Сценарий - Именины Земли

ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ

Автор Лукиных Т.Н., педагог  дополнительного образования Шадринской станции юных  натуралистов

Цели:
-расширение знаний о растительном мире (сорных и злаковых растениях);
-воспитание в детях любви и бережного отношения к русским народным традициям и обычаям;
-привитие навыков самостоятельной работы;
-развитие активности, инициативы творчества.


Оформление кабинета:
-кабинет оформляется в виде русской избы;
-в центре стола каравай хлеба;
-репродукция картины И.Шишкина «Рожь»;
-кроссворд;
-фотографии сохи, бороны, плуга;
-иллюстрации с изображением русских национальных блюд (каша, шаньги, калачи).

Живущим завтра будет так же необходим наш сегодняшний нравственный и культурный опыт, как нам сейчас необходим опыт людей, которые жили до нас. Нравственные и духовные ценности русского человека имеют огромный запас прочности, так как сложились они не за одно столетие, и какому бы испытанию ни подверглись – суть их остается незыблемой.
Воспитывая в детях бережное, разумное отношение к родной земле («земле – матери, кормилице, хлеборобице»); гуманное отношение к животному и растительному миру; хозяйственное отношение к хлебу, зерновым культурам («хлеб – это жизнь», «выше, важнее хлеба не будешь, маленькое, да зернышко»); нравственное отношение к труду и природоохранительной деятельности («земля любит хорошего хозяина», «человек должен быть трудолюбив, как пчела») и др., мы формируем экологическое сознание и экологическую культуру наших детей в целом.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

У меня на ладони дышит влажный комок земли. Земля… Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля дает нам духовные и физические силы.
Предки русского народа, древние славяне называли землю ласково «Земля-матушка», «мать сыра земля», т.к. земля наряду с воздухом, водой и огнем является одной из основных стихий мироздания. Это она, земля, кормит, поит, одевает, нежит. Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с нас пот усталости.

Издавна на Руси праздновались именины Земли. Обычно этот праздник устраивался в весенне-летнее время, когда земля находилась в полном цвету, или в конце лета, когда она давала людям свои плоды.

Сегодня мы собрались, чтобы поздравить именинницу Землю-матушку. Давайте сядем в кружок по солнышку и начнем наш праздник с чтения стихов о Земле- кормилице.
(Конкурс стихов)

Ведущий: А вы когда–нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля? Земля начинается с поля. Почему?
-Потому, что поле дает нам хлеб.
(Звучит припев песни «Шумят хлеба», муз. А. Пахмутовой, сл. С. Гребенникова).

Ведущий: Поэтому на Руси крестьянин испокон веков одухотворял поле, относился к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: « Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву».

Выходя в поле сеять хлеб, крестьянин обувал широкие «зимние» лапти: «Чтобы не давить землю – живая она, тяжесть чувствует, а в лаптях-то мягче ей, легче».
Во время весенних полевых работ дети старались, распевая специальные песенки –
«заклички», вызвать дождь или солнце.

(Входят ребята в русских народных костюмах).

Дождик, дождик, пуще Дождик, дождик, пуще!
Наварю я гущи Дам тебе гущи,
И поставлю под кровать Хлеба каравай,
Станут курицы клевать. Хоть везде поливай!
Радуга-дуга, Дай Бог дождик
Не давай дождя, В толстые вожжи!
Давай солнышка, Поливай весь день
Колоколнышка! На наш ячмень,
На бабью рожь,
Радуга – дуга, На мужичий овес,
Принеси нам дождя! На девичью гречу,
На маличье просо.

Ведущий: Какие пословицы о земле вы знаете? (Ответы детей).
(Конкурс «Кто вперед соберет пословицу из разбросанных слов»).

ЗЕМЕЛЬКА ЧЕРНА, А БЕЛЫЙ ХЛЕБ РОДИТ.

ЗЕМЛЮ ПАХАТЬ – НЕ В БАБКИ ИГРАТЬ.

Демонстрируется репродукция картины И. Шишкина «Рожь».
Вспомните названия и назначение этих предметов.
(Ребятам демонстрируются фотографии сохи, плуга, бороны).
-Основным пахотным орудием на Руси была соха. «У матушки – сошки золотые рожки».
-Кроме того, на Черноземье использовался плуг.
-После вспашки использовалась борона для разрыхления и перемешивания пластов и уничтожения сорных трав.

Ведущий: Выражение «хлеб – батюшка» связано с реальной жизнью крестьянина – землевладельца, для которого изделия из хлеба были основным средством поддержания жизни.
Способность одного ржаного зернышка давать несколько стеблей, стойкость к влаге и холоду сделали рожь необходимым и любимым злаком на Руси.
Рожь - это, прежде всего, хлеб, а о хлебе в числе тысяч других сложена и такая поговорка: «Ешь пироги, хлеб береги». Каждая работа, связанная с зерном, начиная с сева и кончая размолом, носила почти ритуальный характер. Благородство и кощунство человеческое яснее всего выявлялось около хлеба. Без хлеба тотчас же тускнеет вся трудовая и бытовая крестьянская жизнь.

Садимся за стол именинницы. Какими же житными блюдами угощали гостей на Руси?
(Ребята рассказывают о том, что они узнали от своих бабушек или прочитали в книгах).
-Из ячменя и гороха варили кутью – древнюю славянскую еду.
-Если пироги пекли из смеси ячневой муки с другой (пшеничной, овсяной или горохом), их называли двоежитниками, троежитниками.
-А рожь и ячмень часто называли словом «жито».
-В большие праздники пекли чистые пшеничники (из одной пшеничной муки).
-Самым любимым и известным считался рыбник, когда в тесто загибали свежего леща, судака, щуку. Начиняли пироги и бараниной, и соленым свиным салом, и рублеными яйцами. Самая оригинальная начинка была из рыжиков. Но в праздник губник или рыжечник популярностью не пользовался, считалось, что это вульгарная начинка.
-Посыпушками назывались пироги, политые сметаной, посыпанные крупой и после печи, обильно помазанные маслом.
-Налитушками назывались пироги, политые разведенной на молоке картошкой и сметаной.
-Пекли саламатники – рассыпчатую, хорошо промасленную кашу из овсяной крупы.
-Пекли в дорогу калачи.
-В день весеннего равноденствия сажали в печь «жаворонков» - миниатюрных тютек из пшеничного теста.
Ведущий: Отгадайте, какая из круп лишняя и почему?
(Игра «третий лишний»).
Манка, рис, пшеничная крупа.
Что же называли русские люди словом «хлеб»?
Словом «хлеб» русские крестьяне называли зерновые культуры, такие, как, рожь, ячмень, пшеница; продукт, изготовленный из ржаной или пшеничной муки, - круглый, без начинки, весом от одного до трех килограммов.

«ХЛЕБУШКО»

С. Погореловский

Вот он, хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
(Стихотворение иллюстрируется показом серии картин, объясняющих путь хлеба к столу).
Пауза отдыха.
Ведущий: Угадайте, какие православные праздники на Руси не обходились без зерновых культур и связанных с ними стихов, попевок, закличек.
(Инсценировка. Входят ребята в русских народных костюмах, прославляют Рождество, разбрасывают по полу зерно, поют колядки).
Добрый тебе вечер, ласковый хозяин,
Радуйся!
Мы к тебе, хозяин, с добрыми вестями,
Сын Божий народился
С добрыми вестями
Из святого Града
А на том на слове бывайте здоровы.
Радуйся! Радуйся! Радуйся!
А за те колядки, дайте булки сладки.
(Входят ребята с Масленицей и поют заклички).
Масленица, не скупися, масляным блинком поделися.
Тинка, тинка, подай блинка, оладышка – подзабавушка.
Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь,
Приезжай к нам в гости на широкий двор.
(Входят ребята с крашеными яйцами и поздравляют с пасхой.)
«Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Ведущий: Сейчас при помощи наших корреспондентов мы побываем с вами в разных странах и узнаем, какие же культуры являются самыми древними на земле:
-В Китае первым хлебным растением считается просо и рис.
-В Индии – хлопок и рис.
-В Египте – ячмень.
-В Америке самая старая культура – кукуруза.
-У нас самые ранние находки различных культурных растений сосредоточены в Туркмении – зерна пшеницы, ячменя, семена винограда.
-При помощи радиоуглеродного метода был определен возраст самой древней культуры. Ей оказался крупнозерный ячмень в Иране. Зернам этого ячменя почти 9000 лет.

Ведущий:
1.В корме для попугаев содержится (просо).
2.На стеблях белеют чашки.
В них и нитки, и рубашки (хлопок).
3. Без какой культуры не обходится стол китайца (рис).
4. Из какой муки на Руси готовили праздничное блюдо (пшеница)
5. Зернам какого злака, найденного в Иране, 9000 лет (ячмень).
6. Растение – переселенец (кукуруза).

(Защита коллективных работ: плакатов, выполненных группами ребят).

-Сорняки – это целая страна растений, которые приспособились к условиям жизни культурных растений, наносят огромный вред земледелию. Они отнимают у сельскохозяйственных растений влагу и питательные вещества, затеняют и заглушают посевы.
-Мусорная растительность произрастает около жилья.
-Человек, поселяясь на каком-либо месте, неизбежно подавляет дикую растительность, обнажает почву и удобряет ее отбросами. В результате, около жилья человека появляются: лебеда, крапива, бодяк. Эта растительность проникает в сады, огороды, заброшенные места. Такие растения защищены от уничтожения их животными или человеком: одни из них ядовиты ( белена, дурман), другие жгучие (крапива), многие снабжены колючками (бодяк, осот полевой), иные совершенно не боятся вытаптывания (подорожник, спорыш).

-Сорная растительность встречается на лугах, пастбищах, в лесах (вырубки, опушки, лесные дороги). Большой вред приносят пожары, т.к. на выгоревших территориях быстро распространяются сорняки (осот, куколь, пастушья сумка, марь белая, ромашка непахучая).

