Ф.Ф.Фортунатов. Sāmaweda Aranyaka Samhitā. M., 1875, стр. 8.
"Старое название Атхарваведы "Атхарвангирасах" ("Atharvāngirasah") свидетельствует, что в ней были два различных напластования, одно Атхарвана и другое Ангираса. Первая относится к благожелательной магии и применяется в целях врачевания. Враждебная же магия относится к ангирасам. Первая занимается врачеванием, а вторая колдовством, и обе тесно связаны друг с другом" (С.Радхакришнан. Индийская философия, т. I, стр. 99).
См. С.Радхакришнан. Индийская философия, т. I, стр. 96.
Мнения ученых по вопросу об этимологии слова "упанишады" расходятся. Индийская традиция отдает предпочтение следующему объяснению: "Упанишада" состоит из упа, ни, шад "сидящий около". Ученик сидит около учителя и слушает поучения, наставления. В самих текстах Упанишад слово "упанишады" часто обозначает "тайное учение" (по-видимому, потому, что, во-первых, содержание текстов считалось малопонятным и, стало быть, нуждающимся в разъяснении; во-вторых, людям, не принадлежащим к трем высшим варнам, чтение текстов было запрещено).
Космогонические гимны имеются и в древних литературах других народов. В качестве примера можно привести вавилонский "Гимн о сотворении", гимны в "Теогонии" древнегреческого поэта Гесиода (VIII-VII в. до н.э.).
См. М.Мюллер. Шесть систем индийской философии. М., 1901; S. Das Gupta. History of Indian Philosophy, vol. I. Cambridge, 1952; Sri Aurobindo Ghosh. On the Veda. Pondicherry, 1956.
Понятие тапас, часто встречающееся в Упанишадах, в первом его значении, по-видимому, означало "тепло", но не всякое тепло, а подобное тому, которое создает птица своим телом при высиживании яиц. Так как высиживание вызывает упадок сил и изнеможение, тапас со временем стал означать самоистощение ради других созданий, а затем особого рода аскетизм вообще, заключающийся не только в воздержанности, закаливании тела и т.п., но и в самосозерцании, в сосредоточенности мысли.
С.Радхакришнан считает, что определение первичной реальности словами "атман-Брахман" означает ее характеристику с двух сторон: субъективной (атман) и объективной (Брахман) (см. С. Радхакришнан. Индийская философия, т. I, гл. IV).
Традиционная форма исполнения ведических гимнов сохраняется в Индии и до настоящего времени.
Ригведа
т.е. живого и неживого (все подстрочные примечания редакционные).
Дхарма обычай, право, закон образа жизни.
Юга отрезок времени, мировой период. В древней Индии "кальпа" великий период времени в 4 320 000 лет делится на четыре "юги".
Риши легендарные авторы (и персонажи) ведических гимнов, мудрецы.
См. подстрочное примечание в предисловии, стр. 14.
Связь сущего и не-сущего (?).
Атхарваведа
Рот, нос, уши и т.д.
См. комментарий на стр. 83.
Пуруши.
Рита порядок, обычай, закон.
Артава неопределенное время.
Ятавы движения; демоны.
Мадхукаша (миф.) потомок Марута, бога ветра; олицетворение бессмертия.
Атхарвангирасы гимны Атхарваведы.
Айтарея-брахмана
Парисар обтекать; Парисарака местность у р. Сарасвати.
Огонь Ахавания жертвенный огонь, зажигаемый от огня Гархапатья священного огня, хранимого в семействах, и помещаемый к востоку от него. Огонь Анвахарья-пачана южный жертвенный огонь.
Вайшванара букв. "принадлежащий, доступный всем людям"; иногда эпитет Агни; один из видов огня в теле, переваривающий пищу.
Игра слов: ап достигать; ап одно из названий воды.
Игра слов: вар покрывать; вар одно из названий воды.
Агри начало.
Ашру слеза.
Ашва конь.
Рас кричать; расабха осел.
Непонятная игра слов.
Праджапати.
Земля.
Вышеперечисленное, кроме глины.
Бху становиться; бхуми одно из названий земли.
Праджапати.
Пратхай простирать; притхиви одно из названий земли.
Га петь; гаятри стих Ригведы, содержащий обращение к богине солнца Савитри.
Два особых кирпича, вделанных в алтарь для огня Ахавания.
Из Праджапати.
т.е. дыхание.
Дхира.
Праджапати.
Согласно обычаю, ученик, шедший к учителю, приносил с собой поленья (топливо).
Земля.
Воды.
Пространство.
Здесь: тело, туловище.
Ветер.
Солнце.
Небо.
Голова человека рассматривается здесь как микрокосм, в котором локализованы в качестве "пран" все перечисленные выше "божества" (земля, воды, пространство, ветер, солнце и небо).
Шандилья один из авторов Шатапатха-брахманы, у которого ясно выражена тенденция к идеализму.
Газами, образующимися в желудке или кишках.
Асуры (миф.) злые духи, демоны.
Магхаван щедрый, благостный; эпитет Индры.
Сарва все; тсар приближаться.
Год самватсара.
Волшебством.
Парамештхи букв. "стоящий на самом высоком месте".
Праджапати.
Индра.
Асуры букв. "не-боги".
Для брахмана, слушающего поучения своего учителя, слух так же важен, как и зрение.
Айтарея-араньяка
Укта сказанное, слово, речь.
Зрение, слух, мысль, дыхание.
Пуруши.
В растениях, деревьях.
Агнихотра жертвоприношение богу Агни.
Ваю воздух, ветер, бог ветра.
букв. "разорванная", "раскрытая".
По-санскритски "идамдаршам".
Чхандогья-упанишада
Более подробно о понятии атмана в предисловии.
Удгитха пение гимнов Самаведы. Жрецы, исполнявшие гимны Самаведы во время жертвоприношения, назывались удгатрами.
Над асурами.
Тот, кто знает это.
Дыханием через рот.
Ригведа, Самаведа, Яджурведа.
Чхадайти окутывать; чхандас песнопение.
Правахана.
Гаятри стихи Ригведы, содержащие обращение к Савитару (богу солнца).
Пада стих, четверть строфы; также шаг, часть,
Значение этого термина неясно. Комментаторы переводят его как "из него [Брахмана] возникающий, в него возвращающийся, в нем дышащий".
Мысль.
Мир.
Бхаллакша букв. "медвежий глаз".
Райква имя риши; Саюгван ("соединитель, провожатый") прозвище Райквы.
К Райкве.
Дочери Джанашрути.
Кала часть, отрезок времени, одна шестнадцатая месячного круга. Здесь имеется в виду одна шестнадцатая часть Брахмана, т.е. четвертая часть его пады. Состав Брахмана определяется здесь следующим образом: четыре страны света, четыре мира, четыре источника света и четыре праны.
брахман (со строчной буквы) здесь (и дальше) человек, принадлежащий к варне брахманов.
Отца, мать, брата и т.д.
Дословно "величием" (махима).
По всей глади воды (?).
Тайное учение.
Индра.
Индра.
Атман во время глубокого сна.
Брихадараньяка-упанишада
Во время жертвоприношения коня ставились два сосуда (для возлияний) один впереди коня, другой позади. Ниже речь идет о Бенгальском заливе и Арабском море.
Дня.
Боги.
Здесь: орган обоняния, нос.
Асья антар во рту; анганам раса сок членов.
Дур (имя божества) созвучно с дурам далеко.
В дыхании.
С помощью дыхания.
Брихати стихотворный размер, употребляемый в Ригведе; брихант могущественный; пати владыка.
Саман (песнопение) созвучно сочетанию са (она) + ама (он).
Праджапати.
До объекта (?).
Тому, кто познает (?).
Дыхания во рту.
Прана не только дыхание (или вдыхание), но и орган чувств.
Мир.
Жрец, читающий гимны Яджурведы. 148
Адхварью жрец, совершающий обряды.
Граха (букв. "хвататель") орган восприятия; атиграха предмет восприятия,
букв. "схватывает".
В оригинале неправильно "апана".
У Гандхарвы.
Гандхарва.
По мнению некоторых комментаторов, речь идет о расстоянии между рекой Инд и устьем реки Ганг, которое в то время преодолевали (на колеснице) в 32 дня.
Потомков парикшитов.
Гандхарва.
Отдельное.
Общее.
Ты, Яджнявалкья, назвал лишь признаки, действия атмана, но не показал самого атмана.
Муни мудрец, аскет, молчальник.
Мир, земля.
Гандхарву.
Яджнявалкья.
С гор, покрытых снегом. Имеются в виду Гималаи.
Вид жертвоприношений.
Нивид стихи, в которых перечислены ведические боги.
Вас обитать, жить.
Руд плакать, рыдать.
А да увлекать за собой.
Адхьярдхнот возросло; адхьярдха полтора,
Сын рассматривается здесь как возрожденный атман отца.
Направление полярной звезды.
Яджнявалкья.
Сутра (букв. "нить") афористическое изречение.
Сын,
т.е. мы к твоим услугам.
Спящего.
Во сне.
Чандала и паулкаса "неприкасаемые".
Телесный атман становится одним (приходит в единство) с чувствами.
Те, кто стоят вокруг умирающего.
Знания (опыт), приобретенные в предыдущей жизни.
Переходит в другое тело.
При своем возрождении.
В том же теле.
В тело.
Гандхарвы, предки, боги, асуры (демоны) и ракшасы (особый вид демонов).
Людей? Лока мир, люди, народ.
К миру Брахмана.
Ради жизни.
Шанкха музыкальный инструмент (из раковин).
Для знатока Брахмана.
Со слова да начинаются слова дамьята сдерживайте себя; датта давайте, делайте дары и даядхвам будьте милосердны.
Винаша (букв. "уничтожение, гибель") здесь по смыслу соответствует понятию асамбхути.
Стихами 15-18 пользуются в Индии при погребальных церемониях вплоть до наших дней.
Катха-упанишада
Здесь: слово, слог.
Букв. смотрящий в разные стороны, воспринимающий.
Мост для жертвующих по верованиям древних индийцев, преодолеваемый с помощью жертвоприношений путь, ведущий из этого мира в мир бессмертия.
Сансара круговорот бытия, перевоплощение жизнь сменяется смертью, смерть сменяется жизнью и т.д.
Чувств.
Прашна-упанишада
Материю и жизнь.
Мундака-упанишада
Элементами.
Брахманом.
Знаток атмана.
Избегают перевоплощения.
Элементам.
Орган чувств.
Мандукья-упанишада
Здесь: положения, состояния,
Семь частей тела, упомянутые в Чхандогья-упанишаде V, 18,2.
Пять органов чувств, пять "органов действия" (речь, действия руками, передвижение, воспроизведение рода, выделение), пять пран (прана, апана, вьяна, удана, самана), мысль (манас), разум (буддхи), самоощущение (ахам-кара) и ум (читта).
Здесь: материальными.
"Внутреннее сознание", психический мир.
Здесь: психическими явлениями.
Здесь: особая форма познания, когда атман не воспринимает ни внешних, ни "внутренних" объектов,
Шветашватара-упанишада
В индийских источниках послеведического периода ("Санкхья-сутра", "Йога-сутра" и др.) дается следующее объяснение. Колесо мир. Один обод божественная сила. Три обруча три гуны (три высших качества: саттва существование, раджас активность, тамас инертность). Шестнадцать концов пять элементов, пять органов чувств, пять "органов действия" и мысль, или ум (манас). Пятьдесят спиц силы, приводящие "колесо" (мир) в движение: себялюбие, любовь, ненависть, страх, незнание; 28 ашакти (проявлений неспособности, бессилия); 9 тушти (видов удовлетворения); 8 сиддхи (совершенств, достижений). Двадцать противоположных спиц пять органов чувств, пять "органов действия" и их десять "объектов" (или же пять элементов, пять объектов восприятия, пять органов чувств и пять "органов действия"). Шесть восьмерок пракрити (материя) с пятью элементами, мыслью, разумом и самоощущением; дхату восемь составных частей тела; айшварья восемь форм владычества; бхава восемь условий: дева восемь групп богов и атма-гуна восемь добродетелей.
Голову, шею, грудь.
В теле.
Рудры.
Огонь, вода и земля, или три гуны.
Подразумевается человек невежественный, а потому находящийся "в цепях" чувственных удовольствий.
Преодолел свое невежество.
Три гуны.
Три пути "спасения": дхарма (религиозный), адхарма (нерелигиозный) и джняна (знание, мудрость).
Здесь: атман.
Мир представляется в виде вращающегося колеса.
Один: пуруша санкхьи; два: пуруша и пракрити (материя, природа); три: три гуны (саттва, раджас и тамас); восемь: пять элементов и мысль (манас), разум (буддхи) и самоощущение (ахам-кара).
Он отличен от созданного им.
Прошлого, настоящего и будущего.
Прадхана. Иное толкование: аморфная материя.
Майтри-упанишада
Стих, песня.
Якши, ракшасы..., пишачи (миф.) - злые духи и привидения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.