Опыт работы на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда как эффективное средство формирования первоначального представления о ПДД»
Автор: Варламова Лариса Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МОУ Детского сада № 170 Волгоград, 2016
С введением ФГОС ДОО должны быть созданы условия, благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, она неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Скачать: Опыт работы на тему: «Развивающая предметно-пространственная среда как эффективное средство формирования первоначального представления о ПДД» (полный конспект)
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако, дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс ознакомления и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Главная задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их и поэтому мы поставили перед собой цель — формирование у воспитанников основ грамотного поведения на улице и в транспорте. Данная цель достигается за счет работы в разных направлениях: работа с детьми, взаимодействие с родителями и обмен педагогического опыта. Для этого используем разные формы работы — это дни открытых дверей, круглые столы, информационные стенды, анкетирование, открытые занятия, родительские собрания, совместные праздники; целевые прогулки и экскурсии; посещение ЮИД СОШ, проведение совместных мероприятий; встречи с сотрудниками ГИБДД и прочее.
Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения проводится систематически и основывается на комплексном подходе.
В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная, систематическая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Коллективом созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, что позволило в 2014 году занять второе место в городском смотре-конкурсе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек». Наша группа отличается большей насыщенностью материалами по ПДДТТ. За 12 лет опыта работы в этой теме мною накоплен огромный материал, который приходится постоянно отсматривать, корректировать, придумывать и создавать новые пособия в связи с меняющимися новыми требованиями к воспитанию и обучению дошкольников ПДДТТ. «Центр безопасности» наполнен разнообразным дидактическим и наглядным материалом, настольно-печатными играми, с помощью которых дети учатся узнавать и различать дорожные знаки; режиссерскими и сюжетно-ролевыми играми, которые помогают детям на практике осваивать профессию «участника движения»; атрибутами для ролевых игр, игр соревнований, которые изготавливаются воспитателями, родителями и детьми из бумаги и картона, природного и бросового материала.
Наша гордость – разнообразные универсальные макеты – напольные, магнитные, настольный, «Улицы нашего города», «Светофор» с различными дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками, макет перекрёстка, с помощью которого ребята могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, набор дорожных знаков, в которой обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно — указательные, предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки приоритета, макет напольный – где дети в режиме реалистичности могут сами прочувствовать проблемные ситуации на дороге и другие.
Визуальная наглядность – плакаты, стенгазеты, детские рисунки (изготовлен педагогами и родителями иллюстративный материал: транспорт, дорожные знаки, ситуации на дорогах и т. д.).
Сюжетно-ролевые игры, такие как: «Пешеходы и водители», «Я –полицейский», «Путешествие на корабле», «Автобус», «Строители дорог», «Я – шофер», «Дорога», разные виды транспорта, напольная дорога, зебра, жезл, свистки, фуражки, флажки, дорожные знаки, костюмы, атрибуты инспектора ДПС, костюмы светофора, нагрудные дорожные знаки «Пешеходный переход», «Круговое движение», «Осторожно, дети», «Движение пешеходов запрещено», коляски, самокаты, машины и прочее.
Различное оборудование для подвижных игр — фуражка, маски, жезл, рули и т. п. Кроме того, изготовлены и приобретены разнообразные пособия, дидактические и настольно-печатные игры: «Светофор», «Дорожные знаки», «Веселый светофор», «Разрешено-запрещено», «Куда спрятался знак?», «Водители» и др.
Книжный центр пополнен разнообразной познавательной и художественной литературой по ознакомлению детей безопасному поведению на дороге, которую приходится довольно тщательно рецензировать и анализировать.
Для закрепления программного материала, детям даются задания, которые они выполняют под руководством взрослых, например «Нарисуй дорогу в детский сад», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Придумай сказку про знак, который мы изучили».
Оснащение современными средствами обучения, такими как телевизор, проектор, ноутбук, позволяют стимулировать познавательную активность детей, заинтересовывать их и участвовать в освоении новых знаний.
Таким образом, предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает успешное освоение детьми правил дорожного движения, способствует формированию навыков практического применения и соблюдения ими правил дорожного движения. Наша работа на этом не заканчивается и мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. С помощью игровых технологий и дидактических пособий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать дошкольников правилам дорожного движения.
Моя работа и работа всего педагогического коллектива МОУ Детского сада № 170 Тракторозаводского района Волгограда на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к «дорожной проблеме» у воспитанников и их родителей возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.
|