|
Комплекс неполноценности у ребенкаЯ - такой ребенок. Анализируя свой опыт, в один момент столкнулась с парадоксом: я родилась в заботливой, доброй семье, где в полной мере проявлялась моя способность любить. Я любила все и всех: цветы, деревья, зверей, родной дом; учиться, читать, узнавать; стариков и соседских детишек.
Школу я заканчивала, испытывая острую ненависть к себе: темно-зеленым глазам, редким волосам «мышиного цвета», своему имени; испытывала ненависть за свою непопулярность среди других детей; считала себя недостойной хорошей профессии; хранила тайное убеждение в том, что интеллект и доброе сердце - побочные продукты производства в обществе, где успеха можно достичь, только будучи наглой, нарочито шумной, худощаво-стройной и, конечно, ненаглядно красивой.
Сегодня мне 27, и, работая психологом и помогая другим людям распутывать клубки их жизней, я вынуждена признаться, что отголоски навязанного комплекса неполноценности порой дают о себе знать. Параллельно работая учителем, я чувствую, что калечащая роль школы, через которую прошли мои родители, друзья и многие мои пациенты, должна быть адресована и трансформирована в нечто возвышающее, научающее детей взаимодействовать со своими эмоциями, а не превращающее молодежь в разрываемых конфликтами моральных инвалидов.
Откуда растут ноги у комплекса неполноценности? Само слово «неполноценность» намекает на то, что развиться данный комплекс может только в обществе, где присутствует идея "полноценности", или видимость идеала. Конкурентная среда школ и университетов, где посредством оценок и рейтингов детей поощряют соперничать друг с другом в узконаправленных, разграниченных дисциплинах (физкультура, математика), - классический пример рассадника пресловутого комплекса.
Ребенок, чей разум не окреп мыслить системно, т.е. учитывая комбинационное воздействие на психику индивида культуры и личного опыта, приносит «пряник» конкуренции, который раздают направо и налево в школе, в остальные сферы жизни. Растущий человечек чувствует, особенно вступая в подростковый возраст, что дабы добиться успеха в обществе, которое поощряет достижение успеха, ему нужно научиться быть конкурентноспособным во всем.
Тело перестраивается гормонально - и на передний план выходит желание интимности. Конкуренция дает о себе знать и здесь. Культура и агрессивный маркетинг преуспевают в демонстрации недостижимых идеалов. Вы не задумывались, почему в рекламе в основном фигурирует стройное, худощавое тело? Да ведь этот тип фигуры - самый труднодостижимый! Навязывая человеку, что он неполноценен (а чем моложе человек, тем меньше на нем «написано» - тем проще ему внушить), реклама прививает индивиду чувство несовершенства и вынуждает его инвестировать доходы (родителей) в свистелки, «которые ему не нужны; чтобы впечатлить людей, которых он ненавидит».
Если Вы - родитель, и переживаете, что даете своему ребенку все, что можете, при этом наблюдая его болезненно усугубляющийся комплекс неполноценности, перестаньте винить себя! Сегодняшний этап эволюции, через который проходит посткоммунистическое общество, подразумевает в качестве обратной стороны медали болезненный индивидуализм и краеугольность конкуренции. Страх разочаровать родителей и потерять их утешающее присутствие часто сопровождает вышеупомянутый комплекс. Дети, подверженные комплексу несовершенства, склонны к меланхолии и резким перепадам настроения. Они находят прибежище дома, если чувствуют, что дом - их тыл. Что дома их любят безусловно и ждут.
Обсуждайте со своим ребенком его чувства, если почувствуете, что он готов к этому. Будьте готовы слушать и не осуждать. Будьте готовы не давать советов! Боязнь услышать совет на попытку выговориться может отвращать ребенка от разговоров начистоту. Разве мы всегда делимся своими переживаниями, чтобы услышать предполагаемое решение - другими словами, непрошенный совет? Каждый хороший психотерапевт знает, что служить зеркалом гораздо эффективнее, чем генератором решений. Ваше собственное осознание разрушительных последствий, которые несет система образования, и последующее обсуждение их с Вашим подростком, поможет предотвратить развитие нездоровой психики у человека в дальнейшем. Наряду с упрощением жизни, которые предоставил нам интернет, доступ к рекламе стал проще, мощнее, обширнее. Поэтому сегодня, как никогда, психологическое образование (и психологические образование учителей в том числе) в школах крайне необходимо.
Лилия Карденас, интегральный психолог, психотерапевт, преподаватель Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|