"Йогасутры" представляют собой очень точное изложение
определенного содержания. Однако изложение это чересчур
лаконично и поэтому нуждается в комментариях.
Древнейший комментарий к "Йогасутрам" называется
"Йогабхашья". Авторство его приписывают Вьясе, которого
индийская традиция отождествляет с Бадараяной, автором
"Брахмасутр". Впрочем, вопрос авторства и времени создания
(IV в. 850 г.) окончательно не решен.
Комментарий насыщен богатым философским содержанием и
затрагивает множество специфически йогических проблем. К
самым трудным с философской точки зрения сутрам (особенно в
IV книге) даются варианты толкований, основанные на мнении
разных философских школ. Однако язык "Йогабхашьи" очень
сжат, почти столь же телеграфичен, как в "Йогасутрах", что
повлекло за собой появление дальнейших комментариев к этому
комментарию.
Недавно открыт и впервые издан (1952) в Мадрасе
комментарий к "Йогасутрам" и "Йогабхашье", приписываемый
Шанкаре (или Шанкарачарье, VIII-IX вв.), создателю
интереснейшей системы веданты (адвайты). Он называется
"Патаньджалайогасутрабхашьявиварана", вкратце будем
называть его просто "Вивараной". Это самый обширный из
философских трактатов по системе йоги.
Другим издавна известным комментатором "Йогабхашьи"
был Вачаспати (Мишра), живший в IX в. Его комментарий
нередко называют "Таттвавайшаради".
В начале XI в. комментарий к "Йогасутрам" написал
король Бходжа. Это второй (после Вьясы) комментарий самих
"Йогасутр". Однако он не свободен от влияния Вьясы,
неоднократно копирует даже его форму его изложения. Иногда,
правда, Бходжа проявляет и самостоятельность в толковании
текста, например, отбрасывает сутру IV.16.
Виджнянабхикшу (ХVI в.) также прокомментировал
"Йогабхашью" в труде "Йогаварттика". Кроме того, он написал
короткий трактат об учении Патанджали "Йогасарасанграха".
Несколько последующих комментаторов бесспорно
отталкиваются от интерпретации Бходжи:
Рамананда (Сарасвати), иначе называемый Раманандаяти
"Манипрабха" (ХVI в.);
Определить дату трех последних комментариев мне не
удалось, так как ни в одном из доступных мне трудов они не
упоминаются.
Дасгупта упоминает комментарий XVII в., который мне
не удалось достать, "Чхалвьякхью" Нагеши.
Во вступлении (написанном по-английски профессорами
из Madras Sanscrit College Полакам Шри-Рама-Шастри и
С.Р.Кришнамурти-Шастри) к санскритскому тексту "Вивараны"
указаны еще два комментария, с которыми я никогда не встречался:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.