Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ

- Оглавление -



БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОВОДНИК СОЗНАНИЯ


Физическое тело

Во Введении мы говорили об эволюции материи от фотона через атомы и молекулы к живым клеткам, которые, различаясь по структуре и функциям, образуют множество различных специализированных тканей и органов человеческого тела. Логично предположить, что в формировании сознания принимают участие все перечисленные уровни организации, включая целостный организм человека. Особо важную роль при этом играет нервная система, в состав которой входят головной и спинной мозг, и эндокринная система, состоящая из ряда желез внутренней секреции.

Основными единицами НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ являются нервные клетки, или нейроны. В их задачу входит проводить переносящие информацию нервные импульсы. Двенадцать миллиардов нейронов вашего тела весьма различны по своему строению, однако у каждого из них имеются две основные части: клеточное тело и отростки, или волокна. Клеточное тело заключает в себе структуры, поддерживающие жизнь и функцию нейрона. Волокна бывают двух типов: дендриты, которые стимулируются соседними нейронами или физическими раздражителями, и аксоны, проводящие импульсы на другие нейроны или на эффекторы, то есть мышцы или железы.

Процесс, благодаря которому импульсы распространяются по нервному волокну, является электрохимическим. Нервные импульсы связаны с изменением проницаемости клеточных мембран по отношению к определенным ионам. Возникающие в результате этого потоки ионов через мембрану обеспечивают генерацию электрических импульсов, которые затем могут быть обнаружены и записаны с помощью различных приборов. Величина и скорость проведения нервных импульсов у различных нейронов различны и, будучи их внутренними характеристиками, не зависят от силы внешнего стимула. Отличаются нейроны и по высоте порога разряда; однако когда данный порог достигнут, нейрон начинает генерировать импульсы и делает это до тех пор, пока продолжается стимуляция. Таким образом, информация о том или ином раздражителе кодируется посредством частоты нервных разрядов и числа нервных волокон, проводящих импульсы, а не посредством варьирования силы одного-единственного импульса. Кстати, по такому же принципу "все или ничего" информация кодируется и в цифровых вычислительных машинах. Некоторые нервы ежесекундно проводят до 1000 импульсов.

Разряды нейронов обусловлены стимуляцией со стороны рецепторов или других нейронов. Нервный импульс, идущий от нейрона к другому нейрону, мышце или железе, должен переходить через особый промежуток, называемый синаптической щелью. Весь район, включая концевую бляшку аксона, синаптическую щель и постсинаптическую мембрану прилегающей клетки, называется синапсом. Информация передается через синаптическую щель посредством химических медиаторов, энзимов, которые поступают из сферических пузырьков, расположенных в концевой бляшке. Эти химические вещества могут способствовать или препятствовать последующему разряду прилегающей клетки, что опять-таки зависит от многих факторов, например, от конкретной комбинации задействованных в этом процессе энзимов или от электромагнитных характеристик среды.

Если химический медиатор понижает проницаемость мембраны, то это значит, что порог ее разряда повышается. Когда проницаемость мембраны повышается, понижается порог разряда, вследствие чего разряды данного нейрона учащаются. Порог разряда нейрона все время изменяется и нередко зависит от совокупного влияния сотен синапсов. Таким образом, синаптический этап передачи нервных импульсов не подчиняется закону "все или ничего", справедливому лишь для импульсов, распространяющихся по пресинаптическим нервным волокнам.

Нервная система как таковая представляет собой очень сложное образование, в состав которого входит ряд специализированных структур.

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ нервная система состоит из тех нейронов или частей нейронов, которые расположены вне костного футляра, образованного черепом и позвоночником. Соматические нервы этой системы служат проводниками мышечных движений и сенсорной информации, сознаваемой нами в состоянии бодрствования.

Автономный отдел периферической нервной системы регулирует многие, как правило, не сознаваемые нами процессы – ритм сердечной деятельности, кровяное давление, выделение гормонов и пищеварительную функцию. Все они могут быть взяты под сознательный контроль с помощью различных йогических методик, а также посредством метода так называемой "биологической обратной связи". Симпатическая часть автономной нервной системы включается в игру главным образом тогда, когда мы испытываем сильные эмоции, а парасимпатическая часть тогда, когда мы спокойны и расслаблены.

Клеточные тела автономной нервной системы, равно как и чувствительные нервы соматической нервной системы, собираются в узлы или ганглии, расположенные вдоль позвоночного столба и в других точках тела. Клеточные тела соматических двигательных нервных волокон расположены внутри центральной нервной системы.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ нервная система состоит из двух главных частей – спинного и головного мозга. Спинной мозг служит в качестве проводящего пути для импульсов, посылаемых головным мозгом и идущих к нему, а кроме того, является органом, ответственным за выполнение рефлекторных действий. Головной мозг обеспечивает, по-видимому, все сложные формы высшей нервной деятельности – мышление, восприятие, обучение, память и т.д. В головном мозге различают задний мозг, средний мозг и передний мозг.

Задний мозг состоит из мозжечка, моста и продолговатого мозга. В них находятся нервные центры, управляющие дыханием, сердечной деятельностью, координацией движений, положением тела и равновесием. Кроме того, через них проходят нервные импульсы, поступающие из тела в высшие мозговые центры. Средний мозг включает в себя многочисленные нервные пути и нервные центры, регулирующие изменения в теле в ответ на зрительные и слуховые раздражители.

Передний мозг достиг своего наибольшего развития у человека и других высших животных, таких, например, как дельфины. В состав его входят большие полушария, покрытые корой мозга, таламус и группа тесно связанных структур, образующих лимбическую систему. Эти части мозга являются проводниками ваших внутренних эмоциональных и интеллектуальных процессов.

На кору вашего мозга нанесена так называемая "схема тела", то есть ваше тело, данное вам в ваших же собственных восприятиях. Кора мозга является проводником ваших сознательных чувствительных и двигательных функций, а также сложных процессов восприятия.

Одним из методов исследования мозговых функций является электрическая стимуляция обнаженной коры мозга во время нейрохирургических операций. Люди при этом находятся в полном сознании и рассказывают о своих ощущениях.* Стимуляцией определенных зон коры можно вызвать различные ощущения, движения и мысленные образы. Другой метод изучения мозговых функций состоит в наблюдении за поведением людей, у которых была удалена или повреждена часть мозга. Нередко, особенно в раннем возрасте, удаление части мозга не отражается на умственных способностях человека.

* Так как в мозгу отсутствуют болевые рецепторы, в обезболивании нуждается только скальп.

В ходе другого важного направления исследований было выяснено, что полушария головного мозга различаются по своей функции. Вне зависимости от того, левша человек или правша, речевая область коры почти всегда находится в левом полушарии. По мнению некоторых исследователей, с левым полушарием связана логическая, аналитическая сторона умственной деятельности, с правым же – синтез, ассоциативная деятельность, а также кинестетические, несловесные интуитивные аспекты сознания. Фредерик Майерс предполагал, что правое полушарие является сублиминальным (подсознательным), а левое – супралиминальным (сознательным). Особенности функционирования каждого из полушарии у различных индивидов сильно различаются. Однако способность к двум совершенно различным типам сознания у одного и того же индивида хорошо установлена. Существует также функциональное различие между "интеллектуальной" корой и более глубокими "эмоциональными" подкорковыми структурами. К последним относятся такие настроенные на потребности тела и эмоциональные состояния структуры, как лимбический синтез и гипоталамус. Гипоталамус представляет собой нервный узел, размером с горошину, расположенный как раз над сводом носоглотки (т.е. в центре мозга на уровне междубровья). Он состоит из нескольких центров, которые являются проводниками возбуждения и угнетения чувства голода, жажды, полового влечения и эмоциональных реакций. Деятельность этих центров в свою очередь регулируется такими факторами, как гормоны и нервные импульсы из других отделов мозга, включая кору. Здесь же, в подкорке, находятся и так называемые центры "рая" и "ада", стимуляция которых может доставлять как огромное наслаждение, так и огромное страдание.

Будучи связан с активирующей ретикулярной системой, гипоталамус вовлечен также в проведение состояний сна и бодрствования.

Закрепляя электроды на коже головы, психологи могут наблюдать электрическую активность целого мозга. Формы колебания мозговых потенциалов в общем могут быть соотнесены с различными состояниями сознания – бодрствующим, дремотным, медитативным, а также состоянием сна и сна без сновидений.

Методики, благодаря которым человек устанавливает непосредственную обратную связь со своим физиологическим состоянием, позволяют научиться управлять колебаниями мозговых потенциалов, а через них – и внутренними состояниями сознания. В настоящее время исследователи полагают, что нет таких биологических функций, над которыми нельзя было бы установить сознательный контроль с помощью данного метода. Аналогичных результатов можно достичь методами медитации, гипноза, аутотренинга и т.д.

Очень интересна автономная функция ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ, в состав которой входит ряд желез внутренней секреции, выделяющих в кровь высокоактивные вещества – гормоны. Характер нашей личности в значительной степени определяется характером нашего гормонального баланса. Основные эндокринные железы – это гипофиз и шишковидная железа в мозгу, щитовидная и паращитовидная железы в горле, зобная железа возле сердца, надпочечные и половые железы. Другие части тела, включая нейроны, также выделяют гормоны в кровь, однако в значительно меньших количествах. Эндокринная система является саморегулирующейся, поскольку выделение любого гормона отчасти активизируется другими гормонами, растворенными в крови. В стимуляции гипофиза важную роль играет также гипоталамус.

Гипофиз часто называют "управляющей железой", поскольку он выделяет ряд гормонов, стимулирующих или тормозящих функцию других желез. Кроме того, он выделяет гормоны, регулирующие скорость роста у детей и пробуждающие половые железы к моменту наступления половой зрелости.

Шишковидная железа (иногда отождествляется с мистическим "третьим глазом", или Аджна чакрой) вырабатывает несколько веществ, в том числе гормон, называемый 5-гидроксит-риптамином, или серотонином. Как химическое соединение, серотонин относится к тому же ряду алкалоидов индола, что и психоделические наркотики вроде ЛСД-25, псилоцибина, ДМТ и буфотенина*. В настоящее время механизм воздействия серотонина на сознание и поведение еще недостаточно изучен. На различные отделы мозга серотонин воздействует различно, причем характер этого воздействия зависит от пропорций и комбинаций с другими гормонами и энзимами, вовлеченными в данное взаимодействие. В общем же считается, что серотонин оказывает на мозг тормозящее влияние. Общее содержание серотонин в мозгу понижается таким транквилизатором, как резерпин, и повышается таким антидепрессантом, как ипрониазид. Значительное количество серотонина содержится в лимбической системе и гипоталамусе. Наименьшая его концентрация в коре и мозжечке, а наибольшая – в ретикулярной активирующей системе, где он играет важную роль в цикле сна-бодрствования. Когда уровень серотонина здесь повышается, мозг погружается в глубокий сон. Другие исследования показали, что повышенное количество серотонина содержится в мозгу душевнобольных. Биолог Джон Блебтро замечает, что "серотонина много в бананах, сливах и смоквах (инжире); что касается видов смоковниц, то по насыщенности серотонином ни один из них не может сравниться с Ficus religiosa, известным в Индии как дерево Бо, сидя под которым Будда стал Буддой, то есть "Пробужденным".

* Два последних наркотика производятся в теле непосредственно из серотонина, а буфотенина очень много в жабах, которые, как говорят, служат необходимым компонентом ведьмовских зельев.

Щитовидная железа вырабатывает гормон под названием тироксин, регулирующий скорость обмена веществ, – скорость, с которой тело производит энергию. От этого гормона зависит, будет ли человек медлительным и ленивым или чрезвычайно активным. (Оккультные системы нередко связывают эту железу с горловой чакрой).

Гормоны, вырабатываемые зобной железой, регулируют процессы, посредством которых тело учится отличать собственные белки от внедрившихся в него чужеродных белковых субстанций. "Функцию различения" выполняют антитела, которые действуют лишь против вторгнувшихся антигенов и нейтральны по отношению ко множеству подобных им веществ, производимых самим телом. Можно полагать, что зобная железа тесно связана с телесным чувством органической идентичности. (Эту железу иногда уподобляют сердечной чакре, Анахате.)

Надпочечники выделяют гормоны адреналин и норадреналин, которые связаны с состояниями сильных эмоций. Надпочечники могут стимулироваться со стороны симпатической нервной системы, а вырабатываемые ими гормоны в свою очередь производят на нее общее активизирующее воздействие. Гормоны эти облегчают поступление в кровь сахара, увеличивая тем самым энергоснабжение мозга и мускулов. Они вызывают учащение сердцебиения, сужают периферические кровеносные сосуды и повышают кровяное давление. (По характеру функций эта железа имеет много общего с так называемой "чакрой силы", расположенной в области пупка.)

Гормоны, вырабатываемые половыми железами, отвечают за физические изменения, которые имеют место во время полового созревания – начало месячных, увеличение грудей, изменение голоса, появление растительности на лице и теле.

Следует заметить, что сложная функция производства гормонов и энзимов, регулирующих как передачу нервных импульсов, так и деятельность эндокринной системы, управляется тонкой программой, закодированной в генетической структуре каждой клетки тела. Эти три типа физиологических функций можно рассматривать как системы связи. НЕРВНАЯ передача обеспечивает быструю связь между всеми частями тела – обратный ответ приходит здесь за доли секунды. ЭНДОКРИННАЯ система обеспечивает медленную связь между органами – обратный ответ здесь требует от минут до часов. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ же структура может рассматриваться как система связи организм – среда, и обратный ответ здесь приходит в процессе смены ряда поколений.

Установлено, что синтез белка в клетке управляется кодом ДНК; однако ученым еще предстоит найти удовлетворительное объяснение механизма развития тканей, органов и всего организма. Сознание как таковое, будучи функцией целостного организма, все еще не получило объяснения в терминах биологических функций. Позже мы будем обсуждать некоторые теоретические представления, которые предполагают, что с сознанием могут быть связаны энергетические поля, окружающие человеческое тело.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1673
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • "ПОКРОВЫ", "ТЕЛА" и "ПЛАНЫ": СВОДНАЯ ТАБЛИЦА | СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 2 ВРЕМЯ У человека была смоковница, которая
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ТРИ СОСТАВЛЯЮЩИХ РОСТА Глава 1 БЛАГОДАТЬ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Введение ПРЕОБРАЖАЯСЬ В ЕГО ОБРАЗ Каждую неделю я
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 15 КОГДА НАМ НЕ УДАЕТСЯ ПОВЗРОСЛЕТЬ У
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 16 КАК СТАТЬ НАСТОЯЩИМ ВЗРОСЛЫМ Научиться тому,
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Заключение Каждая глава этой книги начиналась с историихристианина,
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО В юности я работал в торговле,
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ПЯТАЯ: ПРОЦЕСС ВЗРОСЛЕНИЯ Глава 14 ЧТО ТАКОЕ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 13 КАК НАУЧИТЬСЯ ПРИНИМАТЬ ХОРОШЕЕ И ПЛОХОЕ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 12 КОГДА МЫ НЕ ПРИНИМАЕМ ХОРОШЕЕ И
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 10 КАК НАУЧИТЬСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ Мы говорили
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СОЕДИНЕНИЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ Глава 3
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 4 КОГДА МЫ ТЕРПИМ НЕУДАЧУ Люди, которые
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 5 КАК НАУЧИТЬСЯ УСТАНАВЛИВАТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ Хорошие эмоциональные
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ОТДЕЛЕНИЕ ОТ ДРУГИХ Глава 6 ЧТО
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 7 КАК МЫ СОЗДАЕМ ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ Джейн
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 8 НАРУШЕНИЕ ЛИЧНЫХ ГРАНИЦ Суть границ и
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | Глава 9 КОГДА МЫ ТЕРПИМ НЕУДАЧУ В СОЗДАНИИ
  • Г. Клауд. ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИСЦЕЛЯЮТ | ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ: РАЗГРАНИЧЕНИЕ ДОБРА И ЗЛА Глава 11
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятнадцатая ПРИМЕР Рассмотрим следующую беседу между пациенткой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИГР Глава Тринадцатая ЗНАЧЕНИЕ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Двенадцатая ХОРОШИЕ ИГРЫ Психиатр обладает наилучшими, единственными
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Десятая ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА В наши дни
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь