|
Клад, который всегда с тобой (игры в жизни детей и взрослых.)
Роль игры в жизни детей и взрослых.
Вы помните, как играли в детстве? А во что? А какая игра была любимой?
А Вы знаете, что Ваши «прятки-жмурки-пятнашки» оказывали психотерапевтическое действие? А придуманные лично Вами повторяющиеся игры позволяли Вам наполниться чем-то недостающим (любовью, заботой, ощущением силы, нужности и т.д.)?
А как Вы сейчас относитесь к играм Ваших детей? Для чего ребенку нужна игра?
Наверное, лучше всего об это сказали бы сами дети. Поэтому я воспользуюсь цитатой одного мальчика: «Игра – это то, что я делаю, когда никто не говорит мне, что я должен делать».
Игра – это детская работа. Активность младенца, выбрасывающего только что поднятую бутылочку, и игра в «маму-папу» дошкольника - это деятельность, где есть место случайным открытиям и превращениям. Территория, на которой происходит процесс познания и изменения мира, приобретение новых навыков. Место, где ребенок проявляет себя целиком, в своей уникальности и спонтанности.
Живая игра всегда сопровождается радостью, увлеченностью, будит инициативу и активность, способствует выражению чувств. Импровизация, решение интересных задач и нахождение новых путей – необходимые во взрослой деятельности качества – не тренируются обучением, они формируются во время игры.
Для чего играют дети?
Младенец не играет самостоятельно. И, тем не менее, он нуждается в игре так же, как в еде и уходе. Через телесные игры («Сорока-ворона» «По кочкам»), потешки мама помогает малышу ощутить и эмоционально прожить разные части тела в живом контакте с ее руками. Это помогает ребенку сформировать образ своего телесного «Я» - основы для развития личности. Ведь наличие тела – это критерий истинности «Я существую».
Примерно с 6 месяцев ребенок начинает трогать, трясти, бросать предметы. «Движущаяся рука всегда поначалу учит глаз». Так формируется способность выделять предмет из общей массы, воспринимать его как что-то отдельное. Это позволяет успешно ориентироваться в пространстве внешнего мира.
В 1-2 года бегает, залазит, пролазит. Постоянно в движении. Опытным путем открывает для себя параметры внешнего мира. Проживает собой расстояния между предметами, их размеры, форму, тяжесть. И при этом познает параметры собственного тела, их единство и постоянство – продолжает формировать образ собственного тела, начатого мамой в младенчестве.
В 2-3 года с упоением строит и начинает рисовать.
Строит из песка, кубиков, кастрюль. Ломает и снова строит. Таким образом проявляются его представления о мироустройстве. Формируется достигнутое собственным умом понимание, как устроен мир.
Рисует точки, закарлючки, каракули. Открывает для себя возможность целенаправленно оставлять следы в мире. Обнаруживая края листа, перестав выходить за его пределы, видит границу ситуации. Чуть позже, годам к трем, открывает знаковую функцию – «закарлючка» может быть машиной, солнцем, мамой. К четырем годам открывает верх и низ в пространстве.
Одновременно, в 2-3 года появляется новая способность: «удваивать мир». Т.е. фантазировать – представлять образы в своем воображении. Большинство значимых предметов становятся героями событий. Это находит отражение в игре. Эта способность дает ощущение силы, овладения ситуацией.
После трех лет появляется сюжетно-ролевая игра. Появляется разыгрывание сцен, появление ролей. Появляется возможность переработать свои переживания, преобразовать свой мир. Возникает потребность в участии другого, формируются навыки общения, принятие определенных правил.
Дети играют спонтанно, если им не мешать. Они просто следуют своей программе развития. И до сегодняшнего дня не придумано лучшего способа для развития интеллекта и формирования характера.
Зачем психотерапевты играют с детьми?
Кроме пользы в процессе развития ребенка, игра обладает большим лечебным потенциалом. Ее еще называют «королевской» дорогой к детям.
Во-первых, для ребенка это его «родной» понятный язык.
Во-вторых, игра привносит напряженность и удовольствие, раскрывает спонтанность и активность, а это подогревает интерес ребенка.
В-третьих, игра всегда связана с психической реальностью ребенка – тем, как он видит этот мир. И помогает узнать о ребенке много. Имеет значение отношение ребенка к игре, выбор игрушек или предметов для игры, есть ли роли, как герои общаются, о чем игра и т.д. Это дает информацию о фазе развития самого ребенка, его отношений с другими, какими переживаниями и чувствами наполнен его мир.
В-четвертых, одновременно с изображением действительности в игре дети и изменяют ее, находят выход из сложившейся ситуации. Игра ориентирована не на проблему, а на ее решение!
Терапевтические игры бывают разные.
Кому-то из детей нужны игры из младенческого периода, чтоб доформировать недостающую базу.
Для кого-то полезней подвижные игры, цель которых – снятие избытка торможения, скованности и страха.
Кто-то нуждается в сюжетно-ролевой игре, чтобы решить специфическую проблему или преодолеть симптом.
Терапевт, предлагая, показывая и поощряя к игре, дает ребенку возможность использовать инструменты для саморегуляции и восстановления психики.
Зачем родителям играть с детьми?
Во-первых, это увлекательно.
Во-вторых, «импровизация, решение интересных задач и нахождение новых путей – необходимые во взрослой деятельности качества – не тренируются обучением, они формируются во время игры». Вы уверены, что Вам это не надо?
В-третьих, совместно проведенное в эмоционально приятной атмосфере время – это хороший ресурс для отношений.
В-четвертых, совместная игра позволяет лучше понять друг друга, научиться новому взаимодействию.
В-пятых, в игре можно выразить и прожить разные чувства. Ведь мама в роли сердитой кошки не так страшна, как просто сердитая мама?
И в-шестых: ребенку важно быть замеченным и одобренным в его игре и удовольствии! Это принятие его достижений.
Взрослые, имеющие возможность «наиграться» в детстве, могут:
- получать больше удовольствия от ощущений тела (вследствие телесных игр с младенцем развиваются рецепторы, отвечающие за приятные ощущения);
- творчески приспосабливаться к ситуации и креативно решать поставленные задачи;
- испытывать большую удовлетворенность в отношениях (сексуальные игры в паре помогают поддерживать гармонию в отношениях);
- лучше понимать и взаимодействовать с собственными детьми.
Оказывается, игра - это простое, безопасное и эффективное средство для развития, исцеления, улучшения отношений и удовольствия!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|