Ковба Богданна Васильевна. Закаливание детей в ДОУ

Закаливание детей в ДОУЗакаливание детей в ДОУ

Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРЗ. В основном – это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры.

Закаливание детей в дошкольных учреждениях, помимо специальных закаливающих процедур, предусматривает также строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и др. Закаливающие мероприятия требуют специального обучения медицинского персонала, педагогов, родителей и ребенка.

 

Процедуры закаливания должны дополняться повседневным соблюдением «температурной гигиены», которая устраняет риск перегревания ребенка и обеспечивает тонизирующее влияние изменений температуры окружающей среды. Одним из обязательных условий любого вида закаливания следует считать создание рациональной температуры воздушной среды в помещениях, где находятся дети. При часто рекомендуемой «комфортной» температуре окружающего воздуха (+24... +25 °С) механизмы терморегуляции не испытывают какого-либо заметного напряжения и не тренируются. Количество вырабатываемого организмом тепла в этих условиях, особенно при ограниченной подвижности ребенка, оказывается эквивалентным или несколько превышающим теплоотдачу, т. е. нет стимула для тренировки механизмов, поддерживающих температурный гомеостаз. Возможность стабилизировать температурный гомеостаз возникает при температурах вне зоны «комфорта».

Температуру воздуха следует постоянно контролировать по находящемуся в помещении термометру и поддерживать на нужном уровне (+20 °С — в группах детей ясельного и младшего дошкольного возраста, +18 °С — в группах среднего и старшего возраста), что обеспечивается регулярным односторонним проветриванием (открытие фрамуг) и регуляцией подачи тепла в батареи отопительной системы. Туалетная и умывальная комнаты проветриваются в отсутствии детей.

Сквозное проветривание до температуры +16... +14°С и ниже в течение 5-6 минут проводят 4-5 раз в отсутствие детей. При этом температура обычно восстанавливается через 20-30 мин. Детей укладывают спать в проветренной спальне; после засыпания фрамуги вновь открывают, снижая температуру на 2-4 °С.

Следующим обязательным условием эффективного закаливания является наличие у детей одежды, которая должна соответствовать погоде на данное время дня. Практика показывает, что следует неукоснительно и постоянно бороться с распространенным и стойким предрас-судком о пользе значительно утепляющей одежды для профилактики переохлаждения. В такой одежде дети становятся малоподвижными, быстро потеют, снижаются теплообмен и теплоизоляционные свойства одежды, т. е. создаются условия для развития респираторного заболевания. Чем больше ребенок перегревается из-за лишней одежды, тем выше риск возникновения острого респираторного заболевания.

Физиологическими исследованиями доказано, что излишняя одежда формирует большой градиент температур между кожей и внешней средой. При этом не возникают необходимые сосудосуживающие реакции. Кроме того, в условиях перегрева, вследствие сохраняющегося интенсивного кровотока в коже и подкожной клетчатке, понижаются их теплоизолирующие свойства. В то же время в теплой одежде теплоотдача во внешнюю среду постепенно увеличивается и неизбежно (без ощущения холода) развивается охлаждение организма, которое может быть весьма выраженным. При этом компенсация таких усиленных теплопотерь за счет мобилизации термогенеза запаздывает. В таких случаях выделение тепла начинается лишь при значительном снижении температуры тела (внутренних сред организма) до 35, 5 °С и ниже, т. е. тогда, когда "возбуждаются глубокие терморецепторы.

Дети при закаливании должны быть одеты в двухслойную одежду: хлопчатобумажное белье (майка, трусы), фланелевое платье или рубашка, на ногах — колготки, носки, гольфы и тапочки. По мере закаливания все чаще используется одежда в один слой.

Важнейшим закаливающим средством должны быть прогулки с продолжительностью до 4-5 часов в день. Их обязательной составной частью является подвижная игра с повышенным двигательным режимом при преобладании упражнений циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, пробежки, игра с мячом). Интенсивность нагрузок средняя. Допускается легкая испарина у детей. Прогулки необходимы в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя (при наличии веранды прогулки проводятся и в такую погоду).

Детей до 3 лет выводят на прогулки при температуре до -15 °С. Дети более старшего возраста могут гулять и при температуре до -20... -22 °С. Во время прогулки персонал внимательно наблюдает за детьми во избежание переохлаждения или перегревания. Следует так организовать прогулку, чтобы она была интересной для детей, тем самым поддерживая активный двигательный режим. Важно не допускать, чтобы зимой руки и ноги у детей были мокрыми. Кисти и стопы содержат множество терморецепторов, непосредственно связанных со слизистой дыхательных путей. Поэтому при охлаждениях в мокрой среде возможно быстрое проявление рефлекторного влияния на слизистую дыхательных путей в виде кашля, насморка, чихания и т. д. Практика показывает, что любые воздействия воздуха пониженной температуры оказывают закаливающий эффект, тренируя вегетативные сосудистые реакции, т. е. улучшая физическую терморегуляцию. Этому же содействуют и такие режимные моменты, как пеленание, переодевание ребенка, выполнение утренней зарядки и др.

В целом традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильном их выполнении могут дать определенный закаливающий эффект.

Просмотров: 759
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Гафиуллина Светлана Владимировна. Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста тема: 'Измерение температуры'
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Компенсация речевых дефектов у детей дошкольного возраста при общем недоразвитии речи.
  • Башкирова Светлана Владимировна. Консультация для родителей на тему: ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ ВАЛЬГУСНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ У ДЕТЕЙ
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Каширина Ольга Александровна. Об использовании дидактических игр при обучении детей старшего дошкольного возраста началам математики
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Сорока Лилия Александровна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ, ИСТОРИЧЕСКИМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ДОСТИЖЕНИЯМ, НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ АВИАЦИИ ПРИ ДОО»
  • Выскребенцева Ольга Николаевна. Использование национально-регионального компонента при обучении детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
  • Редактор. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей
  • Очкасова Евгения Сергеевна. Консультация для родителей «Роль игр при подготовки детей к школе»
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Бережнова Екатерина Николаевна. Роль подвижных игр при обучении детей дошкольного возраста плаванию
  • Светлана Кудрина. Оздоровительный компонент в использовании подвижных игр при различных заболеваниях детей
  • Сдержикова Е. В., Чаркина Л. М.. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
  • Энгель Лилия Николаевна. Педагогическая статья «Игровые приёмы при обучении грамоте детей дошкольного возраста»
  • Солодова Марина Сергеевна. Использование элементов кинезиологии при коррекции нарушения речи у детей дошкольного возраста.
  • Доронина Екатерина Юрьевна. Потенциал образовательного геокешинга в развитии детей дошкольного возраста при реализации ФГОС ДО
  • Бурдукова Елена Алексеевна. СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ ПРИ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
  • Леонова Ирина Сергеевна. «Использование нейропсихологического подхода при развитии высших психических функций у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в рамках познавательного проекта «Юбилей музея «Истории подводных сил России им. Мар
  • Волкова Ольга Александровна. Использование технологии экспериментирования при формировании целостной картины мира у детей дошкольного возраста
  • Суханова Елена Павловна. Как научить ребенка правильному поведению при пожаре?
  • Никонорова Марина Константиновна, Беляева Ирина Александровна. Целесообразность использования современного оборудования при обучении детей дошкольного возраста плаванию.
  • Рыбакова Светлана Александровна. Использование игровых приемов на демонстрационном материале в процессе внедрения ФГОС при формировании лексико – грамматических категорий у детей среднего возраста с ОНР.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь