо, но что заметил как минимум я - многие уравнивают то, что человек пришёл на сеанс с теми или иными жалобами, с автоматическим наличием запроса. Это не всегда так. Даже часто наоборот - то, на что человек жалуется, от его подлинных проблем отличается достаточно существенно (например, поведение окружающих). И, пока мы не получим от клиента добровольное заявление именно его собственных проблем - мы не имеем права продолжать с любыми иными вмешательствами. Я хочу сказать именно об этой проблеме многих начинающих практиков. Вместо того, чтобы дождаться от клиента этой декларации своих трудностей - многие начинают предлагать ему возможные проблемы сами, или даже пытаются выполнить какие-то техники решения проблем (хотя сами проблемы ещё не установлены). Вроде бы это помощь? На поверхности похоже - на самом деле это не так. Именно проблемы с ясным осознанием своих, извините, проблем - первичная мишень дискуссии в таких случаях. Но допустим, клиент "осознал", как говорится. Достаточно ли этого? С одной стороны да, но только словесное заявление проблемы - это ещё не всё. Для собственно мотивирующего эффекта - необходимо также изучить вместе с клиентом разрушительные эффекты его проблемы на его личное благополучие. Все негативные последствия - также стоит прояснить и озвучить. Грубо говоря - это то, что делает проблему проблемой, нежелательным обстоятельством: она препятствует в реализации личностно значимых целей и ценностей клиента. Не стоит хранить как аксиому, что какое-то конкретное обстоятельство - будет проблемой для всех и каждого. Скажем, некоторых беспокоит лишний вес - но явно не всех. В психологической сфере это также верно; у всех бывают, скажем, стрёмные, негативные внезапные мысли, но не у каждого на их почве развивается ОКР. И, возможно, ключевой момент - эмоциональный резонанс от этого осознания. Опять же - интеллектуальное понимание незаменимо, но ещё недостаточно для полноценной мотивации что-то менять. Здоровые негативные эмоции, чувства по поводу опознанных трудностей и их негативного влияния - вот то, что позволяет начать двигаться клиенту в сторону их преодоления не только в уме и на словах. Не стоит пренебрегать этим критическим моментом. Как минимум, клиент в норме испытает грусть и печаль (и даже, в некоторых случаях, горе), чётко осознав, к каким потерям и разрушениям уже привели его трудности (и, нередко - испуг от того, сколько ещё может быть утрачено в будущем). Частое возражение специалистов (и клиентов, раз на то пошло) - заключается в том, что такой подход, вроде как, "манипуляция чувствами". В каком-то смысле - да. А именно - если использовать научную терминологию, то значение манипуляции - то же самое, что и у слова "вмешательство". Мы влияем на что-то, чтобы повлиять ещё на что-то. В поведенческом подходе - вовсе не стесняются употреблять этот термин, скажем, в выражениях "манипуляция стимулами среды". Стоит понимать, что во время сеанса - терапевт для клиента это именно что набор стимулов, оказывающий на него то или иное влияние. В общем, за этим к нам и приходят, верно - чтобы мы что-то сделали, и это помогло в решении проблем? Единственное, что валидно в таком возражении - неявная предпосылка, будто мы пытаемся принудить клиента меняться против его воли. Этот вопрос ещё подниму чуть ниже; а пока к следующему мотивационному блоку. Положительная цель измененийПосле понимания своих трудностей в достаточной полноте - крайне важно помочь клиентам сформировать образ того результата, которого они хотели бы достичь, решив свои проблемы. Это и есть целеполагание. Здесь есть свои тонкости и ловушки, с большинством из которых - позволяют разобраться хорошо известные каркасы, формулы целеполагания. Самая известная из них - это модель SMART в различных вариациях. То есть, годная к работе цель - специфична, измерима, достижима, релевантна и сориентирована во времени. Есть и иные расшифровки, которые желающие могут найти в сети. Это, само собой, не единственный подобный каркас - в сфере коучинга они представлены в изобилии. Русских версий - не так много (возможно, из-за ненадобности), но могу предложить свой авторский подход. Если кто-то найдёт удобным, буду только рад. Так вот - у себя в работе я использую во время обсуждения целей клиента мнемоническую аббревиатуру ПИВО. Что же это за ПИВО такое? Всё очень просто, в самом деле - качественная и уместная цель отвечает следующим четырём критериям: Предметность - объединяет в себе такие понятия, как "конкретность", "измеримость" и "объективность" сразу. Проще говоря - предметную цель клиент может чувственно представить сам; может объяснить её другим (и они поймут её достаточно одинаково); и также возможно понять, достигнута она или нет, путём простого наблюдения. Скажем, цель "хочу дубовый стол в центре спальни" - хотя и не на 100% специфична (можно уточнить многие детали), всё же позволяет "измерить" своё достижение. Стол либо стоит в центре спальни, и состоит из дуба - или же нет. Вот что-то такое, хотя бы - уже позволяет считать цель предметной. Для контраста - беспредметная цель может звучать как нечто такое: "хотелось бы иметь деревянную мебель в одной из комнат, где-нибудь на видном месте". Здесь потребуется чуть больше работы по детализации, что же всё-таки человек желает. Исполнимость: охватывает сразу и осуществимость (возможность такой цели в реальности), и достижимость (субъективную возможность эту цель воплотить). Ещё можно добавить, что в отношении лично исполнимой цели - клиент чувствует свою самоэффективность как достаточно высокую, и это не иррациональное заблуждение. Снова пара примеров для ясности. Те же пациенты с ОКР, о которых чуть выше вспоминал - часто озвучивают довольно однообразную цель: "избавиться от неприемлемых мыслей". Беда в том, что многие терапевты просто не обсуждают этот базовый момент - в результате чего терапия, даже вполне эффективная, не может быть оценена как таковая со стороны пациентов. Не говоря и о том, что такое намерение - во многом и отвечает за сохранение навязчивого расстройства. Почему? А просто потому, что невозможно в реальности полностью избавиться от какого-то заданного класса мыслей. Направления "Третьей Волны" когнитивно-поведенческой терапии - регулярно педалируют этот факт; мы не можем своей психике "взять и запретить" какие-то отдельные идеи или чувства. Что мы можем - так это изменить своё отношение к таким мыслям, и своё поведение в ответ на них. Мы способны перестать считать их чем-то серьёзным и заслуживающим деятельного внимания, чтобы их "забороть". Эта цель - вполне осуществима и достижима во множестве случаев. Но бывает ведь и так, что в принципе осуществимая цель (а точнее, мечта, просто идея) - для конкретного человека не является доступной. Можно представить, для гротескного примера, как кто-то из наших клиентов хотел бы управлять фирмой Apple. Возможно ли это? На принципиальном уровне - да, ведь кто-то же управляет этой организацией, а так как это делают люди, и я тоже человек - то почему бы и нет, чем я хуже? Не всегда стоит объяснять человеку именно последнее - чем он "хуже", но обратить внимание на то, что эта цель сильно за пределами его текущих возможностей и влияния, не повредит в любом случае. То есть, конечно, запретить это хотеть нельзя - но и ставить в качестве годной рабочей цели то, что далеко выходит за рамки доступных личных усилий, чревато разочарованием (а то и депрессией в полный рост). Оставшиеся два пункта - вкратце. Выгода - разумеется, действительно позитивная цель непременно связана с тем, что клиенту выгодно. Как один из аспектов - можно также прояснить жизненные ценности клиента и связать их с обсуждаемой целью. Так, крайне мало людей (если они вообще есть) не ценят свободу. А преодоление проблемных убеждений и способов поведения - это практически всегда увеличение личной свободы, а не наоборот. Осмотрительность - также важно с клиентом удостовериться, что планируемая цель - при своём достижении (а также в процессе) не создаст дополнительных проблем. По крайней мере - таких, которые сильно "роняют в цене" сам конечный результат. Безумно ожидать, что какая-то стоящая цель - не подразумевает определённые риски и неудобства; но, с другой стороны - если она того стоит, то вопрос по этому пункту можно считать решённым. Признание ответственности и обязательство менятьсяВ современном подходе ACT (Acceptance Commitment Therapy) этот ингредиент настолько важен, что даже включён в название метода (commitment - обязательство, приверженность). Обращают на него внимание и в иных направлениях, безусловно. Ведь только сформулировать и озвучить даже вполне корректную цель - ещё не означает того, что эта цель будет достигаться и осуществится. Что же может препятствовать ещё? Частая ситуация - когда человек, поставив себе цель, ожидает поддержки извне в её осуществлении. Или, точнее сказать - что кто-то или что-то ему "должны" в этом поспособствовать (читай - сделать всё, что надо, а я только результат поимею). Не обязательно речь идёт о персональной помощи - это может быть "поддержка Вселенной", в виде случайно благоприятных обстоятельств. Вообще говоря, в самой поддержке или благоприятных условиях - ничего такого нет. Однако здесь вопрос стоит так - имеет ли клиент требовательные ожидания насчёт неких специфических обстоятельств, или готов действовать уже в тех условиях, что ему даны? Даже, как говорится - наперекор им, если потребуется? Для успешной работы - необходимо последнее. Нередко это умонастроение называют проактивностью, ну а по русски - просто предприимчивость. Также и в отношении других людей, а не только безличных событий - этот феномен (можно использовать термин Д. Роттера - внешний локус контроля) наблюдается нередко. В психоанализе это называют "всемогущий перенос", например - когда пациент, бессознательно, наделяет терапевт всей возможной и невозможной властью (и, соответственно, ответственностью) для решения своих проблем. Отрицая при этом какую-либо возможность помочь себе своими силами. Что характерно - это перенос "позитивный", то есть клиент относится к специалисту крайне положительно (даже с идеализацией); но всё же явление нездоровое и требующее экстренного вмешательства. В общем, что же с этим делать, чтобы обеспечить клиенту максимальную степень мотивации? В целом, все вмешательства сводятся к тому, что напрячь клиента к осознанию действительности: его личные цели нужно достигать в первую очередь и в конечном итоге только ему. И мало того - если он не будет делать для своей цели то, что только в его власти сделать, никто этой критической части не возместит. Ни психотерапевт, ни другие авторитетные фигуры. Акцент необходимо делать строго на том, что утверждения выше - отражают не какую-то "свободную философию" (хочу верю, хочу нет); это эмпирические факты реальности. Чем больше пытаешься их оспорить, тем сильнее заметна их правдивость и неизбежность. Можно на этой волевой ноте и закончить, вспомнив знаменитую цитату с множественным авторством (Аристотель? Спиноза? Гегель? Маркс с Энгельсом? Ленин? Выбирайте по вкусу): "Свобода - есть осознанная необходимость". Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|