Комплекс неполноценности или "Ничего лишнего!"

Автор: Сердюк Алевтина, Психолог, г. Санкт-Петербург

Здравствуй!
Наверняка ты слышал(а) о комплексе неполноценности. Возможно, даже это было первое, что ты услышал из области психологии.

Давай посмотрим поближе на это явление и, главное, попробуем понять, что оно за собой «тащит», ведь у каждого явления (комплекса) есть свой хвост.

Я очень надеюсь, что эта статья поможет тебе опознать свой. И… принять его.

Что такое комплекс в общих чертах, я думаю, ты понимаешь.

Например, «торговый комплекс», «комплекс упражнений» направленных на развитие гибкости, физической силы, голоса и т. п.

Но не всякий комплекс есть система, то есть это некий набор составляющих (свойств), которые ощущаются как разрозненные и противоречивые, тогда как в системе они «работают» вместе сообща, выполняя единую задачу.

Впервые понятие «комплекс неполноценности» ввел А. Адлер.
Комплекс неполноценности – совокупность эмоциональных и психологических ощущений, которые выражаются в чувстве собственной ущербности и безосновательной убежденности в превосходстве над собой окружающих людей.

Человек с таким комплексом имеет крайне заниженную самооценку, у него не сформировано чувство собственного достоинства, он очень не уверен в себе, даже если демонстрирует обратное.

Комплекс неполноценности приводит к тому, что человек, защищаясь от стыда (стыд за несоответствие неким нормам, заданным критериям) сооружает вокруг себя такой же своеобразный комплекс – фасад из нагромождений.

Как вы догадываетесь, чем больше нагромождений, тем больше комплекс.

Так формируется маска и парадокс такого человека зачастую в том, что он стыдится тех качеств, в которых спрятан его ресурс, его сила.

Ощущая себя «плохим» человек избегает встречи с собой настоящим, т. к. с детства усвоил, что такой он плохой.

Не редки в терапии, да и в жизни случаи, когда человек стыдится своей красоты, как внешней, так и внутренней. Ему все время кажется, что он не соответствует эталону, а значит, априори некрасив и нехорош.

Вспомните чувства гадкого утенка. Типичный комплекс неполноценности «птицы неизвестного происхождения» в сравнении с представителями птичьего двора.

И если гадкий утенок покидает птичий двор, то иной «персонаж» с комплексом начинает наращивать внешние черты и поведенческие, которые может и приближают его к окружению, но счастливее не делают, т. к. он все равно внутри чувствует себя никчемным, не к месту, никому не нужным.

Все части комплекса необходимо узнать и постараться вспомнить  момент их зарождения, что и позволяет психотерапия.

Как зерна от плевел, постепенно одна за другой эти части отделяются друг от друга, осознаются и принимаются.

В этот момент человек формирует самость, похожую на калейдоскоп или мандалу – великолепный узор, представляющий собой единство в разнообразии.

Принять себя разным, со всеми частями, большое счастье, ведь именно это позволяет человеку прожить свою настоящую жизнь и быть собой в общении с другими.

Так, по мере осознания, части личности, находившиеся в конфликте, постепенно заполняют пустоты, буквально встают на свои места.

Этот момент ощущается как самоценность, возникает точка опоры и равновесие.

Комплекс неполноценности может затрагивать разные стороны бытия, от профессии до личной жизни.

Отдельного внимания заслуживает ситуация, когда комплекс формируется в пространстве пола.

Чаще это женская история, хотя и мужчины не исключение.

Глубинная причина формирования комплекса лежит в излишней опеке или попустительстве со стороны родителей, т. к. это обстоятельство обуславливает отсутствие самостоятельности.

Несамостоятельный, по сути – вечный ребенок.

Человек с таким ощущением, словно бы постоянно вынужден доказывать окружающим, забираясь на стульчик, чтоб его услышали, что он «уже большой»!

Выкрики, оправдания, излишние объяснения выдают в человеке такого «ребенка».

В случае, когда неполноценность ощущается как принадлежность к женскому или мужскому полу, корни надо также искать в семье / среде.

Какие ценности транслировались ребенку? Если не уважались женщины, то девочка усвоит, что «женщина существо второго сорта», если подавлялись мужчины и сын чувствовал, что отец «подкаблучник», то впоследствии, он будет воспринимать свой пол как второсортный.

Человек бессознательно будет искать одобрение в глазах другого человека, то самое которого не получил от родителя, когда он не ощутил месседж о том, что он прекрасен.

Такие люди очень тонкокожи и болезненно переживают любую критику.

Особенно ранимы в этом смысле подростки, т. к. они, находящиеся в состоянии перехода, только приближающиеся к тайне пола, очень тяжело воспринимают любую критику.

Парадокс комплекса неполноценности в том, что, его приобретший, носитель комплекса, ощущает эту внутреннюю разрозненность, иными словами хаос и стремиться соединить ускользающие части. Это очень напряженное и энергозатратное состояние.

Но отделение одного от другого, понимание откуда и в каких обстоятельствах возникла та или иная «часть / деталь», принятие и наращивание границ и собственной ценности (полноценности) позволяет человеку собрать себя воедино в гармоничное целое, без «лишних деталей».

