|
Комплекс Брошенного человека.
Автор статьи: Слава Смеловский Как не крути, но одна часть наших переживаний вращается вокруг доверия и недоверия (шизоидный характер), а другая - вокруг заботы и потери этой заботы. Как устроен внутренний мир брошенного человека? Там живет страстное желание любви. Вместе с осознанием, что заботу эту получить невозможно. Человек, оказавшийся захваченным "комплексом брошенного", глубоко убежден, что любовь всегда несчастна и что он никому не нужен. Он ненавидит свои желания. В его восприятии он сильный, может от всего отказаться и ему также никто не нужен. По сути это брошенный, обиженный ребенок. Вечный ребенок. Потому как я не говорю о временной ситуации расставания и одиночества. Я говорю о типе характера, у которого несколько названий: "оральный характер", "комплекс брошенного". Итак, "комплекс брошенного". По виду такого человека кажется, что он никогда не был окружен заботой. Активированы первичные защиты (отрицание, проекция, идентификация, иногда присутствует самовозвеличивание). В отличии от шизоида, оральному характеру не надо было на начальном этапе выживать, у них нет ужаса перед реальностью, поэтому в защитах они более искусны. Собственные потребности отрицаются. При вопросе "Что ты хочешь?" - человек зависает. Он "не имеет права хотеть". По мере взросления он начинает удовлетворять потребности других людей. Именно те потребности, которые он игнорирует у себя. Рассуждает он приблизительно так: "Я буду заботиться о другом. И если я предоставлю много заботы, то меня больше не покинут". Жертвенность? Да, мы и про это тоже - сюжеты сходны. Мышление детское, творческое, эйфорийное, гиперактивное. "Брошенному" сложно даются комплексные логические конструкции. Самоотрицание и аскетизм, которые человек считает своим достоинством. Нет контакта со своей агрессией и враждебностью. У них хроническое раздражение, никогда не переходящее к злости. Низкая возбудимость, страх одиночества, ревность. Любое переживание страха для них не сигнал к действию, а травма, увеличивающая пассивность. В целом они чем-то похожи на созависимую структуру личности, но "брошенный", в общем, может существовать и сам по себе. Они разговорчивы, вербально одарены, говорить начали рано. Да, вообще, рано повзрослели. У них много проблем в любовных связях - много проблем с сексом, потому что сексуальность это про отличия, а они скорее ищут сходство с партнером, идентифицируются с ним. Это желание тактильного ощущения, но не полового акта. Забота о других носит циклический характер: они находятся на подъеме, когда заботятся о других, а потом устают. Эти люди часто выбирают низкооплачиваемые работы в социальных сферах и помогающих профессиях. При этом они находятся как бы в "материнской" позиции. Ведь если человек вырос без достаточной материнской заботы, то роль матери воспроизводится его собственным поведением. Главная психическая защита: "мне ничего не нужно". Обращение против себя своих же потребностей, невозможность получить что-то в мире, испытать удовольствие и удовлетворение, хронический голод, жажда и одиночество. Помните Тантала, который испытывает в подземном царстве нестерпимые муки голода и жажды? Да, рядом фрукты и вода. Но когда он наклоняется, чтобы напиться, вода утекает от него. А когда он тянется за фруктами, те становятся недосягаемыми. Голод влечет за собой дискомфорт. Голод становится врагом. Чтобы выжить, ему нужно отвергнуть голод и свои потребности. Вспомните опыт брошенности и те чувства, которые у вас возникали. Задайте себе ряд вопросов: Как вы защищались от этих чувств и переживаний? Если вам было страшно, то чего вы боялись? Если вы чувствовали вину, то в чем себя обвиняли? Если был гнев, то на кого? А теперь представьте, что все эти переживания вы откладываете далеко-далеко. Настолько далеко, что уже и не ощущаете их присутствия, но что-то внутри вас все равно об этом помнит и будет помнить всегда. Вот так и формируется подобный комплекс. И это происходит в течение первого года жизни. Как именно? Давайте рассмотрим базовые потребности ребенка: -Любовь (эмоциональный контакт) -Тепло (тактильный контакт) -Сказка (магическое мышления) -Структура (некий режим, дающий ощущение стабильности). Родительская и детская структура это разные иерархии. Между ними должны быть проведены границы. Ребенок перестает быть единым целым с мамой в момент, когда перерезана пуповина - они любят друг друга, но это разные люди с разными обязанностями и целями. Когда ребенок начинает ходить и совершать свои первые открытия в этом мире, ему важно "возвращаться к маме". Оральный характер формируется в тот момент, когда мама (или тот, кто стоит на ее месте) не может удовлетворить какой-либо из этих потребностей. Так формируется защита: "маме я не нужен". И тогда случается инверсия (это когда ребенок говорит, что "он сам о себе позаботится") и реверсия (единственным способом получить заботу становится идентификация с объектом заботы и зависимости). И вот более подробная цепочка того, что происходит при данном раскладе: Я хотел, но не получил, значит маме я не нужен (иногда в истории становления орального характера можно наблюдать болезнь или смерть одного из родителей) Я ничего не хочу. Теплые чувства, направленные к маме, перемещаются на другой объект (на объект зависимости) Любовь к себе трансформируется в ненависть (мама относится ко мне плохо, значит я к себе должен относиться плохо) Возникает аутоагрессия - ведь выразить на маму агрессию невозможно, она и так все отвергает. Ребенок вынужден рано повзрослеть - он рано начинает говорить, ходить.Что происходит с телом "брошенного человека"? Выставленные вперед округлые зажатые плечи, голова выдвинута вперед, впалая грудь, затрудненное дыхание, есть зажим и между лопатками. Много спазмов в области шеи (они удерживают плач), сжатые челюсти, тормозящие агрессию. Они не могут и в шутку отыграть движение удара. Жесткие колени и немного неуклюжая походка. Ноги напряжены. Таз выдвинут вперед, нет гибкости в ногах. Ноги худые и обычно слабые - бег и прыжки это не про них. Нуждающиеся отчаянные глаза. Все тело недостаточно развито. Из болезней: часто болит голова, стоматиты, инфекции дыхательных путей, частые травмы коленных суставов. Любые резкие движения в плечевом поясе приводят к вывихам. Часто наблюдается активность в области рта: они грызут ручки, жуют. Исходя из сказанного выше, можно предположить, с какими темами такие клиенты приходят ко мне на терапию: Болезненность (сниженный уровень жизненных сил) Трудоголизм Нарушения пищевого поведения (например, такому человеку сложно отличать физиологический голод и психологический аппетит) Ревность (за ней стоит страх брошенности) Сексуальные нарушения (секс для такого человека - способ успокоится и убедится, что его не бросили) Типичные жизненные сценарии: Мои потребности слишком велики Мне ничего не надо давать, я всего достигну сам. Никогда ничего не просите. Приблизительные сроки терапевтической работы: около полутора лет. Хотя бывает и пожизненно. А что? Некоторые люди постоянно посещают спортзал, а психотерапия это спортзал для души. Почему так долго (хотя это на самом деле и не долго)? В центре комплекса брошенности лежит древний архаичный страх быть оставленным своим племенем. И умереть от голода в одиночестве. Или быть съеденным дикими зверями. Выбор небогат. Поэтому копать приходится глубоко. И заботиться о таком клиенте также приходится - ведь длительная психотерапия, в конечном счете, это про одну из форм заботы. Терапия проходит в 4 этапа: Этап консалтинга (если хотите, можно назвать это даже коучингом) Позитивный перенос, в котором терапевт выступает в роли мамы, с которой хочется делиться Негативный перенос (я голодный ребенок, но мне нужны границы) Интеграция. Цели терапии - освободить плач, разрешить себе просить о помощи, доверять миру вместе с его ограничениями и не ждать кого-то особенного, кто придет и накормит. Можно ли по этим этапам пройти в одиночку? Нет. Почему раньше существовала культура плакальщиков? Почему похороны не проходят в одиночку? Этап оплакивания невозможно пройти одному, не оставшись глубоко травмированным. А если плакать уже нет сил, то формируется хроническая депрессия. В ходе терапии всплывает ненависть к себе и вина. В данном случае вина - это агрессия, направленная на себя, и способ контролировать происходящее. При этом логика тут такая: "Я виноват, но исправлюсь и все будет хорошо. Меня возьмут обратно в семью, в племя". Какие убеждения должны возникнуть в результате терапии? Я могу просить других, чтобы те позаботились обо мне Я провозглашаю свое право требовать и настаивать Я могу сожалеть о своих утратах и плакать Я могу быть любимым Я могу получать Я могу наслаждаться тем, что есть, не требуя большего Я никогда не получу всего, но могу получить больше того, чем получал до этого Я могу злиться Давайте в этот раз рассмотрим весь процесс исцеления несколько подробнее. Помните, что такие люди не умеют выражать потребности и просить о помощи? Поэтому их заявление о том, что им нужна помощь - это уже прогресс . Я надеюсь, что те из вас, кто подходят под описание данного комплекса, читают эти строки и делают надлежащие выводы: происходящее с вами не норма, скрытая в глубине вашей личности тревога оставленности и ощущение брошенности требует внимания. Какие терапевтические стратегии существуют? Первыми пойдут вопросы: Как ты понимаешь, что ты чего-то хочешь? Что с тобой в этот момент происходит? А что происходит с твоими чувствами? Это работа с зоной "хочу" после которой всплывает тоска, которая переходит в отчаяние. Тут и зазвучит травма покинутости И вот теперь появляется ярость, злость к матери. Важно дать быть этой злости, а потом научить с нею справляться (можно спортом позаниматься, например). В этот момент клиент часто задает вопрос "Какой смысл злиться?". Но дело в том, что эмоции не имеют смысла. Вот если дать человеку стулом по голове, то человек обижается. Эмоции - это реакция на окружающую среду и ее воздействие. Эмоции - это сигнал - например, если я чувствую злость, то это значит, что кто-то нарушает мои границы. За злостью приходит страх. И когда такие клиенты злятся, а терапевт воспринимает это нормально, то для них это откровение. Так вся семейная система (реальная или та, что закодирована в памяти) начинает двигаться вследствие того, что злость выражается. Но нужно научиться выражать агрессию приемлемым способом. Здесь приходится осуществлять много работы с дыханием: нас ждут дыхательные упражнения и техники. После проработки страха я работаю с ощущением бессилия. Это про контакт со своим телом. Это про то, что тело, мысли и эмоции - части единого целого. Намекаю, что неплохо бы заняться физической активностью. Здесь же должно интерпретировать защиты и возвращать их клиенту. Например: "Вам наверное очень важно помогать всем подряд, иначе вы чувствуете себя ненужным. Вы думаете, что вы великий и что если вы можете спасать других людей, то вы лучше, чем есть на самом деле". Помните инверсию и реверсию? Это момент, когда клиент начинает заботиться о терапевте, типа: "дорогой психолог, а как вы сами себя чувствуете?". Здесь же работа с циклоидностью (когда сначала идет подъем, с которым человек бежит на помощь к кому-то, а затем следует срыв). Тут важно донести до клиента, что пока он не поймет, что это повторяющаяся история, которую он раз за разом устраивает себе сам, ничего не изменится. Ведь это он сам выстраивает свою жизнь так, чтобы вокруг стало слишком много нуждающихся, которые без его помощи пропадут. В работе с личной историей я показываю, что можно прогоревать утрату. Что этот комплекс отражается на его личной жизни, или что его зависимости связаны с тем, что "еда его никогда не покинет". Эту историю приходится проговаривать на рациональном уровне. В ответ возникают чувства и это норма. Их нужно проработать, чтобы паттерн не повторялся, в том числе и на будущих поколениях. Как такое повторение может произойти? Например, клиент может пытаться быть супер-матерью, которой лично у него никогда не было. Потом он бросает детей, потому что так жить невозможно и передает историю дальше. Теперь он выбирает, остановить ли жизненный сценарий или продолжать его дальше. Параллельно происходит работа с навыками: как человеку понять, что ему не очень хорошо? Например, посмотреть на градусник и если он покажет высокую температуру, то, возможно, стоит уйти с работы и лечь поспать. Кому-то это кажется очевидным, а ему нет. Как он узнает, что хочет отдохнуть? Можно вести дневник: во сколько он лег спать, как поел и когда. Ему не достает навыков самоуспокоения и заботы о себе. А еще для человека с комплексом брошенного откровением является то, что можно не спонтанно впадать в защиту, а выбирать, к какой защите обратиться. Мы учимся осознанию защитных механизмов. Это тренируется и прорабатывается. И иногда действительно уместным будет излюбленное им отрицание. Придется поработать со стратегией преодоления страхов. Кто-то делает себе талисманы или осваивает дыхательные техники. А кто-то работает, разговаривая с самим собой и используя когнитивный подход. Клиенты с этим комплексом часто стимулируют себя литрами кофе, чтобы были силы на помощь другим. Я возвращаю возможность жить без стимулирующих веществ. Но это сложно, если забываешь заботиться о себе. Клиент должен научиться формулировать просьбы о помощи и обращаться за ней. В какой-то момент он может ощутить себя перегруженным и обратиться за помощью... Как он это сделает? В одиночестве саморазрушающее поведение обостряется. Что же еще можно делать, когда остался один? Как развить переносимость одиночества? У них много глюков на тему того, что чувствуют другие люди. Но никто не может читать мысли других людей. И на эту мысль клиент будет сердиться и обижаться. В этом и проявляется инфантильность. Но истории, которые он сам себе строит, это его фантазии. Они могут совпадать с реальностью или не совпадать. Реальность нужно "тестировать". Если есть жалоба на партнера (что тот мало вкладывается в их отношения), то стоит работать над усилением способности к взаимности. А может быть, что партнер дает то, что дает, тем способом, которым может. И можно научиться принимать это. Либо искать другого партнера... Теперь понятно, почему терапия такого характера занимает много времени? В мифологии разных народов прослеживается тема изгнания из рая. И когда это происходит, то рай остается чем-то далеким и недостижимым. При "комплексе брошенного" человек уверен, что рай больше не для него. А терапия помогает ему понять, что рай находится совсем рядом на земле. Рай достижим, а он имеет полное право войти в него и вкусить все плоды своего там пребывания. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|