Конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие в осенний лес» в средней группе
Автор ГБОУ Школа №1394 корпус 2101 Саакян Ануш Мельсовна Город Москва
Цель: сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях.
Образовательные задачи: совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы, формировать логическое мышление дошкольника, развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное отношение к природе, способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и птицам, воспитывать интерес и любознательность.
Материал: Иллюстрации с изображением лесных зверей осенью и зимой.
Две одинаковые веточки с двумя и пятью пластилиновыми шариками на нитках.
ХОД НОД
Позвонил доктор Айболит и сказал, что заболел, а зверюшки ждут его.
А давайте мы их поможем.
Берём аптечку и в путь.
Дети: А куда мы едем?
Воспитатель: Ребята, а где живут дикие зверюшки?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Тогда мы едем в лес.
Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарство, В каждой травке, в каждой ветке- И микстура таблетки.
Нужно только не лениться Нужно только научиться Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения.
Входим в лес. Тихо. Иногда с шуршанием упадет лист. Не слышно птиц.
Почему?
Чем питались птицы летом?
Дети: Кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелеными растениями.
Что произошло осенью с растениями и насекомыми?
Дети: Не стало еды для птиц, вот и улетели они на юг, где тепло и сытно.
Воспитатель: Сначала улетели те, кто питался насекомыми: ласточки и стрижи.
Эти птички ничего, кроме насекомых, не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зерен в поле не собирают. Зато тучи комаров и мошек поедают на лету.
Есть такая примета Если быть дождю, то ласточки низко над землей летают. Умеют ласточки в полете не только насекомых ловить, но и пить и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды — искупалась.
А стрижи — тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе. Ловят они комаров и мошек высоко в небе. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают. А вместе с ними улетают в теплые страны стрижи.
После ласточек и стрижей улетели птицы, которые кормятся, собирают свою пищу на земле, — журавли, грачи.
И последними улетают утки и гуси. Они живут у нас, пока не замерзнут водоемы.
Где же звери?
Смотрите, кто это?
Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?
Дети: Это белка,
Воспитатель: А почему у неё шубка рыжая а не серая?
Дети: Белка от врагов прячется.
Воспитатель: Чем же зимой будет питаться белка? Она делает запасы. Грибы сушит, орехи в ямки прячет, которые выкапывает сама среди кустов. Если попадется вам такая кладовая, не трогайте ее, белке эти орешки нужнее.
Воспитатель: А зачем еще белке хвост?
Дети: Он у нее, как парашют. Прыгнет белка с елки на елку, распушит хвост и плавно опустится на ветку.
Воспитатель: Как другие звери готовятся к приходу холодов?
Вот бежит-торопится еж. Весь в сухих листьях. Подбежал к ямке под пнем, избавился от листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, понатыкает на свои колючки листьев и снова к ямке... Дом себе на зиму готовит.
| А чем же он будет питаться зимой?
Дети: Ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались... Еж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать.
Воспитатель: Кто еще из зверей в спячку впадает?
Дети: Медведь.
Физкультурная минутка:
Загадки о животных, которые дети, отгадав загадку, не дают ответ, а изображают это животное.
На спине иголки Длинные и колкие, А свернется в клубок — Нет ни головы, ни ног.
(Еж)
Серовато, зубовато По полю рыщет, Телят, ягнят ищет.
(Волк)
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
(Медведь)
Не мышь, не птица В лесу резвится, На деревьях живет И орешки грызет.
(Белка)
Воспитатель: Кто еще живет в лесу?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Зачем зайцу шубу менять?
Кого боится заяц? От кого прячется?
А вот и заячий враг. Кто это?
Дети: Лиса.
Воспитатель: Мы с вами видели много зверей. Все они разные, но почему их назвали одним словом? Что у них общего? Все они покрыты шерстью, у всех есть хвост, все ходят на 4-х лапах.
|