Полноценный - самоуправляемый, знающий себе истинную цену!

Хаос становится космосом - вселенной!

Все мы рождаемся, как гласит народная мудрость, голыми, такими же и уходим – без масок и прикрытий. И все мы по праву рождения полноценны – ценны сами по себе.

Увы, но очень часто человека оценивают по "хвосту", определяя свой как ценность. Например, "я - мать", так ребенок становится тем, что определяет ценность женщины, или "я - начальник", так должность превращается в хвост-ценность и так далее и тому подобное.

Когда человек осознает свою ценность, ему не нужно ничего доказывать. Он все про себя понимает и спокойно живет без хвостов и масок.

Я бы перефразировала "знайте свою ценность!".

Вы и есть ценность. Помните об этом!

Природа ничего не добавляет и не убавляет и если вы такой пришли в мир, значит такой(ая) вы ему нужны!

А напоследок напомню вам одну мудрую притчу:

Однажды к Мастеру пришёл молодой человек и сказал:
  • — Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчёмным, что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа и идиот. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!
  • — Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчёмным, что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа и идиот. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!
Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил:
  • — Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, — и, немного подумав, добавил: — Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.
  • — С… с удовольствием, Мастер, — пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.
  • — Хорошо, — сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо с красивым камнем. — Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты! Скачи же и возвращайся как можно скорее!
  • — Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, — и, немного подумав, добавил: — Но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.
  • — С… с удовольствием, Мастер, — пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.
  • — Хорошо, — сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо с красивым камнем. — Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты! Скачи же и возвращайся как можно скорее!
Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар. Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо, другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно объяснил ему, что золотая монета — это слишком высокая цена за такое кольцо и что за него могут дать разве что медную монету, ну в крайнем случае серебряную.
Услышав слова старика, молодой человек очень расстроился, ведь он помнил наказ Мастера ни в коем случае не опускать цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно.
Сильно удручённый неудачей, он вошёл к Мастеру.
  • — Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, — с грустью сказал он. — В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше, чем на золотую! А столько это кольцо не стоит.
  • — Ты только что произнёс очень важные слова, сынок! — отозвался Мастер. — Прежде, чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Только что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а возвращайся ко мне.
  • — Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, — с грустью сказал он. — В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше, чем на золотую! А столько это кольцо не стоит.
  • — Ты только что произнёс очень важные слова, сынок! — отозвался Мастер. — Прежде, чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Только что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а возвращайся ко мне.
Юноша снова вскочил на коня и отправился к ювелиру. Ювелир долго рассматривал кольцо через лупу, потом взвесил его на маленьких весах и, наконец, обратился к юноше:
  • — Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят, учитывая срочность сделки.
  • — Семьдесят монет?! — юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.
  • — Садись сюда, — сказал Мастер, выслушав оживлённый рассказ молодого человека. И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! и оценить тебя может только истинный эксперт.
  • — Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят, учитывая срочность сделки.
  • — Семьдесят монет?! — юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.
  • — Садись сюда, — сказал Мастер, выслушав оживлённый рассказ молодого человека. И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! и оценить тебя может только истинный эксперт.
Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?

Будьте счастливы! Цените себя.

С любовью, А. А.



Просмотров: 244
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Комплекс неполноценности у ребенка
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Что значит - ПРИНЯТЬ СЕБЯ ТАКОЙ, КАКАЯ Я ЕСТЬ? (рассуждения молодой женщины)
  • Мастер общения. Достаточно понять простое правило
  • ОНКОЛОГИЯ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ. ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ. И НЕ ОЧЕНЬ.
  • Комплекс Золушки. Чудеса творятся только своими руками.
  • Когда серьезно болеет близкий тебе человек…
  • Как жить, если когда тебе сказали НЕТ: невыносимость фрустрации
  • Комплекс Брошенного человека.
  • Лиз Бурбо: Человек не может выздороветь, НЕ ПРОСТИВ самого себя
  • Скрыть Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Ошибки в отношениях, которые могут очень дорого стоить
  • "Давай посмеемся, а то все слишком серьезно" или очень несмешная история.
  • МИР ОЧЕНЬ ЧАСТО НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШИМ ОЖИДАНИЯМ
  • Тебе не стыдно, а?! У тебя совесть-то есть?! Несколько слов о стыде и совести.
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Ты хороший, но не бойся ошибаться: ведь в грязь упасть тебе и другие помогут!
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • Присутствуя, мы оказываемся очень ранимы.
  • Кого мы увидим вокруг себя, если узнаем слово «шизоид»
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Когда человек не чувствует своего Я
  • "Удобным" детям - очень не удобно жить.
  • КОМПЛЕКС "МЕЩАНКИ" В ЖЕНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ценность себя и самооценка
  • И зачем только я вышла на него замуж?
  • КОМПЛЕКС СПАСАТЕЛЯ
  • Полюби себя такой, какая ты есть!
  • Мы очень похожи, но абсолютно разные. «МАМА» - конституциональные психотипы.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь