Учебно-дидактическое пособие «МИР» — модуль интеллектуального развития.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №52 «Рябинушка» г. Нерюнгри Саха (Якутия)
Автор: учитель-дефектолог Авдеева Т. А.
Самое главное в жизни — дети. Именно в детских глазах мы можем увидеть реальный мир. Весь мир состоит из граней. И чем больше их, тем кажутся они филиграннее.
Ученые утверждают, что именно от рождения и до шести лет человек лучше всего усваивает знания. Также доказывают, что возраст 3-6 лет является благоприятным для умственного развития, поэтому именно в этом возрасте дети лучше воспринимают развивающие занятия с использованием различных пособий. Для организации процесса обучения в детском саду пособия просто необходимы. Ведь пособие – это источник опыта и знаний, где определены формы, методы работы с детьми по реализации учебных, воспитательных задач.
Скачать: Учебно-дидактическое пособие «МИР» — модуль интеллектуального развития (полный конспект)
Для детей данное пособие – это еще один способ получить знания непринужденно и легко, в игровой форме (фото 1).
Для педагогов, кто хочет плодотворно работать, получать удовольствие от результатов своей работы, заботиться об интеллектуальном развитии детей – это многофункциональное учебно-дидактическое пособие «Мир» будет незаменимым помощником в работе (фото 2).
Модуль состоит из 5 рабочих граней, у каждой свое широкое применение.
4 вертикальные грани с углом наклона до 20 градусов, что необходимо для правильного восприятия изображения. Цвет граней бледных оттенков, чтобы не раздражать глаза, а фокусировать взгляд на задании и картинках.
Преимущества данного модуля:
- Компактный, многофункциональный;
- Совмещается игровая и учебная деятельность;
- Все задания сопровождаются действиями ребенка;
- Используется для любого возраста;
- Для индивидуальной работы и малой подгруппой;
- Применяется для любой темы и образовательной области.
С целью профилактики здорового образа жизни у пособия «Мир» вертикальная поверхность. Чем же она полезна?
- Развитие силы и стабильности верхних конечностей. Когда ребёнок держит руку перед вертикальной поверхностью, то на руку давит сила тяжести, что позволяет укреплять мышцы.
- Билатеральная координация. Вы когда-нибудь пробовали использовать трафарет при работе на вертикальной поверхности? Это очень сложный навык.
- Зрительное внимание и зрительно-моторная координация – наклонная поверхность, с небольшим углом.
- Пространственные представления. Работая на вертикальной поверхности, ребёнок быстрее понимает и изучает пространственные представления.
- Усидчивость. Детям, которым сложно усидеть на месте, порой бывает проще сохранить свою усидчивость при выполнении задания, если они делают его стоя. Каждый взрослый признает, что смена позы тела позволяет лучше сконцентрироваться.
- Сила мышц спины. Когда ребёнок стоит на ногах или на коленях перед вертикальной поверхностью, на которой он рисует или пишет, это способствует развитию мышечного корсета спины.
Использование учебно-дидактического пособия «Мир»
1. Первая грань «полочки» — предназначена для действий с предметами, кубиками и игрушками. Направления работы:
- подготовка детей к изучению сложения и вычитания; решение задач
- расширять знания о форме и размере разнообразных геометрических фигур, совершенствования навыка их поиска предметов данной формы
- количественный и качественный счет
- ориентировка в пространстве
- сравнение и сопоставление.
Дидактические игры и упражнения: «Посчитай на нижней полочке», «Реши задачу», «На какой полочке больше?», «Расставь, как у меня», «Расставь по размеру», «Увеличь на 1», и т. д (фото 3).
2. Вторая грань «кармашки» — предназначена для действий с картинками. Направления работы:
- повышение уровня информированности ребенка об окружающем мире
- находить элементарные причинно – следственные связи
- способствовать развитию умений сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать
- локализовать лишний предмет.
Дидактические игры и упражнения: «Собери животных», «Кто лишний?», «Фрукты или ягоды?», «Назови одним словом», «Подбери одежду для мальчика», «Выложи предметы квадратной формы», «Как растет фасоль?» (этапы), «От легкого к тяжелому», «Что за чем?» и т. д. (фото 4).
3. Третья грань «парочки» — предназначена для действий с картинками в виде ярких лабиринтов, путешествуя по которым сначала пальчиком, а потом взглядом.
Направления работы:
- фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам
- подбирать пары по цвету, форме, размеру
- составлять логические пары
- соотносить предметы по всем лексическим темам (животные, посуда, и т.д.); цифры и количество.
Дидактические игры и упражнения: «Мама и детеныши», «Что из чего сделано?», «Какой формы предмет?», «Найди пару», «Подбери цифру», «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Часть и целое», «Подбери по цвету», «Когда это бывает?» и т. д. (фото 5).
4. Четвертая грань «карман» — предназначена для работы по картинам формата А4. Направления работы:
- рассматривание картины, формирование умения замечать в ней самое главное
- описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
- описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
- составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин
- задания на внимание, восприятие, память.
Дидактические игры и упражнения: «Составь рассказ», «Что видишь на картине?», «Найди отличия», «Что вверху, впереди, справа?», «Предлоги», «Что изменилось?», «Из каких фигур?», «Кто во что одет?», и т.д. (фото 6).
Эта грань еще используется для графо-моторных упражнений, которые укрепляют мышцы руки и спины. Дети выполняют действия с карандашами, с трафаретами; с бросовым материалом (аппликация) (фото 7).
5. Верхняя грань «цветное поле» предназначена для действий с предметами на микроплоскости.
Направления работы:
- умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию
- учить ориентироваться в пространстве по схеме; словом обозначать направление движения (вверх-вниз, вправо-влево)
- различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху)
- размещать игрушки в пространстве так же, как и на картинке-плане.
Дидактические игры и упражнения: «Кто за кем?», «Поставь на цвет», «Отсчитай и скажи», «Пройди по схеме», «На каком месте?», «Проложи путь», «Найди по схеме», «Расположи предметы по схеме», «Нарисуй, что где находится», «Нарисуй схему по словесному описанию», и т.д. (фото 8).
Из группы раннего возраста ребенок с мамой опробовали данное пособие.
На индивидуальном занятии с помощью мамы малыш выполняет просьбу, играет, познает мир и делает открытия. (фото 9).
Данное пособие могут использовать в работе все специалисты ДОУ, а воспитатели для индивидуальной работы с детьми т. к. учебно-дидактическое пособие «Мир»:
- помощник в развитии ребенка,
- многофункциональное средство обучения;
- удобен в использовании для педагога и ребенка;
- на нем можно использовать любую дидактическую игру;
- игровое упражнение обучает новым навыкам, развивает у детей мышление, воображение, мелкую моторику пальцев, творческие и аналитические способности, приносит детям радость;
- игрой хорошо снимается эмоциональное напряжение;
- ребенок, играя, познает окружающий мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает новое.
|