-Не всякое сорное растение может стать полевым сорняком (пырей ползучий, василек). При постоянной обработке почвы оно должно выдержать различные повреждения и обеспечить себе совместное проживание с культурными растениями.

Ведущий: Интересно, что все без исключения хлебные злаки являются однолетними растениями и ученые решили получить гибрид, скрестив пшеницу с сорняком.
Сообщение:
-После долгих поисков русский ученый Цицин вывел новый сорт пшеницы, скрестив его с пыреем. Дикорастущий, непривередливый злак, он мог щедро передать гибридному потомству многие из своих полезных свойств: неприхотливость к почвам и уходу, устойчивость к болезням, вредителям, морозам и засухам, к тому же обладает завидным долголетием. В результате много лет на наших полях колышутся тугие колосья гибридной пшеницы. Говоря о пшенице, нельзя не упомянуть о ее сестре ржи. Сначала рожь была сорняком, но ржаная мука оказалась наиболее полезной.

-И даже василек, неизменный спутник ржи, пользуется среди людей заслуженной славой. Это лекарственное растение.


Заканчивается праздник просмотром детских подарков Земле-имениннице – композиций из злаков и сухоцветов.

Много на земле растений разных:
Ярких, невзрачных, полезных и страшных.
У каждой травинки есть место и роль.
И злак, и сорняк нам нужны так порой,
Что стоить подумать о них и сохранить,
Ведь нам без растений никак не прожить.


Заключение

Праздник «Именины Земли» проводится в мае и рассчитан на средний школьный возраст детей (12-13 лет). Педагог начинает и заканчивает праздник, основными же ведущими являются сами дети. Данное мероприятие является итоговым, ребята показывают свои знания, демонстрируют умение работать самостоятельно, а также раскрывают свои творческие и актерские способности.

Просмотров: 650
Категория: По направлениям » Для детского сада » Сценарии праздников для детей дошкольного возраста » Сегодняшняя дата в истории человечества.




Другие новости по теме:

  • Семьина Ирина Евгеньевна. День Земли. Праздник, посвященный Земле и Весне.
  • Тарасова Наталья Васильевна. Конспект интегрированной деятельности в средней группе ко дню земли: «Земля наш общий дом».
  • Лукашенко Ольга Александровна. Фольклорный праздник «Край родной – земля кубанская» для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
  • Волокитина Наталья Анатольевна. Спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей «Встреча на Земле»
  • Телегина Наталья Васильевна.,  Воловикова Ольга Анатольевна. Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Человек. Как на земле появились люди»
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Наталия Владимировна Стивкина. Конспект ННОД Экспериментальная деятельность 'Почему земля кормит'
  • Гулушова Лилия Назировна Нугаева Гульнара Расимовна Репникова Татьяна Викторовна Чиботарь Анна Сергеевна Юртова Светлана Геннадьевна. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Гаврилюк Татьяна Иосифовна. Проект - Жизнь людей на Руси
  • Якубо Наталья Борисовна. Проект 'Как хлеб на стол пришел'
  • Цуканова Светлана Григорьевна. Проект: «Как хлеб к нам на стол пришел».
  • Надежда Васильевна Бэц. Интегрированное тематическое занятие «Хлеб на стол к нам пришел» для детей подготовительной к школе группы
  • Галина Виноградова. Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Почва-живая земля. Кто создаёт почву?»
  • Углова Ирина Анатольевна. Интегрированное занятие по ФЦКМ «Как хлеб к нам на стол пришел»
  • Надежда Фадина. Презентация 'Как жили люди на Руси'
  • Шилова Ольга Васильевна. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Ромашка» на тему: «Как хлеб на стол пришёл»
  • Сальва Лариса Георгиевна. СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ СТАРШИХ ДЕТЕЙ «Арктика – белая земля»
  • Крюкова Ольга Петровна. Познавательно-спортивное мероприятие для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 7-ми лет. «Сказание о земле Югорской»
  • Краева Ирина Викторовна. Педагогическая статья «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст»
  • Лобанова Елена Александровна. Конспект НОД «Земля – живая планета»
  • Вокуева Галина Юрьевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мы дети планеты Земля»
  • Стерх Татьяна Николаевна. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Наш дома Земля» для детей 5 – 7 лет
  • Змеева Елена Сергеевна. Конспект занятия НОД в подготовительной группе. Познавательное развитие «Почва – живая земля»
  • Тараненко Лариса. Конспект НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности «Край родной, земля кубанская»
  • Толстова Ольга. Сценарий праздничной программы с постановкой сказки 'Старуха, дверь закрой!' 'Ликуй земля! Христос воскрес!'
  • Кашпырева Екатерина Николаевна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Как хлеб к нам на стол пришёл»
  • Калмыкова Ольга Николаевна. Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе с использованием ЭОР 'Плох обед, если хлеба нет!'
  • Белая Татьяна Сергеевна Фокина Елена Михайловна. ОД по развитию речи. Заучивание потешки «Дождик, дождик, пуще…» с помощью мнемотаблицы во второй младшей группе.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь