Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 8 страница



Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций



8 страница


 

 

Лекция № 34. Этапы истории философии  

 

 

Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по истории философии»).  

Философия – история самосознания человеческой культуры – мировая история не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.  

Типологию учений философии различают по принципу содержания:  

1) материалистические – идеалистические;  

2) диалектические – метафизические;  

3) сциентистские – антисциентистские;  

4) по отношению к науке;  

5) по временному принципу и т. д.  

Эпоха откладывает отпечаток на личность философа, его понимание роли в обществе, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи – свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.  

Античность (VI в. до н. э. – III в. до н. э.) Тип философствования – созерцательный. Главный философский интерес – космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса – умственный (абстрактно-духовный) труд. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа – объясняющая.  

Средневековье (IV–XIV вв.) Главный тип философствования – умозрительный, философский интерес – Бог. Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но он еще не относится к отдельной личности. Источник бытия, блага и красоты – Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.  

Переход от cредневековья к Новому времени – Возрождение (XIV–XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы – поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек – творец, художник. Антропоцентризм.  

Новое время (XV–XIX вв.). Тип философствования – деятельностный, философский интерес – человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая монархов у власти буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом – идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек – автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.  

Новейшее время (XX в.) Тип философствования – социально-экологический, философский интерес – язык.  

 

 

Лекция № 35. Дофилософские (дорациональные) мировоззрения  

 

 

Философия часто определяется как мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение есть философия. Человеческие фантазии о мире сохранились в исторической памяти и получили выражение как мифы.  

В современной жизни мифы – иллюзорные мировоззренческие идеи о расовом, национальном превосходстве, об НЛО, о новейших «панацеях» и т. п.  

Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, основанная не на теоретических доводах, а на художественно-эмоциональном переживании мира, иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием социальных процессов и своей роли в них большими группами людей.  

В отличие от науки мифилософия объясняет все, для нее нет непознанного. Мифилософия – самая ранняя, а для современного сознания – архаичная форма мировоззрения.  

Другая форма мировоззрения – религия. Зародилась в недрах нерасчлененного, недифференцированного общественного сознания. Как и мифология, апеллирует к образному мышлению и чувствам (любви, благоговения, надежды, веры).  

В отличие от мифа – земное и сакральное не смешиваются. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение.  

На протяжении истории религиозное сознание развивалось, приобретая многообразные формы в разные эпохи у разных цивилизаций. Общее в них – поиск высших ценностей, истинного пути жизни, перенос их в трансцендентную, потустороннюю сферу, в вечную жизнь. Вся практика человека и его помыслы оцениваются по этому высшему, абсолютному критерию.  

Религия стоит между мифологией и философией. Общее с философией: взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия требует веры, которая здесь выше разума, а философия требует доказательства, разумного обоснования. Дорациональные мировоззренческие формы исторически и логически предшествуют философии. Мифологическое сознание – сознание глубокой интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание – первый взгляд человека в вечность, осознание единства человеческого рода, прочувствование универсальной целостности бытия.  

Мировые религии  

Христианство (с I в.). Главная идея – эсхатологическая: второе пришествие, конец света, конец земной истории. После – жизнь вечная, но только для праведного меньшинства человечества. Чтобы удостоиться ее, надо жить по заповедям любви к Богу и людям.  

Буддизм (с VI в. до н. э.) – стремление к нирване (угасанию, затуханию жизни). Поскольку страдание – неизбежное следствие существования и потребностей человека, избавиться от страдания можно подавлением потребностей и страстей, поднимаясь по лестнице нравственной жизни. Высшая ступень – нирвана – высшее блаженство, всеобщее милосердие и любовь.  

Ислам (с VII в.). Абсолютная власть над миром – у единого Бога, его воля навечно предопределяет судьбу каждого.  

Философия и религия в истории по-разному взаимодействовали.  

 

 

Лекция № 36. Философия и культура Древнего Востока  

 

 

В IV тысячелетии до н. э. на берегах Нила, Тигра, Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Причины возникновения:  

1) переход от меди к железу;  

2) товарно-денежные отношения;  

3) ослабление родоплеменных связей;  

4) первое государство – ускорение хода истории;  

5) духовная жизнь.  

Над человеком начинают властвовать не природные, а социальные силы – человек подчиняется государству, закону. В большинстве своем – рабство, зато у немногих – свобода творчества. От ранних форм религиозного сознания (тотемизма – фетишизма – анимизма – магии – мифа) наметился переход к религиозно-философскому осмыслению бытия.  

Особенности восточной философии:  

1) синтез мифологического, религиозно-символического и рационального (в учениях Будды и Конфуция, в Ведах, в священной книге персов «Авесте»);  

2) целостность видения человека. Соотношение элементов меняется, но сохраняется единство различных подходов. Мифология, религия, философия, наука – и форма, и продукт культурного самоопределения человека, но нет иерархии по степени истинности, а есть переплетение самостоятельных, подчас несоизмеримых идейных структур. Усложнение архаичных мировоззрений не вытеснялось метаморфозами бытия;  

3) доминирование некоторых форм рационально-духовного освоения мира при сохранении предшествующих. В определенных социокультурных ситуациях «отжившие» способы духовно-практического освоения мира актуализируются, вновь доминируют.  

Происхождение и сущность человека мифологичны. Мир уподоблен человеку, характерны ассоциативность, анимизм и антропоморфизм, т. е. оживление, одухотворение и уподобление природных явлений человеку, а человека – миру; они – творения богов.  

Но в первых письменных источниках Древнего Китая («Книга перемен», III–IV вв. до н. э., учение Конфуция) осмысливается специфичность человека. Конфуций: «Быть человеком равно любить людей». Взаимность и любовь к другим отличают человека от иных существ. Последователь Конфуция Мэн-цзы говорил о важности человекознания: «Лишь тот, кто познает свою природу, может познать Небо».  

Противник конфуцианства Мо-цзы: «Человек отличается от животного умением трудиться».  

Лао-Цзы (даосизм): «Главное в жизни человека – недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао».  

Восточная философская мысль менее категорична, чем западная, неопределеннее; в логике (Индия) нет закона исключенного третьего, допустимы утверждения: «человек и добр, и зол» или «он ни добр, ни не добр».  

Эти особенности мировоззрения и религиозно-философские идеи – архитипические черты Востока и влияют на процессы в мире. Восточная философия вобрала в себя все существовавшие в культуре формы освоения человеком мира. Философия Востока характеризуется как религиозная, мистичная, интуитивная, нацеленная на эстетико-этическую просвещенность, а философия Запада – как рациональная, научная, натуралистичная, ориентированная на прогресс и активную преобразующую деятельность.  

Но обе в единстве призваны сформулировать планетарное философское мышление будущего.  

 

 

Лекция № 3 7. Античная философия  

 

 

Философия как феномен культуры создана гением древних греков в городах-государствах, где были достигнуты политические свободы.  

Периоды.  

1. Натуралистический, VI–V вв. до н. э. Представители: ионийцы, милетцы, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.  

2. Гуманистический – софисты, Сократ.  

3. Классический. Большой синтез Платона и Аристотеля.  

4. Эллинистических школ: киники, эпикурейцы, стоики, скептики.  

5. Религиозный. Неоплатонисты: от языческих до представления о едином благе.  

6. Период христианской мысли. Филон Александрийский, догмы зарождающейся религии.  

Характерные черты.  

1. Синкретичность – нерасчлененность важнейших проблем.  

2. Космоцентричность – охват всего космоса и мира человека.  

3. Пантеистичность: космос – чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий.  

Идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля; лектон (смысл слова) стоиков. Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность – отвечала на вопросы бытия, помогая жить.  

Милетская школа VII–V вв. до н. э. – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.  

Демифологизация античного мировоззрения. Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Из чего все? Первичная субстанция: то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода ( Фалес), воздух ( Анаксимен).  

Апейрон – вечное и беспредельное начало ( Анаксимандр).  

Пифагореизм, VI–V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах – основа сущего, числовые соотношения – источник гармонии космоса, приближение к законам науки.  

Элейская (элеаты), VI–V вв. до н. э. – Парменид, Зенон, Мелисс Самосский. Единое бытие – непрерывное неизменное, присутствующее во всем, исключая множественность вещей и их движение. Главная роль в познании – мышление, не чувство; Гераклит из Эфеса. Первоначало сущего, душа и разум-логос – мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В космосе – скрытая гармония. Просвещенная монархия.  

Атомизм, V в. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все – из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. Все – согласно необходимости. Случайностей нет.  

Философия V–IV вв. до н. э. Сократ, Платон, Ксенофонт.  

Диалектика – метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель – знание, мудрость. Софисты (мудрецы) – Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины – к прагматическим рецептам поведения человека в обществе.  

Платонизм, 428–348 гг. до н. э. Философия объективного идеализма.  

Идеи (высшая из них – благо) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей.  

Познание (анамнесис) – воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом.  

Любовь к идее (эрос) – побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург – мастер), мировые душа и тело.  

Идеальное государство – иерархия трех сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как три части души: разумная, аффективная и вожделеющая).  

Аристотель (основатель Ликея – перипатетической школы) 384–322 гг. до н. э.  

Платон – учитель, А. Македонский – ученик. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор в лексиконе философии и в стиле научного мышления.  

Метафизика содержит основные принципы бытия: мир – совокупность субстанций, сочетание материи и формы, эйдоса; вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель. Энтелехия – возможность и осуществление, форма и материя, действующая причина и цель. Внутренне движущие силы вещей – идеи (формы, эйдосы). Источник движения и изменчивого бытия – вечный и неподвижный ум (нус) – перводвигатель.  

Ступени природы: неорганический мир – растение – животное – человек. Ум выделяет человека. Этика: главное – умеренность (метриопатия), разумное поведение. Человек – существо общественное. Идеальные формы государства – монархия, аристократия, умеренная демократия (политика). Наихудшие – тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства – подражание (мимесис); цель трагедии – очищение духа (катарсис).  

Ранний эллинизм  

Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал – безграничная духовная свобода индивида. Демонстративно пренебрежительное отношение к социальным институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.  

Стоицизм, III в. до н. э. – III в. н. э. Представители: Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп, Плутарх, Цицерон, Сенека. Возрождение учения Гераклита об огне-логосе: мир – живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей симпатию всех вещей; все сущее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи.  

1. Космос – огненный организм.  

2. Человек существует по космическим законам.  

3. Понимание мира неизбежно ведет к атараксии, бесстрастности.  

4. Пантеизм: человек и все люди едины с космосом, и бог, и государство, и все люди равны.  

Эпикуреизм, V–IV вв. до н. э. Представители: Эпикур, Лукреций Кар. Природа (физика) и человек состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь космоса и людей. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела (апония) и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий.


Просмотров: 647
Категория:


Другие новости по теме:

  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 2 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 1 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 16 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 15 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 14 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 13 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 12 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 11 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 9 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 7 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 5 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 4 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 3 страница
  • Алексеев В. О., Мальшина Н. А., Мельникова Надежда Анатольевна » Философия: конспект лекций » 10 страница
  • Алексеев В.О., Мальшина Н.А., Мельникова Н.А. » Философия: конспект лекций » 6 страница
  • Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 3 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 16 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 14 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 13 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 12 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Восприятие и понимание человека человеком » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь