ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



G. ИША-УПАНИШАДА

Иша-упанишада, называемая также Ишавасья-упанишада, примыкает к Яджурведе.

Упанишада была составлена, по-видимому, в то поздневедическое время, когда многие понятия в какой-то мере уже были разработаны, а учение Упанишад в известных его частях канонизировано.

По мнению авторов Иша-упанишады, существуют два предмета познания и соответственно два вида знания. Первый (главный) объект познания – субстанция (атман-Брахман). Знание субстанции называется подлинным, истинным знанием (видья). Тот, кто обладает этим знанием, достигает "высшей мудрости". Второй объект познания – предметы и явления природы; тот, кто познает их, достигает лишь "низшей мудрости", ибо он знает вещи, предметы, явления, но не знает их "истинной" природы; в этом смысле подобное знание есть незнание (Авидья). Авидья служит дополнением видьи.


[ГИМН ПЕРВООСНОВЕ ВСЕГО СУЩЕГО]

  1. Владыка окутал [собой] все это,
    Все, что движется в этом движущемся мире.
    Терпи эти лишения,
    Не будь алчным к благам других.

  2. Тот, кто свершает деяния в этом мире,
    Да пожелает [себе] ста лет жизни.
    У тебя здесь нет иного [пути]:
    Деяния не пятнают человека.

  3. Асуроподобными называют те миры,
    Что окутаны кромешной тьмой.
    Уходя [из этого мира], к ним приближаются те,
    Кто убил свой атман.

  4. Единый недвижим, [но] более быстр, чем мысль.
    Боги1 не поспевают за ним, устремляющимся вперед.
    Неподвижно стоящий – обгоняет он других, бегущих.
    Матаришван сосредоточивает в нем это.

  5. Он движется – и не движется.
    Он далек – и близок.
    Он внутри всего –
    И вне всего.

  6. А кто все существа
    Различает в атмане
    И атман – во всех существах,
    Тот не испытывает отвращения.

  7. Когда для познающего все существа
    Приходят в единство с атманом, –
    Что [ему] заблуждение, что [ему] печаль,
    [Ему], видящему единство!

  8. Он заполнил [собою все].
    Он светел, бестелесен и неуязвим,
    Без сухожилий, чист, его не поражает зло.
    Он – мудрый, разумный, всеобъемлющий, самосущий,
    Навеки наделил он каждого его делами.

  9. В кромешную тьму входят те,
    Кто почитает незнание.
    Как бы в еще более кромешную тьму [входят] те,
    Кто упивается знанием.

  10. "Поистине знание ведет к одному,
    А незнание – к другому".
    Вот что слышали мы от мудрых,
    От тех, кто обучил нас этому.

  11. Тот, кто знает знание и незнание,
    И то и другое вместе,
    Тот, переступая смерть благодаря незнанию,
    Обретает бессмертие благодаря знанию.

  12. В кромешную тьму входят те,
    Кто почитает асамбхути2.
    Как бы в еще более кромешную тьму [входят] те,
    Кто упивается самбхути.

  13. "Поистине самбхути ведет к одному,
    А асамбхути – к другому".
    Вот что слышали мы от мудрых,
    От тех, кто обучил нас этому.

  14. Тот, кто знает самбхути и винашу3,
    И то и другое вместе,
    Тот, переступая смерть благодаря винаше,
    Достигает бессмертия благодаря самбхути.

  15. Золотым кругом
    Закрыто лицо истины.
    Открой его, о Пушан,
    Дабы я, верный истине, узрел его.

  16. О Пушан, о единственный риши, о Яма, о Сурья,
    О потомок Праджапати, раскинь [свои] лучи, собери
    [Воедино свой] жар!
    Я вижу твой прекрасный облик. Я тот пуруша.

  17. [Пусть] ветер [войдет] в бессмертное дыхание,
    А тело это [пусть найдет] конец в пепле. Ом.
    Помни, о мудрость, помни о деяниях!
    Помни, о мудрость, помни о деяниях!

  18. О Агни! Поведи нас золотой дорогой богатства,
    О бог, знающий все пути,
    Удержи нас от грехов, ведущих к обману.
    Мы воздадим тебе величайшую хвалу4.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 807
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Алан Уотс. КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава III КАК БЫТЬ ИСКУСНЫМ ПРИТВОРЩИКОМ Итак,
  • Алан Уотс. КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I ТАЙНЫЕ СВЕДЕНИЯ Что следует молодому
  • Алан Уотс. КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава II ИГРА В ЧЕРНОЕ-И-БЕЛОЕ Когда нас
  • Алан Уотс. КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава IV ВЕСЬ МИР 150 ТВОЕ ТЕЛО
  • Алан Уотс. КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава V И ЧТО ЖЕ ТЕПЕРЬ Если
  • Алан Уотс. КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава VI ЭТО Мы говорим, что подлинный
  • Алан Уотс. КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Алан Уотс КНИГА О ТАБУ НА ЗНАНИЕ
  • А. Роше. КТО Я? | ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД САМОИССЛЕДОВАНИЕМ Различные направления самоисследования НСИ
  • А. Роше. КТО Я? | СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Свободное время
  • А. Роше. КТО Я? | АКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ ЗАМЕТОК О НАБЛЮДЕНИЯХ В раздаваемых участникам
  • А. Роше. КТО Я? | ВРЕМЯ, ПОСВЯЩАЕМОЕ СУЩЕСТВУ В ходе многих учебных курсов
  • А. Роше. КТО Я? | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО КУРСА Заключительное подведение итогов на
  • А. Роше. КТО Я? | ВОСЕМЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ УЧЕБНОГО КУРСА Когда речь заходит
  • А. Роше. КТО Я? | ОБМЕН ОПЫТОМ САМОИССЛЕДОВАНИЯ Методика раскрытия себя для себя,
  • А. Роше. КТО Я? | ПЕРЕЖИВАЛКА ПЕРЕЖИВАЛКА Следующие три сравнения могут помочь нам
  • А. Роше. КТО Я? | Я Я Мы можем рассмотреть деятельность я с
  • А. Роше. КТО Я? | СУЩЕСТВО СОДЕРЖАНИЕСущество человека как главный ключевой центр личности1.1.
  • А. Роше. КТО Я? | ДРУГИЕ Другие играют важнейшую роль в формировании нашейличности.
  • А. Роше. КТО Я? | СХЕМА КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ЛИЧНОСТИ В настоящей заметке я
  • А. Роше. КТО Я? | ОБЩЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К ЗАМЕТКАМ О НАБЛЮДЕНИЯХ Я хотел
  • А. Роше. КТО Я? | ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБОТА Вы прошли этот учебный курс с
  • А. Роше. КТО Я? | КТО Я ЦЕЛИ Первоочередная цель настоящего учебного курса
  • А. Роше. КТО Я? | ОБРАЗ СЕБЯ У каждого из нас имеется более-менее
  • А. Роше. КТО Я? | ИДЕАЛ У каждого из нас имеется некий образ
  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 33. Мы, все вместе Заснеженные деревья создают
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 32. Вспоминая запах сирени Недавно сообщили, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 31. 150 Позволишь ли Ты нам взять
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 29. Контакт SagradaFamilia 150 таково названиестранного, вечно
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 28. Метаязык: что это такое Пока окно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь