Гаврилюк Татьяна Иосифовна. Проект - Жизнь людей на Руси

Проект - Жизнь людей на РусиГаврилюк Татьяна Иосифовна
Воспитатель высшая КК, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия "Сезам", г. Сургут Тюменской обл. ХМАО-Югра

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Постижение ребенком  социального мира,  строится  на движении от осознания своей общности, с ближайшим окружением, (семья, детский сад, город, край в котором родился)  к региону, - к пониманию России, как государству,  объединенному общей символикой, нравственным ценностям и далее к осознанию -  Земля, планета,  на которой мы живем.


Таким образом,  выстраивается закономерная цепь  формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте:  Моя семья -  Мой дом  - Детское сообщество – «Детский сад» – Мой край – Россия -  Планета Земля.
Свою работу по ознакомлению детей с родной страной, продолжила в теме «Народное творчество и культура»   с исследовательско - творческого проекта  «Жизнь людей на Руси» посвященного изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях, оберегах. Выбор темы вызван интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.
Для формирования поискового поведения, развития любознательности широко использовала метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, опытно-исследовательскую деятельность. Наилучшего результата в работе достигала, объединив фольклорный, культурологический, исторический, литературный материал используя различные формы и методы работы.
Предполагаемый результат:
1.    Знать, что такое  Родина, ее  государственную символику, государственные праздники; историю своей страны,  умение работать  с картой.
2.    Знать  историю своего народа: жизнь людей на Руси, его быт: национальный народный костюм, народные ремесла.
3.    Знать о русском народном фольклоре: закличках, народных песенках, танцах,  играх.
Проект «Жизнь людей на Руси».
1.     Цель проекта:
1.Исследование истории русского крестьянского быта и его влияния на гендерное воспитание. Закрепление знаний о своей стране,  о государственной символике.
2. Формирование уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта:
ОО «Познание»
1.    Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
2.    Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.
3.    Исследовать, сравнить и узнать об оберегах на Руси.
4.    Закрепить знания о государственной символике, русском национальном костюме, русском народном творчестве.

 

ОО «Коммуникация»
1.    Провести опрос детей по модели  трех вопросов: «Что я знаю? Что хочу узнать? Где это можно узнать?», с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
2.    Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.
ОО «Труд»
1.    Изготовить макет старинной русской избы с интерьером.
2.    Изготовить оберег для дома «День-ночь».
ОО «Социализация»
1.    Закреплять умение работать в мини-группах.
2.    Оказывать помощь друг другу.
ОО «Музыка»
1.    Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русскому фольклору.
Предварительная работа с детьми:
1. Знакомство детей с декоративно-прикладным народным искусством (керамическими изделиями, игрушками, росписями, русским национальным костюмом).
2. Чтение и разучивание произведений художественной литературы и фольклора.
3. Разучивание русских народных игр.
4. Проведение бесед на тему «Культурно-историческое наследие нашего народа», игры – путешествие «Страна Россия. Государственная символика».
4. Показ мультипрезентаций «Флаги государств»,  «Моя родина - Россия», «Государственная символика», «Внутренний мир русской избы», «Обереги» по данной теме.
5. Организация работы по созданию макета русской избы, флага России с помощью пластелинографией.
Предварительная организационная работа педагогов.
1.    Планирование и разработка темы  «Народное творчество».
2.    Создание презентаций «Внутренний мир русской избы», «Обереги»,  «Флаги государств»,  «Моя родина - Россия», «Государственная символика»,.
3.     Подбор подвижных игр, художественной литературы, фольклорных текстов.
4.    Составление примерного перечня работ для детского творчества.
Итог проекта:
1.    Показ открытого мероприятия, день открытых дверей «Загадки русской избы».
2.    Мероприятие –  игра –путешествие «Страна Россия. Государственная символика».
3.    Изготовление оберегов «ДЕНЬ - НОЧЬ».
4.    Изготовление макета для режиссерской игры «Русская изба».
5.    Расписывание детьми игрушек, посуды элементами гжельской, хохломской, городецкой, дымковской росписями в мастерской «Город мастеров».

2.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА:
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания.
Проект начинался с того, что в группе  начали создавать  музейный уголок русской избы. В его создании принимали участие родители воспитанников, коллеги.
В этом уголке проводилась  тематическая непосредственная деятельность, ознакомительные экскурсии и беседы, разучивание народных потешек, пословиц, поговорок, чтение сказок, слушание песен, потешек народного фольклора. У детей возникло желание создать еще и мини-музей русской избы для режиссерской игры. Предметы старины дети лепили из соленого теста, рассписывали мебель, используя элементы городецкой росписи.
Большой интерес вызывало  у детей,  знакомство с предметами старины, что особенно влияет на воспитание патриотических чувств, вызывает гордость за свой народ. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети проникаются уважением к народному мастерству. Дети познакомились с разнообразными росписями посуды, игрушек. Создали в группе мастерскую «Город мастеров»,  в которой,  проходили занятия по расписыванию посуды (гжельская роспись, хохломская роспись),  мебели ( городецкая роспись), игрушек (дымковская и филимоновская росписи).
Много узнали о быте крестьян.  Помогали узнавать нам и родители: дома искали  и подбирали информацию о жизни на Руси,  и дети рассказывали  об этом на утренних и вечерних кругах. 
Дети  узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помощь», когда вся деревня работала для одной семьи.
Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?
Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать. Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.
«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.
Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.
В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
Соль  тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
3.     Обереги.
ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.
ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий,охраняющий от чего-либо.
Многовековая история культуры наших предков неразрывно связана с народными поверьями и приметами. Она пришла к нам из глубины веков как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий.
Понятие - ОБЕРЕГ пришло к нам в современную лексику с давних времён, когда наши далёкие предки всецело зависели от природы. В те времена люди старались на неё воздействовать с помощью обрядов. Их целью было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Особенно стойко сохранились традиции, шедшие из далёких времён, когда огромное значение придавалось всевозможным оберегам. Они применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.
При строительстве дома предки глубоко продумывали систему защиты от "вездесущих, всепроникающих злых духов". Орнаментировались все проёмы, все отверстия, через которые"злыдни" могли проникнуть к человеку. Особенно тщательно выбиралось место для строительства. В начале строительства под углы первого венца брёвен клали клочок шерсти, горсть зерна, ладан, воск - это имело магическое значение.
Предметы мебели, бытовая утварь внутри дома имели форму, оформление и назначение оберегов. Ковши имели форму утки, лебедя, ладьи, коня -символы движения светила.
Оберегами в одежде считается вышивка, в которой, по традиции, на строго определённых местах располагались соответствующие знаки. Ворот, обшлага рукавов, подол являлись входом к человеку. Поэтому именно эти места особенно тщательно защищали системой знаков от злых духов. Таким образом, рассматривая образ жизни наших предков, мы увидели  не просто желание украсить окружающие его предметы, а стремление придать им особую значимость, призванную помогать человеку, притягивая защитные силы добра, отгоняя всё тёмное враждебное злое.
Постепенно, по мере того, как поколение сменялось поколением, и люди воспитывались и росли в законе христианском, древние боги отходили всё дальше вглубь прошлого. Кое - что из верований, правда, потеряв весь религиозный смысл, сохранилось и дожило до наших времён в разных обычаях, поверьях, празднествах. Так прочны и долговечны, оказались верования пережитков седой языческой старины.
На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку,кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности:стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку”обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике:“вот те сани, поезжай с нами”. Издревле на Руси было принято угощать и одаривать дух дома. Его задабривали хлебом с солью, блинами, кашей,оставляли цветные лоскутки, монеты, овечью шерсть.
Продолжая эти традиции, наши современные художники изготавливают образ домового и“домовушки”.
Это – веник, коса, лопатка, венок, картина и т.д.на них изображены предметы домашнего быта,сделанные специально для домового. Они составлены из фольклорных славянских символов.Это символы –обереги. Статуэтками – оберегами являются флюгера,которые помещали на крыши домов. На Руси чаще всего это были конь или петух. Этот оберег защищал дом от всяческих напастей. На Руси также считалось, что расписанные яйца оберегают от бед и болезней.
Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы,  сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома,отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз.
Да, дерево в наpодной кyльтypе славян - объект поклонения. Многие рощи считались заповедными, в них не pyбили деpевьев, не собиpали хвоpост. В дни пpестольных пpаздников там совеpшались обряды . K категоpии почитаемых и священных деpевьев относились и отдельные деpевья, особенно стаpые,одиноко pастyщие в поле или вблизи целебных источников. K этим деpевьям пpиходили люди, чтоб избавиться от болезней. Они пpиносили даpы и жеpтвы (вывешивали на деpевьях полотенца, одеждy,лоскyты), молились, пpикасались к деpевьям. Чеpез дyпла и pасщелины таких деpевьев пpолезали больные, как бы оставляя за пpеделами этого отвеpстия свои болезни.
Беpеза. Одно из наиболее почитаемых y славян деpевьев. Выстyпает как "счастливое" деpево,обеpегающее от зла. У славян надежным обеpегом считалась беpезовая метла, пpислоненная к постелиpоженицы или колыбели новоpожденного. Во многих местах веpили, что битье больного pебенка беpезовым пpyтом избавит его от болезни.
Рябина. Деpево, использyемое главным обpазом в качестве обеpега.
Не последнее место для русского человека имел дуб – мощный, непокорный, мудрый. Вот как звучит стихотворение С.Русакова “Дуб”:
Дуб стоит на кургане,
Споря с яростью туч,
И, как русский крестьянин,
Он силён и могуч…
Несмотря на то, что традиция украшения оберегами своих домов зародилась в глубокой древности в наше время композиции – ОБЕРЕГИ стали прекрасным украшением семейного очага и замечательным подарком к любому празднику.
Каждый предмет в композиции-обереге несёт в себе определённое значение. Но по представлениям предков, значима была не столько каждая сила по отдельности, сколько их единство. Поэтому, создавая композицию - оберег, мастера использовали систему знаковых предметов, которые отображают мечты и чаяния, веру в добро и счастье. 
Дети узнали, много про обереги, их разнообразии. Пришли к выводу, сделать обереги для своего дома. Выбрали один из видов оберегов «День и ночь», узнали об истории его возникновения, и отправилсь в «Мастерскую».
Оберег:  День и ночь – куклы – обереги жилища. Это совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (день), другая из темной ткани (ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью – темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
4.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы,  ее устройстве, о быте крестьян, о государственных символах, о русском национальном костюме.
Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Закрепили свои знания  во время просмотра презентаций «Внутренний мир русской избы», «Государственная символика».
Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта, знанием о различных россписях, используемых для украшения посуды, при украшении игрушек.
Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, из соленого теста. Расписывали ее, создавали интерьер дома. Подключили к этому процессу и родителей: они приносили коробки, вязали в «избу» половики, искали материал по теме, и проводили дома беседы с детьми.
На занятии дети изготовили оберег для дома «День - ночь» в творческой мастерской Марьи – искусстницы. Был показан мастер – класс по изготовлению оберега
закрепили знания о государственной символике: изготовили флаг россии – рисовали пластелином.
Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре, к своей стране.Провела  открытое мероприятие по теме «Загадки русской избы», с участием родителей (роль Марьяны искусстницы исполнила мама Феди Мархинина), провела игру  – путешествие «Страна Россия. Государственная символика».

Просмотров: 547
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Гаврилюк Татьяна Иосифовна. Презентация - Внутренний мир русской избы
  • Добрынина Лариса Анатольевна. Конспект интегрированной НОД «Что есть в печи — все на стол мечи»
  • Гаврилюк Татьяна Иосифовна. Занятие - Загадки русской избы
  • Насонова Олеся Александровна. Информационный проект «Традиции русской избы»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Гаврилюк Татьяна Иосифовна. Занятие - «Страна Россия. Государственная символика»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Главный Редактор. Весь мир к его ногам. Что подарить мужчине?
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Федорцова Татьяна Ивановна. Игумен земли русской преподобный Сергий Радонежский и его духовное наследие
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Людмила Николаевна Выжанова. Актуальной темой для разговора во все времена - это здоровье человека
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ
  • Непомнящая Олеся Александровна. Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Изготовление русской народной тряпичной куклы»
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Надежда Фадина. Презентация 'Как жили люди на Руси'
  • Наталия Степовская. Патриотическое воспитание в ДОУ Открытое занятие по теме «Государственная символика России»
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Малиновская Ольга Павловна, Потапова Наталья Александровна, Потапова Наталья Александровна. Интегрированное занятие по здоровому образу жизни «Что бы здоровье сохранить — научись его ценить»
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь