Йогу как состояние описывает уже
"Катхопанишад" (VI.10 и 11).
Самадхи в значении йоги (самадхи
сосредоточение, погружение) принимает Вьяса
("Йогабхашья", I.2), а Вачаспати ("Таттвавайшаради", I.1),
вслед за Панини ("Дхатупатха", IV.68), обосновывает его
интерпретацию, указывая, что в таком случае "йога" есть
производным от "юдж" в значении самадхи (юджа самадхи).
Термин самадхи характерен для систем йоги и веданты,
кайвалья единственность, исключенность (всего
остального) для йоги и санкхьи, мокша
освобождение для веданты, ньяи, вайшешики и мимансы,
а нирвана угасание, затухание для буддизма.
Мокша и кайвалья соответствуют только высшему состоянию
йоги, как и нирвана в хинаяне (в махаяне существуют ступени
нирваны).
В "Йогасутрах" высшей формой этой
практики выступает так называемая абхьяса. Там же
упоминается и крийя-йога, которую обычно трактуют как "йогу
(в смысле практики) действия или морального долга". Однако
мне кажется, что, учитывая определение йоги в I.2 и
значение термина "крийя" в II.18, крийя-йогу
последовательнее было бы переводить как "обуздание
непостоянства или активности (движения, вибраций) (в
сознании)".
Даршана означает "видение" в
смысле непосредственно-интуитивного познания, "истинное
познание", "инструмент истинного познания", позже
"взгляд" (на мир), "философия", проч.
В некоторых изданиях 194 сутры. Уже в
XI в. комментатор Бходжа отбросил IV.16, и позднейшие
комментаторы признали ее добавленной позднее; ее мог
добавить, например, Вьяса для полемики с буддистами. Однако
это не доказано, тем более, что сутру эту можно толковать
по-разному.
Потому как научно-историческим
методом невозможно выяснить, были ли это чисто умственные
предположения, или утверждения, основанные на личном опыте.
Согласно "Йогабхашье" (I.31), плохое
самочувствие результат нарушений в диспозиционной
сфере сознания, вызванных препятствиями в удовлетворении
желаний.
Термин "витарка" означает тут
сознательный акт в форме мысли-суждения, продуктом которого
есть общие понятия. Хотя в сознании появился "новый" (более
очищенный по сравнению со "старым") объект, еще действует
сила внушения памяти, воспоминания о ранее познанном
объекте, которая пытается подогнать "новое" переживание под
"старое". В привычном состоянии сознания то, что мы
привыкли полагать вещами, представляет собой
предмето-понятийную смесь.
Каждое явление, которое имело место в
сознании, запоминается в диспозиционной сфере сознания,
сфере бессознательной или, скорее, подсознательной (по
отношению к налично-явленному сознанию). Это
диспозиционное подсознательное образование есть санскара,
предрасположенность. Санскары затем стремятся к выходу на
явленный уровень сознания, феноменализируясь здесь как
воспоминания. Санскары образуют, таким образом, "отложения"
воспоминаний, "склад" памяти.
Сосредоточение, "погружение"; тут
можно напомнить, что "пратьяя" означает "наполнение".
Термин "вишеша" можно трактовать как
"вторичное, производное образование", в противоположность
"непроизводному образованию" (авишеша). Очень убедительна
интерпретация вишеши как "окончательного образования" (без
остатка, ви + шеша), которая также
соответствовала бы "Йогабхашье" II.19: "Поскольку нет
других элементов реальности сверх вишеш, (дальнейшего)
превращения в иные элементы реальности в вишешах не происходит".
В "Йогасутрах" эти элементы
реальности не перечисляются, но они известны по другим
системам (например, санкхье, веданте), доклассической
философии и комментариям к "Йогасутрам". К ним относятся:
1) 5 грубых элементов (маха- или стхулабхут) или стихий
пространство, воздух (ветер), огонь, вода и земля.
Они представляют собой утонченные магические эквиваленты, и
вместе с тем подлинную природу, разных состояний материи,
известных нам в повседневном опыте; 2) индрии или органы
сознания: 5 сознательных органов познания (утонченных
магических эквивалентов 5-ти чувств), но не физических, а
психических: орган слуха ("ухо"), орган осязания ("кожа"),
орган зрения ("глаз"), орган вкуса ("язык"), орган обоняния
("нос"); 5 сознательных органов действия (утонченных
магических эквивалентов определенных телесных органов или
функции): орган речи, то есть орган соглашения об общем в
вещах ("речь"), орган преобразования объектов ("рука"),
орган движения, перемены места или перемещения относительно
объектов ("нога"), половой орган или орган размножения
объектов и орган выделения чего-то из "себя" ("анус"). 3)
Последней и наивысшей таттвой, которая относится к вишешам,
есть манас (ум), называемый также одиннадцатым органом
(индрией). Это орган постижения с помощью общих понятий.
По-видимому, манас это то, что распадается на множественные
души с неоднородными процессами, практические
индивидуальные сознания.
Термин авишеша можно трактовать и
как "неокончательное, промежуточное образование" (не без
остатка а + ви + шеша). В самих
"Йогасутрах" авишеши также не перечисляются. Согласно
другим текстам, к ним относятся пять тонких элементов
(сукшмабхут), называемых танматрами. Комментаторы говорят,
что непосредственно воспринимать их могут только боги и
йогины (которые достигли соответствующего уровня познания).
Их называют "дивья" (божественными, чудесными, небесными).
Это "звук", "осязание", "цвет", "вкус" и "запах". Об их
опытном познании говорят III.36 и III.41.
Согласно комментаторам, к авишешам относится и асмита
(состояние, или сфера сознавания того, что "аз есмь",
чувство "эго"). По-видимому, уже тут начинается всеобщее
сознание, которое есть причиной множественных
индивидуальных сознаний. В сутре IV.4 сказано:
нирманачиттаниасмитаматрат
"Созданные ("измеримые", нирмана) сознания происходят
из одного-единого сознания "я есть" (асмита)".
"Если существует разнообразие (множество, бхеда)
проявления (психических процессов, правритти), то одно
сознание (экачитта) возбуждает многие (сознания)".
Сабиджа са (с) +
биджа (семя, зародыш, основа чего-либо).
Наглядное,
непосредственно-интуитивное познание истины, не
опосредованное общими понятиями.
"Саттва" абстрактум от "сат"
(существующий, добрый, истинный). Буквально означала бы
"существование", "бытие", "истинность". Это сущность всего
психического и субстрат чистого сознания. "Тамас" буквально
значит "тьма" и выступает противоположностью саттвы.
"Раджас" происходит от глагола "раньдж" (окрашиваться,
краснеть, поддаваться эмоциям). Раджас средняя гуна
между саттвой и тамасом. Эти названия не переводятся и у
разных авторов имеют разные смысловые оттенки.
В дальнейшем термин "субъектное
бытие" будет употребляться для обозначения субъекта,
запредельного сознанию (читте) и гунам. Все остальное, то
есть сами гуны и состоящее из них, определяется как
"объектная реальность". "Субъектное бытие" и "объектная
реальность" не тождественны понятиям субъективного и
объективного. В английском языке их, например, следовало бы
передавать терминами "subject-being" и
"object-reality".
Термин "атмака" составлен из "атман"
(что значит, между прочим, "сущность", "подлинная природа";
синоним "сварупа") и суффикса "ка", образующего скорее
действительное, чем сострадательное причастие; поэтому
"атмака" означает "создает (составляет) действительную
природу", а не "созданный, составленный из..."
Ср. II.6, 28; III.35.
По "Санкхьякарике" тонкие и грубые
элементы есть тамасическими (с преобладанием тамаса), манас
и индрии саттвическими, а разные энергии (праны)
раджасическими. Саттва "ясная" и "легкая",
тамас "заслоняющий" и "тяжелый". Согласно упанишадам
и Бхагавадгите, раджас "непостоянный" ("подвижный") и
побуждающий. Он выступает условием желания и страдания;
саттва условием спокойствия и удовольствия, а тамас
тупости.
Ср. I.20, где говорится о
бестелесных и растворенных в пракрити, со следующими
сутрами: III.43, где говорится о "великой" бестелесности
(махавидеха) и III.44, которая говорит о следующем, более
высоком достижении, а именно, о покорении или овладении
элементами (бхутаджая). Однако из содержания следующих сутр
(III.45, 46) следует, что речь идет лишь о грубых элементах.
"Пратьяя" от и (идти)
+ прати (к) означает привнесение в сознание
"объективных" вещей или самого субъекта. Пратьяя
одно из проявление буддхи (интуитивного сознания),
существенный элемент пассивного созерцания. Тем не менее,
все переводят II.20 как "зрящий... смотрит на пратьяю".
Карма делится на три группы:
саньчита карма, агами карма и прарабдха карма. Саньчита
это "отложения" поступков, совершенных в прошлом,
плоды которых еще не созрели; агами следствия наших
нынешних действий, а прарабдха действия, плоды
которых уже созрели, так что мы вкусим их в этой жизни.
Прим. пер.
Повелитель (там же, 2, 1, 24 и 2,
28), сын Пуруши или Праджапати.
В "Санкхьякарике" (37) глагол
"шиш" + праевербиум "ви", от которого
происходит "вишеша", употреблен в значении "различать"
(тонкое отличие пуруши от прадханы): сарван пратьюпабхоган
ясмат пурушасья садхаяти буддхих саива га вишинашти пунах
прадханапурушантаран сукшмам "Буддхи (интуитивное
сознание) готовит все, что служит опытом для пуруши, и оно
же в свою очередь различает тонкое отличие пуруши от
прадханы".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.