ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



F. ИЗ КЕНА-УПАНИШАДЫ

Кена-упанишада примыкает к Самаведе. Все четыре .части, из которых состоит эта упанишада, посвящены толкованию сущности Брахмана. Брахман представлен как конечная причина и цель существования "этого мира", природы: все "вышло" из Брахмана, все в конечном итоге должно "вернуться" в него. Характерно, что в этой упанишаде говорится лишь об одном "пути" человека к Брахману – пути через "знание", а не через "воздержание" или какой-либо другой вид аскетизма.


1. [БРАХМАН КАК ИСТОЧНИК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ]

Кена-упанишада, I

  1. Кем движимая и побуждаемая, витает мысль? Кем дано первородное дыхание? Кем дается эта речь, которую говорят? Какой из богов дает зрение и слух?

  2. Мудрые покидают то, что поистине есть слух слуха, мысль мысли, речь речи, дыхание дыхания, зрение зрения, и, уходя из этого мира, становятся бессмертными.

  3. Того, во что не проникает зрение, не проникает речь, не проникает мысль, мы не ведаем и мы не понимаем, как можно этому учить.

  4. Оно1 поистине иное, чем познанное, а также выше непознанного. Это мы слышали от древних, которые поведали нам это.

  5. Не то, что говорится речью, а то, чем говорится речь, – именно это, знай, есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире].

  6. Не то, что мыслится мыслью, а то, чем мысль, как говорят, мыслится, – именно это, знай, есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире].

  7. Не то, что видят глазом, а то, чем видят глаз, – именно это, знай, есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире].

  8. Не то, что слышат ухом, а то, чем слышится ухо, – именно это, знай, есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире].

  9. Не то, что дышит дыханием, а то, чем дышится дыхание, – именно это, знай, есть Брахман, а не то, что почитают в этом [мире].


2. [О ПОСТИЖЕНИИ БРАХМАНА]

Кена-упанишада, II

  1. Если ты полагаешь: "Я хорошо знаю облик Брахмана", то ты, право, знаешь его мало, [относится ли] это к тебе2 или к богам. Итак, если будешь размышлять об этом, я почту тебя знающим.

  2. Я не полагаю: "Я его хорошо знаю", но и не знаю, что я не знаю. Кто среди нас знает это, тот знает это, но также не знает, что не знает.

  3. Кому непонятно, тому понятно; кому понятно, тот не знает; [это] непознано теми, кто познает; это познано теми, кто не познает.

  4. Если он познан согласно совершенному познанию, то он [правильно] познан, ибо [этим] приобретается бессмертность. При помощи атмана приобретается сила, при помощи знания приобретается бессмертие.

  5. Если в этом мире знают его, то имеется истина; если в этом мире не знают его, то много теряют. Размышляя о всех существах, мудрые, уходя из этого мира, становятся бессмертными.


3. [ЕДИНЫЙ БРАХМАН]

Кена-упанишада, III

  1. Брахман поистине победил ради богов; боги радовались этой победе Брахмана. Они полагали: "Поистине это наша победа, поистине это наше величие".

  2. Он3 поистине знал это. Он предстал пред ними. Они не знали его: "Кто этот дух?"

  3. Они обратились к Агни: "Узнай, Джатаведас4, кто этот дух". – "Да будет так".

  4. Он поспешил к нему5. Тот спросил его: "Кто ты?" – "Поистине я Агни, – ответил он. – Я Джатаведас".

  5. [Брахман спросил его]: "Какая сила в тебе?" [Агни] ответил: "Я могу сжечь все, что на земле".

  6. Он положил пред ним травинку: "Сожги ее!" Агни быстро подошел к ней, но не смог сжечь ее. Тогда он возвратился, сказав: "Я не мог узнать, кто этот дух".

  7. Тогда они обратились к Ваю: "Узнай, Ваю, кто этот дух". – "Да будет так".

  8. Он поспешил к нему5. Тот спросил: "Кто ты?" – "Поистине я Ваю, – ответил он. – Я Матаришван".

  9. [Брахман спросил его]: "Какая сила в тебе?" [Ваю] ответил: "Я могу смести все, что на земле".

  10. Он6 положил пред ним травинку: "Смети ее!" Ваю быстро подошел к ней, но не смог смести ее. Тогда он возвратился, сказав: "Я не мог узнать, кто этот дух".

  11. Тогда они обратились к Индре: "Узнай, Магхаван, кто этот дух". – "Да будет так". Он поспешил к [Брахману], но тот скрылся.

  12. Поистине здесь встретил он7 женщину, прекраснейшую Уму8, дочь Химавата, и спросил ее: "Кто этот дух?"


4. [БРАХМАН И АТМАН]

Кена-упанишада, IV

  1. Она ответила: "Поистине это Брахман. Победа Брахмана поистине ваше торжество". Лишь тогда он узнал, что это Брахман.

  2. Потому эти боги: Агни, Ваю и Индра как бы могущественнее других богов, ибо они ближе всего с ним соприкоснулись и узнали первыми, что это Брахман.

  3. Потому Индра как бы могущественнее других богов, ибо он ближе всего с ним соприкоснулся и узнал первым, что это Брахман.

  4. Это поучение [Брахмана]: это то, что сверкает как молния или мигает, это есть поучение о богах.

  5. Далее [поучение] об атмане. Это то, к чему как бы устремляется мысль. С помощью этой [мысли] постоянно помнят. Таков же замысел.

  6. Его называют наижеланным. Его должно почитать как наижеланного, говорят. К тому, кто знает это, стремятся все существа.

  7. [Ученик]: "Поведайте [мне] Упанишаду". [Учитель]: "Упанишаду поведали [тебе]; мы поведали [тебе] Упанишаду о Брахмане".

  8. Тапас, самообладание и деяние – его опора, Веды – все его части, истина – [его] пристанище.

  9. Тот, кто поистине знает это, в конце побеждает зло и опирается на высший небесный мир, опирается [на небесный мир].



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 821
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • В. Р. Ирина, А. А. Новиков. В МИРЕ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ | ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Завершая экскурс в мир научной интуиции,
  • В. Р. Ирина, А. А. Новиков. В МИРЕ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ | ИНТУИЦИЯ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ Современная физика подошла сейчас
  • В. Р. Ирина, А. А. Новиков. В МИРЕ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ | ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ Задача данного раздела, пожалуй,
  • В. Р. Ирина, А. А. Новиков. В МИРЕ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ | ИНТУИЦИЯ КАК ПСИХОЭВРИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Многоаспектность проблемы интуиции является
  • В. Р. Ирина, А. А. Новиков. В МИРЕ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ | ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФЕНОМЕНА ИНТУИЦИИ В последние годы
  • В. Р. Ирина, А. А. Новиков. В МИРЕ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ | ИСТОРИЧЕСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТУИЦИИ Проблема интуиции
  • В. Р. Ирина, А. А. Новиков. В МИРЕ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ | От авторов Удивительное и уникальное творение природы 150человеческий
  • В. Р. Ирина, А. А. Новиков. В МИРЕ НАУЧНОЙ ИНТУИЦИИ | Примечания ИСТОРИЧЕСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНТУИЦИИ Бэкон
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ВТОРАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Жил в былые
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА Перевод А.Я.СыркинаМ., 1992 РАЗДЕЛ МАДХУ
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА Перевод А.Я.СыркинаМ., 1992ПЕРВАЯ ЧАСТЬВТОРАЯ ЧАСТЬТРЕТЬЯ
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ Раздел Мадху ПЕРВАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Ом
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ Раздел Яджнявалкьи ТРЕТЬЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Джанака,
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Джанака, царь Видехи,
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ Дополнительный Раздел ПЯТАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА То
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ШЕСТАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Поистине, кто знает
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ 1 Ом 150 как почитают
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ВТОРАЯ ЧАСТЬ 1 Ом Поистине, почитание всего
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ 1 Ом Поистине, то солнце
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ 1 Ом Жил некогда Джанашрути
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ПЯТАЯ ЧАСТЬ 1 Поистине, кто знает старейшее
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ШЕСТАЯ ЧАСТЬ 1 Жил некогда Шветакету Арунея.
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ 1 Обучи меня, почтенный, 150
  • Г. И. Гурджиев. ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА (отрывки) | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА Записи бесед и
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ D. ИЗ КАУШИТАКИ-УПАНИШАДЫ Каушитаки-упанишада, называемая такжеКаушитаки-брахмана-упанишада, примыкает
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ I. ИЗ ПРАШНА-УПАНИШАДЫ Прашна-упанишада прашна 150 вопрос
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ У истоков индийской философии Эта книга мысленно
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ I. САМХИТЫ A. ИЗ РИГВЕДЫ Ригведа Веда
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ B. ИЗ АТХАРВАВЕДЫ Атхарваведа Веда заклинаний являетсяпоследней
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ II. БРАХМАНЫ A. ИЗ АЙТАРЕЯ-БРАХМАНЫ Брахманы представляют



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь