Феномен «осознанность» (mindfulness) в когнитивно-поведенческой психотерапии.

«Осознанность» является относительно новым и интересным феноменом в современной когнитивно-поведенческой психотерапии.
В течение последних десятилетий в  зарубежной литературе отмечается устойчивый рост числа работ, посвященных научной разработке концепции осознанности или психологической внимательности (psychological mindfulness)  [4,18].  
Техники осознавания в медитативных практиках существовали в течение  многих столетий как часть буддистской и других восточных духовных традиций. Исследование феномена осознанности в контексте научного изучения в клинической психологии и психотерапии началось в 1980-х годах (Kabat  Zinn, 1990) [4,18].
Понятие «осознанности» (mindfulness) появилось в философии  дзен-буддизма. Оно подразумевает  подчеркнутую ориентацию на настоящий момент. Дзен учит, что  каждый момент является полным и совершенным и что в центр  терапии должно быть приятие, смирение и умение ценить то, что есть, а не  тяга к изменениям (Hayes et al., 2004).  В своем   первоначальном смысле  это понятие не относится к психическим  состояниям, но как указал Аллен, некоторые  аспекты  осознанности предполагают восприимчивость к психологическим процессам. Центральный элемент  осознанности – признание  то, что  мысли – это  всего лишь мысли, а не « ты» или «реальность» (Fonagy, Bateman, 2006) [1,20]. Овладение навыками осознанного проживания жизни позволяет взглянуть на мир шире, открывает возможность учиться грамотно справляться с негативной информацией и стрессами, которые имеют огромное значение в современном динамично развивающемся мире.
Речь идёт об отношении к мысли как просто мысли, а не как онтологическому отражению действительности. Такое отношение предполагает более высокую эффективность совладания с негативными переживаниями, а именно легкость актуализации альтернативных аспектов опыта, воздержания от негативной концептуализации нейтральных событий, широту диапазона и адаптивность ответов  на негативные стимулы [4,19].
Далее рассматривая термин «mindfulness» (осознанность), стоит отметить, что в английском толковом словаре Уэбстера («Webster») термин «mindfulness» определяется как:
1. качество или состояние  внимательности;
2. практика поддержания беспристрастного состояния повышенного или полного осознания своих мыслей, эмоций или переживаний от момента к моменту;
3. состояние сознания [5].
В психологии принято говорить об осознанности как о черте, характеризующей когнитивно-личностный стиль  индивида. Предметом исследования в этом случае является функция осознанности в организации внутренней жизни человека (Didonna , 2009) [4,20].
Способность осознавать субъективность внутренней картины реальности рассматривается, таким образом, как  эффективное средство совладания с различными формами психологического  стресса — тревогой, страхами, раздражением, гневом, руминациями [4,20].
W. Kuyken c со авт. выдвигают предположение, что навыки осознанности и безоценочного принятия опыта нивелируют связь между негативными эмоциями и специфическими паттернами мышления [4,23].
Стоит отметить, что феномен   осознанности  является  центральным компонентом нескольких психотерапевтических  подходов : Mindfulness based stress reduction program (MBSR) или снижение стресса на  основе осознанности и медитации (Kabat Zinn, 1990), Mindfulness based  cognitive  therapy  (MBCT)  или когнитивная терапия, основанная на осознанности (Kuyken , Watkins, Holden  et al., 2010; Teasdale, Segal, Williams et al., 2000),  а также предметом многочисленных  книг по самопомощи и самосовершенствованию. Помимо научного изучения  осознанности как специфической психотерапевтической интервенции этот феномен активно обсуждается в более популярной литературе как путь к духовному росту, наслаждению, мудрости и т. п. [4,22].
Понятие  осознанности нашло важное  применение в когнитивно-поведенческих методах, которые включают в себя диалектическую  поведенческую терапию (ДПТ, Linehan, 1987; Chiesa, Serretti, 2001 ) и форму  когнитивно-поведенческой терапии депрессии, направленную на то, чтобы  уменьшить  вероятность её повторения (Teasdale et al., 2000). Осознанность  отражает отношение открытости, которое  тоже входит в концепцию  ментализации (Fonagy, Bateman, 2006) [1, 20; 4].
Осознанность  можно тренировать. Благодаря развитию навыков осознанного проживания жизни и восприятия окружающей действительности качество жизни  людей может значительно измениться в лучшую сторону. Именно восприятие мыслей, как всего лишь мыслей, без побуждения  к действию позволяет избежать импульсивных поступков в жизни, а так же формирует стремление к принятию ответственных решений в трудных жизненных ситуациях.
Современные представления об осознанности описаны в литературе по диалектико-поведенческой терапии (DBT) [3]. В DBT указано, что осознанность это способность намеренно жить в настоящем моменте с полным вниманием (освобождаться от привычек, ставших автоматическими или рутинными, чтобы полностью присутствовать и участвовать в своей жизни); не осуждать и не отрицать настоящий момент (осознавая последствия, различая полезное и вредное, но отпуская желание дать оценку настоящему моменту, избежать, подавить или блокировать его); не привязываться к прошлому или будущему (уделять внимание переживанию каждого нового мгновения, а не игнорировать настоящее, цепляясь за прошлое или будущее) [3]. Такой подход отражает особую  философию жизни. Что такое практика осознанности? Сознательное  направление внимания на настоящий момент, без осуждения этого момента. Медитация является практикой осознанности и формирования навыков осознанности на протяжении заранее установленного периода времени (в положении сидя, стоя или лёжа). Медитируя, мы либо концентрируемся, фокусируем внимание (например, на ощущениях в теле, дыхании, эмоциях или мыслях), либо расширяем внимание (охватывая им всё, что входит в поле нашего осознавания). Существует множество форм медитации, отличающихся друг от друга (в  основном, в зависимости от того, открыто наше внимание или сфокусировано, и если  сфокусировано, то на каком объекте).  Осознанность может быть и в движении. Также существует множество возможностей для практики осознанности в движении, привнося навыки осознанности в какие-либо физические  упражнения: йога, цигун, ходьба, боевые искусства (тай цзи, айкидо, карате), танцы и не  только [3].
Анализируя некоторые техники осознанности, стоит отметить эффективные упражнения, основанные  на осознанном дыхании. Например, упражнение,  «подсчет вдохов и выдохов»: «Сядьте на пол по-турецки. Можно также сесть на стул, встать на колени, лечь на пол, медленно идти. Вдыхая воздух, осознавайте вдох и медленно отмечайте: «Я вдыхаю, раз». Выдыхая , осознавайте выдох и мысленно отмечайте:  « Я выдыхаю, раз».   Не забывайте начинать дыхание от живота. Начиная следующий вдох, осознавайте его и мысленно отмечайте: « Я вдыхаю, два». Медленно выдыхая, осознавайте выдох и мысленно отмечайте: «Я выдыхаю, два». Дойдите до десяти, потом вернитесь к единице. Когда отвлекаетесь, возвращаетесь к единице [ 3,311]. Это универсальное упражнение и его можно использовать в различных условиях. Оно помогает справляться с тревогой, страхами, паникой и отвлекает от негативных мыслей. В процессе выполнения представленного упражнения, внимание переключается на осознание своего дыхание и на счёт, что в итоге способствует стабилизации психоэмоционального состояния в целом.
В многочисленных исследованиях на уровне метаанализа доказана эффективность терапии, основанной на осознанности в лечении различных психических расстройств [4,19].
 
Литература:
  1. Бейтман Э.У., Фонаги П. Лечение пограничного расстройства личности с опорой на ментализацию: практическое пособие. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2006. – 248 с.
  2. Лайнен, М.  Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности / Марша М. Лайнен. — М.: «Вильямс», 2007. — 1040с. 
  3. Лайнен, Марша М.   Руководство  по тренингу  навыков при терапии  пограничного расстройства личности.:  Пер. с англ. — М. : ООО «И.Д. Вильямс»,  2016. — 336 с.
  4. Пуговкина О.Д.,  Шильникова З.Н. Концепция mindfulness (осознанность): неспецифический фактор психологического благополучия //Современная зарубежная психология. –2014. –№ 2. – С.18-26.
  5. Merriam-Webster Dictionary and Thesaurus. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
 


Просмотров: 649
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Практика осознанности (mindfulness practice) - Часть 2
  • Техника осознанности (mindfulness)
  • ОБ ОСОЗНАННОСТИ
  • Навязчивые мысли: причины и методы решения с помощью техник когнитивно - поведенческой терапии
  • Осознанность или пронзительная энергия жизни.
  • Как гибко реагировать на критику? (с позиции Mindfulness-based cognitive therapy)
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни (часть 2)
  • Лечение фобий в когнитивно-поведенческой терапии
  • Что такое самооценка на самом деле или от чего зависит качество Вашей жизни
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Как найти свое предназначение или на что тратить время жизни?
  • Что является основанием привычного нам мира реальности? Что такое элемент поля?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Осознанность: путь к себе или способ бегства
  • НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
  • Да ты просто жизни не нюхал: или что ты знаешь о настоящей жести?
  • "Позитивная" психология, инструкция к жизни или что такое Невроз?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Как концепции ограничивают изменения нашей Жизни? И что такое КОНЦЕПЦИЯ?
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Как обрести благополучие, или каких законов жизни стоит придерживаться
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Обнуление как способ жить дальше. Или как пройти через НОЛЬ своей жизни.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Ресурс ответственности. Или как стать автором своей жизни.
  • Что важнее - яркие феномены в терапии или полутона?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь