Р. Уолш. СЕМЬ ПРАКТИК

- Оглавление -




Глава 8

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ ЖЕЛАНИЙ

Экстаз занимает место рассеянного
и внешнего удовольствия ума...
или, скорее, он вбирает в себя
все прочие наслаждения и преобразует их
чудесной алхимией чувств ума и сердца.

Шри Ауробиндо

Как прежде всего искать высшего блага? Как отказаться от обычных стремлений и посвятить свою жизнь тому, что действительно важно? Как перенаправить свои сердце и ум на то, что приносит истинное удовлетворение?

К несчастью, единовременного решения здесь недостаточно. Все мы знаем, насколько хватает новогодних зароков. Хотя решение измениться – это необходимый первый шаг, за ним должны последовать и другие шаги. Нам нужны методы и упражнения, вдохновение и поддержка, к которым мы сможем неоднократно прибегать, чтобы сменить привычки, вырабатывавшиеся годами. Для начала полезно рассмотреть нашу жизнь в более широкой перспективе.

Упражнение 7: ПОДУМАЙТЕ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМ ВРЕМЕНИ

Обычно мы так поглощены текущими повседневными событиями, что упускаем из виду более масштабную картину. Великие религии постоянно призывают нас смотреть на нашу жизнь и на проблемы, с которыми мы сталкиваемся, с более широкой перспективы. Эта перспектива может быть поистине грандиозной. Традиции советуют нам при принятии важных решений иметь в виду всю нашу жизнь и неминуемую смерть. Буддизм и индуизм говорят о бесчисленных воплощениях, а христианство призывает нас рассматривать жизнь sub specie aeternitatas (с точки зрения вечности). Следующее упражнение дает возможность испробовать вкус такого восприятия.

Найдите тихое, удобное место, где вас не будут беспокоить. Усевшись там, расслабьтесь, следуя инструкциям, приведенным в следующем разделе.

Для начала, подышите медленно и глубоко в течение нескольких минут. Позволяйте себе все более и более расслабляться с каждым вздохом. Заметьте интересную особенность дыхания – для выдоха не требуется никаких усилий. Вы делаете вдох, а потом просто предоставляете вещам идти своим чередом. При этом воздух сам собой выходит наружу, а мышцы грудной клетки и плеч автоматически расслабляются.

Пусть это чувство расслабления с каждым вздохом становится все глубже и распространяется по всему телу. Позвольте ему перетекать вверх в шею, наружу в предплечья, и вниз через живот к ногам. Если вы заметите какие-либо области мышечного напряжения, попробуйте, не можете ли вы их расслабить. На протяжении всего упражнения продолжайте дышать медленно и глубоко. Такая способность расслабляться – очень ценный навык для преодоления стресса и любой напряженности. Она будет углублять многие упражнения и медитации, предлагаемые в этой книге. Когда вы полностью успокоитесь, внимательно прочитайте оставшуюся часть упражнения, чтобы знать, что делать дальше, а затем закройте глаза.

Для начала, подумайте о продолжительном времени, скажем, о периоде, охватывающем много лет. После этого подумайте о более длительном времени, затем об еще более длительном. Когда вы будете готовы, удвойте рассматриваемый промежуток, потом удвойте его еще раз. Теперь подумайте о вечности.

С этой всеохватной, вечной перспективы оглянитесь на свою жизнь и обдумайте следующие вопросы. Вам нет нужды анализировать или пытаться вычислить ответы. Взамен, просто позвольте им всплывать у вас в сознании под влиянием вашей интуитивной мудрости.

  • Что в вашей жизни действительно важно?
  • Что действительно имеет для вас значение?
  • Чего бы вам лучше делать побольше?
  • Чего бы вам лучше делать поменьше?

Затем взгляните, дает ли вам эта вечная перспектива какую-либо жизненно важную информацию?

Когда вы почувствуете, что закончили, откройте глаза и вернитесь вниманием к окружающему. Как и в случае многих других упражнений, полезно сразу же записать свои догадки в журнал и потратить несколько минут на их обдумывание. Когда вы будете размышлять о своей жизни, подумайте о совете иудейского мудреца XVIII века рэбби Нахмана, который прославился своей мудростью и своими поучительными историями: "Взгляни на то, что ты делаешь, и задумайся, стоит ли посвящать этому свою жизнь".

С позиции вечности многие вещи и дела в нашей жизни кажутся очень незначительными. Хотя поначалу это открытие может оказаться довольно трудным, оно также может быть чрезвычайно освобождающим. Оно позволяет нам перестать тратить время по пустякам, ради никчемных развлечений и имущества, и сосредоточиться в жизни на том, что действительно важно.

Мужчины и женщины, избравшие духовный путь, принимают в своей жизни очень простые решения. Они счастливо выбирают таких друзей, такие деятельность и имущество, которые помогают им развивать духовные качества – любовь, великодушие, радость, и мудрость. В то же время, они отказываются от всего, что подавляет эти качества, и отвлекает их от избранной цели. Благодаря этому, их жизнь постепенно становится все менее беспорядочной и импульсивной, все более простой и спокойной.

Упражнение 8: ПОСВЯЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ

В тибетском буддизме каждая значимая деятельность – будь то медитация, еда, или уборка – начинается и завершается посвящением. Перед тем, как приступить к медитации, практикующий повторяет такие слова: "Я посвящаю эту практику моему пробуждению, чтобы я мог служить всем существам и приближать их пробуждение". В конце медитации он заключает ее посвящением заслуг такими словами: "Пусть блага этой практики послужат благополучию и пробуждению всех существ". Эти посвящения занимают меньше минуты, однако, они способны значительно углублять мотивацию и опыт любой практики.

Этот тибетский обычай являет собой прекрасный пример того, как посвящение может преобразовывать мотивацию. Хотя изменение того, что мы делаем, необходимо для духовного роста, изменение глубинных мотивов может быть даже еще более жизненно важным. Одно и то же действие можно совершать с драматически разными мотивами и результатами. Можно вспороть человеку живот в припадке ненависти, совершая ужасающий акт насилия. В то же время, врач может делать это в ходе хирургической операции, направленной на спасение жизни. К счастью, мы способны выбирать мотивы, которыми руководствуемся в своих поступках и в жизни. Следующая история, которую я составил на основе безымянной легенды, показывает, сколь поразительно могут различаться эти мотивы.

В течение нескольких недель из соседней долины через горы доносились странные звуки. В деревне много судачили о том, что это могут быть за звуки, но никто не мог взять их в толк. Даже старейшины деревни никогда не слышали ничего подобного. Наконец, один из юношей деревни решил перебраться через горы и посмотреть, что там происходит.

После двух дней пути он достиг вершины горы и увидел, что в долине, лежащей далеко внизу, десятки человек заняты какой-то кипучей деятельностью. Приблизившись, он разглядел цепочку людей, расположившихся перед огромными камнями, над которыми они усердно трудились молотками и зубилами.

 Когда путешественник, наконец, достиг дна, он подошел к юноше в конце цепочки и спросил: "Что ты делаешь?".

"Ха!" – проворчал юноша – я убиваю время, пока не освобожусь от работы".

Озадаченный, путешественник повернулся к молодой женщине, которая была следующей в цепочке: "Извините, но что вы делаете?"

"Я зарабатываю, чтобы содержать свою семью" – отвечала женщина.

Почесав в затылке, путешественник подошел к следующему человеку и снова спросил: "Что вы делаете?"

"Я создаю прекрасную статую" – последовал ответ. Путешественник повторил свой вопрос, обращаясь к следующему человеку.

"Я помогаю строить собор" – отвечал тот.

"Ага!" – сказал путешественник – "Думаю, я начинаю понимать". Приблизившись к женщине, которая была следующей в цепочке, он спросил: "А вы что делаете?"

"Я помогаю жителям этого города и поколениям, которые будут жить после них, помогая строить этот собор".

"Чудесно" – воскликнул путешественник – "А вы господин?" – обратился он к мужчине рядом с ней.

"Я помогаю строить этот собор, чтобы служить всем, кто будет им пользоваться, и чтобы попутно пробудиться самому. Я ищу собственного спасения в служении другим людям".

Наконец, путешественник обратился к последнему каменотесу – бодрому старику с блестящими глазами и постоянной улыбкой на губах – "А что делаете вы ?"

"Я?" – улыбнулся старик – "Делаю?". Он от души расхохотался. "Это эго слилось с Богом много лет назад. Нет никакого "Я", которое бы что-то делало. Через это тело действует Бог, помогая всем людям пробудиться и придти к Нему".

Семь человек обтесывали камни. Но насколько же разными были их побуждения и жизни!

У нас тоже есть не менее широкий выбор побуждений. Основной принцип духовной практики, равно как и психологии, состоит в том, что чем чаще мы выбираем ту или иную мотивацию, тем сильнее она становится. Поэтому, если перед тем, как приступить к деятельности, мы уделяем внимание выбору мотива, это может преображать как деятельность, так и нас самих.

Хорошее начало – выбрать какой-то один вид деятельности, который вы всякий раз будете посвящать высшей цели. Например, каждый раз, когда я сажусь писать эту книгу, я стараюсь не забывать посвящать ее благополучию всех, кто будут ее читать. Я надеюсь, что таким образом мои эгоистические побуждения, например, желания славы и признания, ослабевают, в то время как внимание к другим и забота о них усиливаются.

Выберите любую деятельность, которой вы регулярно занимаетесь и которую хотели бы посвятить высшей цели. Это может быть все что угодно – от медитации до работы по дому или чтения этой книги. Подумайте о побуждении, которое вы бы хотели развивать, и найдите собственные слова для выражения этой мотивации и посвящения ей своей деятельности.

Возможно, вы посвятите ее своему обучению, своему пробуждению, или благополучию всех, на кого повлияет ваша деятельность. Выбор за вами. Потом, всякий раз, когда вы приступаете к этой деятельности или завершаете ее, просто остановитесь на минуту, чтобы ее посвятить.

Упражнение 9: ОТКРОЙТЕ ДЛЯ СЕБЯ СВОЮ БУДУЩУЮ САМОСТЬ

В предыдущих упражнениях мы изучали принципы и методы, способные помочь любому человеку. Но великие религии признают, что хотя существуют универсальные практики, которыми нужно заниматься всем, однако каждый из нас уникален и идет своим собственным путем. Мохаммед считал: "Есть столько же путей к Богу, сколько сотворенных душ", а еврейская мудрость гласит: "У всякого и каждого человеческого существа своя особая задача в мире, которую не может выполнить никто другой". К счастью, задача, которую мы призваны выполнить – это то, что мы, в глубине души, хотим делать.

Эту идею прекрасно выразил Руми – один из великих мистиков и самый почитаемый поэт ислама. Родившись в Афганистане в 1207 г., он провел большую часть детства, скитаясь со своей семьей по Ирану и Сирии, пока его отец, наконец, не получил место преподавателя в богословской школе в Турции. После смерти отца, Руми, которому тогда было всего двадцать три года, занял его место и в течение следующих четырнадцати лет вел более или менее обыкновенную жизнь религиозного учителя.

Когда ему исполнилось тридцать семь лет, все изменилось. К нему обратился странствующий мистик, который поставил перед ним некий вопрос. Мы не знаем, что это был за вопрос, но знаем, какое действие он произвел. Руми пал на землю. Будучи религиозно образованным человеком, он осознал духовную глубину вопроса и вопрошавшего и был буквально сражен.

Этим странствующим мистиком был Шамс ал-Дин, "Солнце религии" из Тебриза, который сумел распознать непроявленный духовный гений Руми. Вскоре они стали неразлучны и целые дни проводили вместе без еды и питья, погруженные в экстатическую беседу и мистическую любовь. Это ускорило духовный рост Руми, однако посеяло ревность и интриги среди его учеников, которых он совсем забросил. Почувствовав назревавшую проблему, Шамс исчез.

Теперь Руми стал совершенно другим человеком. Бывший учитель часами слушал музыку, пел, и кружился на одном месте8 С его губ и из под его пера лился поток экстатической поэзии изысканной красоты и глубины.

8 Кружение на месте - излюбленный технический прием мусульманских странствующих мистиков (дервишей), который они используют для перехода в измененное состояние сознания. (Прим. перев.)

Затем вдруг снова появился Шамс. По словам сына Руми, оба мужчины "упали к ногам друг друга, и нельзя было понять, кто из них любящий, а кто возлюбленный". Снова оба мистика проводили часы, погрузившись в экстаз, и снова учеников Руми жгла ревность. Однажды вечером во время беседы, Шамса кто-то позвал к двери. Он вышел наружу и больше уже никогда не появлялся; по-видимому, его убили.

Руми был безутешен. Он оставил дом и пустился в поиски по всей стране. Наконец, в Дамаске он достиг успеха, однако не физически, а духовно. Он осознал, что подлинная природа Шамса и его самого была одной и той же, и воскликнул:

Зачем мне искать? Ведь я – то же, что он.
Его сущность говорит моими устами.
Я искал самого себя.

Мистическое единение стало полным. Шамс был источником и вдохновением непрекращающегося потока стихов, и Руми озаглавил одно большое собрание "Сочинения Шамса Тебризского". Семь столетий спустя эти и другие стихотворения Руми по-прежнему принадлежат к числу величайших литературных сокровищ ислама, и в 1990 году он был одним из самых популярных поэтов в Северной Америке.

Руми призывал каждого из нас найти собственный единственный путь, ведущий к своим целям и обещающий свои дары. Он писал:

Каждый был создан для какой-то конкретной работы,
И желание этой работы заложено в наши сердца.

Следующее упражнение призвано помочь вам понять, к чему расположено ваше сердце.

Мы тратим огромное количество времени, погрузившись в фантазии об удовлетворении конкретных желаний, о том, что у нас, наконец, есть эта новая игрушка, эта новая машина, и так далее, и так далее. Но у нас редко находится время на то, чтобы представить себе, что бы нам больше всего хотелось иметь, и кем быть. Данное упражнение поможет вам распознать эти более глубокие, более значимые, и, в конечном счете, более удовлетворяющие желания.

Оно состоит из большего числа частей и содержит в себе больше вопросов, чем многие другие. Есть несколько способов выполнения этого и других длинных упражнений. Простейший способ состоит в том, чтобы внимательно прочитать его до конца, а затем делать по памяти, при необходимости, время от времени, заглядывая в книгу. Вы также можете попросить кого-нибудь медленно читать вам инструкции и вопросы, либо записать их на магнитофон и прослушивать.

Для начала дайте себе время расслабиться. Сделайте несколько медленных, глубоких вздохов, чтобы освободиться от любых напряжений, которые вы, возможно, чувствуете.

Когда вы будете готовы, представьте себе, каким бы вам больше всего хотелось быть когда-то в будущем, скажем, через несколько лет. Не нужно стараться вызвать образ или идею; пусть это произойдет само и без всяких усилий. В такого рода упражнениях некоторые люди видят ясный образ, тогда как у других возникает, скорее, некоторое внутреннее ощущение. Годится и то, и другое.

Вообразите, что вы живете там, где бы вы больше всего хотели жить, и делаете то, что бы вам больше всего хотелось делать. Увидьте себя, достигшим того, чего вы хотите, научившимся тому, чему вы хотите научиться, оказавшим значимое содействие другим, а также исправившим старые отношения и завязавшим новые и приносящие удовлетворение.

Представляя себе свое будущее "я", присмотритесь, где вы, и какая среда вас окружает. Выглядит ли ваше будущее "я" в чем-то иным? Как вы держитесь? Что вы чувствуете? Какие эмоции у вас преобладают? Каких страхов больше нет? Какие у вас появились сильные стороны? Какие новые способности?

Теперь представьте себе, что вы и есть ваше будущее "я"9 и задайте себе вопрос: "Что из всего, что я сделал, делает меня наиболее счастливым?" Подождите пару мгновений, чтобы ответ сам собой всплыл из глубин вашего ума, и потратьте какое-то время, чтобы ощутить его вкус, и подумать над ним. Когда вы будете готовы, переходите к следующим вопросам и повторите тот же процесс для каждого из них. Спросите себя:

  • Что из всего, что я сделал, приносит мне наибольшее удовлетворение?
  • Что самое ценное из того, чему я научился?
  • Что лучшее из того, что я сделал, чтобы помочь другим людям?
  • Какие из моих отношений приносят мне наибольшее удовлетворение?

Когда вы получите ответы, спросите себя:

  • Какие сильные стороны и способности мне необходимы, чтобы достичь этих целей?
  • В чем мне нужно перестать недооценивать себя, чтобы достичь этих целей?
  • Наконец, спросите себя: Что бы я мог сделать сейчас, чтобы начать достигать этих целей?

Когда вы закончите с этим, откройте глаза и немного подумайте над тем, что вы пережили, и чему научились. Полезно сразу записывать свои догадки – это сделает подробности вашего видения будущего более живыми и убедительными.

9 В современной психотерапии этот метод называется "переходом к ассоциированному состоянию". Для этого нужно попытаться представить себе, что вы видите, слышите, чувствуете, и т.д., будучи вашим будущим "я", то есть "вжиться в образ". (Прим. перев.)



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 891
Категория: Библиотека » Учебные пособия


Другие новости по теме:

  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ЛЮБОВЬ, СВОБОДА И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Интервью
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Алан Уотс ЭТО ОНО Некоторые люди ошибочно
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Сатпрем ЕДИНСТВО И УЧЕНИЕ ШРИ АУРОБИНДО Один
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Лекс Хиксон ДЕСЯТЬ ВРЕМЕH ПРОСВЕТЛЕНИЯ: ДЗЕНСКИЕ ПОИСКИ
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Роджер Уолш ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ древние образы
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Гопи Кришна ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ ЙОГИ Йога 150
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕОХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ Возникновение
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 2 ЖЕНЩИНЫ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ Свами Вивекананда,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь