Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



V. КОММЕНТАРИИ К "ЙОГАСУТРАМ"

"Йогасутры" представляют собой очень точное изложение определенного содержания. Однако изложение это чересчур лаконично и поэтому нуждается в комментариях.

  1. Древнейший комментарий к "Йогасутрам" называется "Йогабхашья". Авторство его приписывают Вьясе, которого индийская традиция отождествляет с Бадараяной, автором "Брахмасутр". Впрочем, вопрос авторства и времени создания (IV в. – 850 г.) окончательно не решен. Комментарий насыщен богатым философским содержанием и затрагивает множество специфически йогических проблем. К самым трудным с философской точки зрения сутрам (особенно в IV книге) даются варианты толкований, основанные на мнении разных философских школ. Однако язык "Йогабхашьи" очень сжат, почти столь же телеграфичен, как в "Йогасутрах", что повлекло за собой появление дальнейших комментариев к этому комментарию.

  2. Недавно открыт и впервые издан (1952) в Мадрасе комментарий к "Йогасутрам" и "Йогабхашье", приписываемый Шанкаре (или Шанкарачарье, VIII-IX вв.), создателю интереснейшей системы веданты (адвайты). Он называется "Патаньджалайогасутрабхашьявиварана", вкратце будем называть его просто "Вивараной". Это самый обширный из философских трактатов по системе йоги.

  3. Другим издавна известным комментатором "Йогабхашьи" был Вачаспати (Мишра), живший в IX в. Его комментарий нередко называют "Таттвавайшаради".

  4. В начале XI в. комментарий к "Йогасутрам" написал король Бходжа. Это второй (после Вьясы) комментарий самих "Йогасутр". Однако он не свободен от влияния Вьясы, неоднократно копирует даже его форму его изложения. Иногда, правда, Бходжа проявляет и самостоятельность в толковании текста, например, отбрасывает сутру IV.16.

  5. Виджнянабхикшу (ХVI в.) также прокомментировал "Йогабхашью" в труде "Йогаварттика". Кроме того, он написал короткий трактат об учении Патанджали "Йогасарасанграха".

    Несколько последующих комментаторов бесспорно отталкиваются от интерпретации Бходжи:

  6. Рамананда (Сарасвати), иначе называемый Раманандаяти – "Манипрабха" (ХVI в.);

  7. Бхагаванеша (согласно индийской традиции, ученик Виджнянабхикшу) – "Прадипика";

  8. Нагоджибхатт(а) – "Вритти";

  9. Ананта(дева) – "Чандрика";

  10. Садашивендра Сарасвати – "Йогасудхакара".

    Определить дату трех последних комментариев мне не удалось, так как ни в одном из доступных мне трудов они не упоминаются.

  11. Дасгупта упоминает комментарий XVII в., который мне не удалось достать, – "Чхалвьякхью" Нагеши.

  12. Во вступлении (написанном по-английски профессорами из Madras Sanscrit College – Полакам Шри-Рама-Шастри и С.Р.Кришнамурти-Шастри) к санскритскому тексту "Вивараны" указаны еще два комментария, с которыми я никогда не встречался:

  13. "Йогасиддхантачандрика" Нараянатиртхи и

  14. "Сутрартхабодхини" того же автора.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 802
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ в сокращении I. ЙОГАСУТРЫ 150
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ Поскольку неизвестно, скомпилировал ли
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРОБЛЕМНАЯ ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СО ВСЕИНДИЙСКОЙ
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. ДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ НА СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. СУБЪЕКТНОЕ БЫТИЕ Пуруша как бытиеВ совершенном
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. ЯЗЫКОВЫЕ ТРУДНОСТИ Санскрит и философский санскритПо
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. ОТНОШЕНИЕ ЙОГАСУТР К САНКХЬЕ Индийская традиция
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II. АВТОРСТВО И ДАТИРОВКА ЙОГАСУТР АвторствоАвторство Йогасутр
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие в сокращении Фундаментальные тексты индийских философских
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Проблемы и выводы Если же эта сила
  • Л. Циборан. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ: ПОПЫТКА НОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ | Примечания Йогу как состояние описывает ужеКатхопанишад VI.10 и
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ 3 В главе 3 рассматриваются
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 вибхути-пада ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И СверхъесТЕСТВЕННЫЕ СИЛЫ
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ 2 Афоризм 1 знакомит с
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 садхана-пада КРИЙЯ-ЙОГА ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ 1 В афоризме 1 раскрывается
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 1 самадхи-пада КОНЦЕНТРАЦИЯ И САМАДХИ 1. атха-йоганушасанаматха
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4 кайвалья-пада 4. САМОАНАЛИЗ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ В
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ РЕЗЮМЕ ГЛАВЫ 4 Эта глава посвящена кайвалье,
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | ГЛОССАРИЙ Абхинивеша 150 инстинктивная жажда жизни истрах смерти.Абхьяса
  • Р. Мишра. ПСИХОЛОГИЯ ЙОГИ | Примечания редактора Подробнее об этом см. 2:21. Винду
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Вторая ЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НЬЯЙИ Ньяя и
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Шестая ПУРВА-МИМАНСА Введение. 150 Датировка и
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Десятая ШИВАИТСКИЙ, ШАКТИСТСКИЙ И БОЛЕЕ ПОЗДНИЙ
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Девятая ТЕИЗМ РАМАНУДЖИ Введение. 150 Пураны.
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ XLI. РАЗБОР НЕКОТОРЫХ ВОЗРАЖЕНИЙ НА ЭТИКУ ШАНКАРЫ
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ ХХХII. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ МИР ИЛЛЮЗИЕЙ Доктрина авидьи
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ XXVI. БРАХМАН Быстро проходит время, жизнь быстротечна,
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ XV. ВОСПРИЯТИЕ Шанкара указывает на три источника
  • С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том второй | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава Восьмая АДВАЙТА-ВЕДАНТА ШАНКАРЫ Введение. 150 Датировка.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь