БЫТИЕ категория, фиксирующая основу
существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает
предметом онтологии (см. Онтология); в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и
для всех прочих категорий. Первые попытки разрешения проблемы источника существования того, что есть в мифологиях,
религиях, в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит целью прежде всего нахождение подлинного (в
отличие от кажимого) Б. и его осмысление (или участие в нем). Наукообразная философия идет по пути определения понятия
Б. и его места в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Б. как объективного существования. В наибольшей мере
концентрировал различные аспекты понятия Б. Парменид. Он выделяет основные характеристики Б. целостность, истинность,
благость и красоту и манифестирует единство мысли и Б. (и не-мысли и небытия). Разделение (точнее, удвоение) мира у
Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики и на ее
закате переходит в марксизме в разделение материального (мир) и идеального (связанного с сознанием) Б. Классифицирующий
анализ Б. у Аристотеля (в частности, он выделяет уровни возможное и действительное Б.) по сию пору служит примером для
всякого наукообразного подхода к Б. В период средневековья Б. рассматривается с религиозных позиций: истинное Б. Бог,
мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Возрождение рассматривает Б. как природу,
с одной стороны самостоятельную (все существующее творение природы), с другой нуждающуюся в человеке как творце и
хозяине. Новое время акцентирует внимание как раз на подвластности Б. человеку как оформляющему, собирающему из него мир
(как в плане познавательном, так и в плане практическом). Это становится причиной "инфляции" понятия Б.
теперь оно воспринимается как внешнее, неуловимое человеком в его познании, а вскоре начинает восприниматься как
философская иллюзия. В то же время Энгельс предлагает развернутую классификацию видов Б. с точки зрения науки:
механическое, химическое, физическое, биологическое, социальное. Реабилитация понятия Б. в философии 20 в. связана с
именем Хайдеггера. Он говорит о новом условии усмотрения Б. (отличного от существования) о поэтическом мышлении. Б.
вечно проясняемое раскрытие присутствия (конкретного единства вещей и человека). Современная философия видит в
абсолютизации понятия Б. одну из причин "смерти философии" в современной культуре и акцентирует внимание на
альтернативах понятиях Ничто, Различания, Критики. (См. также Виртуальная реальность, Событие, Событийность,
Differance, След, Складка, Складывание, Онтология.)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.