Комплекс неполноценности у ребенка

Я - такой ребенок. Анализируя свой опыт, в один момент столкнулась с парадоксом: я родилась в заботливой, доброй семье, где в полной мере проявлялась моя способность любить. Я любила все и всех: цветы, деревья, зверей, родной дом; учиться, читать, узнавать; стариков и соседских детишек.

 

Школу я заканчивала, испытывая острую ненависть к себе: темно-зеленым глазам, редким волосам «мышиного цвета», своему имени; испытывала ненависть за свою непопулярность среди других детей; считала себя недостойной хорошей профессии; хранила тайное убеждение в том, что интеллект и доброе сердце - побочные продукты производства в обществе, где успеха можно достичь, только будучи наглой, нарочито шумной, худощаво-стройной и, конечно, ненаглядно красивой.

 

Сегодня мне 27, и, работая психологом и помогая другим людям распутывать клубки их жизней, я вынуждена признаться, что отголоски навязанного комплекса неполноценности порой дают о себе знать. Параллельно работая учителем, я чувствую, что калечащая роль школы, через которую прошли мои родители, друзья и многие мои пациенты, должна быть адресована и трансформирована в нечто возвышающее, научающее детей взаимодействовать со своими эмоциями, а не превращающее молодежь в разрываемых конфликтами моральных инвалидов.

 

Откуда растут ноги у комплекса неполноценности? Само слово «неполноценность» намекает на то, что развиться данный комплекс может только в обществе, где присутствует идея "полноценности", или видимость идеала. Конкурентная среда школ и университетов, где посредством оценок и рейтингов детей поощряют соперничать друг с другом в узконаправленных, разграниченных дисциплинах (физкультура, математика), - классический пример рассадника пресловутого комплекса.

 

Ребенок, чей разум не окреп мыслить системно, т.е. учитывая комбинационное воздействие на психику индивида культуры и личного опыта, приносит «пряник» конкуренции, который раздают направо и налево в школе, в остальные сферы жизни. Растущий человечек чувствует, особенно вступая в подростковый возраст, что дабы добиться успеха в обществе, которое поощряет достижение успеха, ему нужно научиться быть конкурентноспособным во всем.

 

Тело перестраивается гормонально - и на передний план выходит желание интимности. Конкуренция дает о себе знать и здесь. Культура и агрессивный маркетинг преуспевают в демонстрации недостижимых идеалов. Вы не задумывались, почему в рекламе в основном фигурирует стройное, худощавое тело? Да ведь этот тип фигуры - самый труднодостижимый! Навязывая человеку, что он неполноценен (а чем моложе человек, тем меньше на нем «написано» - тем проще ему внушить), реклама прививает индивиду чувство несовершенства и вынуждает его инвестировать доходы (родителей) в свистелки, «которые ему не нужны; чтобы впечатлить людей, которых он ненавидит».

 

Если Вы - родитель, и переживаете, что даете своему ребенку все, что можете, при этом наблюдая его болезненно усугубляющийся комплекс неполноценности, перестаньте винить себя! Сегодняшний этап эволюции, через который проходит посткоммунистическое общество, подразумевает в качестве обратной стороны медали болезненный индивидуализм и краеугольность конкуренции. Страх разочаровать родителей и потерять их утешающее присутствие часто сопровождает вышеупомянутый комплекс. Дети, подверженные комплексу несовершенства, склонны к меланхолии и резким перепадам настроения. Они находят прибежище дома, если чувствуют, что дом - их тыл. Что дома их любят безусловно и ждут.

 

Обсуждайте со своим ребенком его чувства, если почувствуете, что он готов к этому. Будьте готовы слушать и не осуждать. Будьте готовы не давать советов! Боязнь услышать совет на попытку выговориться может отвращать ребенка от разговоров начистоту. Разве мы всегда делимся своими переживаниями, чтобы услышать предполагаемое решение - другими словами, непрошенный совет? Каждый хороший психотерапевт знает, что служить зеркалом гораздо эффективнее, чем генератором решений.

Ваше собственное осознание разрушительных последствий, которые несет система образования, и последующее обсуждение их с Вашим подростком, поможет предотвратить развитие нездоровой психики у человека в дальнейшем.


Наряду с упрощением жизни, которые предоставил нам интернет, доступ к рекламе стал проще, мощнее, обширнее. Поэтому сегодня, как никогда, психологическое образование (и психологические образование учителей в том числе) в школах крайне необходимо.

 

Лилия Карденас, интегральный психолог, психотерапевт, преподаватель


 


Просмотров: 366
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Комплекс неполноценности или "Ничего лишнего!"
  • Комплекс Золушки. Чудеса творятся только своими руками.
  • Азбука успеха по-виктОровски, или как познать себя через отверстия
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Застенчивость как чувство своей неполноценности
  • Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Нерешительность, или ребенок среди взрпослых "детей"
  • Волков боятся - в лес не ходить. Или какие трудности ждут психолога, который хочет получить клиентов через интернет.
  • Подростковый возраст! Что нужно знать об этом каждому?
  • Родители "срываются" на детей - о чем это может говорить?
  • «Я не буду проще»: позволить себе быть сложной
  • НУЖНО ЛИ ЛОМАТЬ СЕБЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОПЫТ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЗНИ?
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Секрет успеха и решение всех ваших проблем за одну — три консультации! Гарантировано!
  • Комплекс “хорошей девочки” или в каком вы полюсе?
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как научиться опираться на себя? Стать себе доброй мамой.
  • 9 защит от успеха. Как перестать втыкать себе палки в колёса.
  • Комплекс Брошенного человека.
  • КОМПЛЕКС "МЕЩАНКИ" В ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Образ жизни, который убивает или дает здоровье, каждый выбирает сам
  • Почему зависть может быть только черной
  • "О бедном гусаре замолвите слово" или слово в защиту конкуренции
  • Может ли подростковый конфликт оказывать негативное воздействие на развитие своего Дела?
  • Рисунок как форма познания себя через тело
  • Что необходимо знать, если вы планируете отношения на расстоянии?
  • Стыдно быть не идеальной. Откуда этот стыд и как себе помочь.
  • Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми
  • Почему мы боимся и избегаем психологов. Кто же такой психолог и чем он может быть нам полезен.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь