<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
IV. Вера Будды в личное бессмертие
Дополнительные доводы в пользу нефилософского характера
раннего буддизма возникли из: 1) наличия в палийском каноне
слова "бессмертный" среди эпитетов нирваны; 2)
интерпретации двух отрывков, в которых сообщается, что
Будда совершенно ничего не ответил, когда его спросили о
нирване; 3) наличия в позднейшей литературе термина
"реальность" (vastu) в связи с нирваной.
Краткий обзор ценности этих дополнительных аргументов
будет здесь вполне уместен.
Как практическая, так и теоретическая часть буддизма
сводится к идее угасания всех активных сил жизни в
абсолюте. Этот абсолют нирвана получает в эмоциональных
отрывках тех текстов, где он встречается огромное
количество epitheta ornantia, среди которых несколько раз
встречается и термин "место бессмертия". Но что означает
это бессмертие? Есть ли это бессмертие ведических времен?
Блаженное существование среди предков на небесах?53. Или
это гипотетическое бессмертие, что-то вроде рая Амитабхи
[14]? Или
нечто похожее на рай позднейшего вишнуизма? Ничего
подобного! Ибо только одно слово встречается как эпитет
нирваны уничтожение. В буддийском воззрении, как мы
видели, нет недостатка в раях, но нирвана находится вне
всяких доступных воображению сфер это абсолютный
предел. Слова "бессмертное место" просто означают
неизменное, безжизненное и бессмертное состояние, ибо под
ним подразумевается место, где нет ни рождения (т.е.
перерождения), ни смерти (т.е. повторной смерти)54. Люди
входят в рай, будучи повторно рожденными в нем, но они
навсегда исчезают в нирване, угасая в ней без остатка.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>