|
С. Радхакришнан. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, том первыйЧАСТЬ II: ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Глава Пятая МАТЕРИАЛИЗМ Эпический период, VI век до н.э. II век н.э.
Интеллектуальный подъем. Свобода мысли.
Влияние упанишад. Политическая обстановка того
времени. Многосторонняя философская активность эпического
периода. Три главных тенденции: ломка этических воззрений,
реконструкция религии и систематизация философии.
Общие идеи века. Материализм. Его
предшественники. Локаята. Теория познания.
Материя единственная реальность. Тело и дух.
Нет будущей жизни. Нет бога. Гедонистическая
этика. Отрицание авторитета вед. Влияние теории.
Последующая критика материализма.
Несмотря на то, что события, о которых говорится в двух эпических произведениях Рамаяне и Махабхарате, имели место главным образом в ведийский период, когда древние арийцы в большом количестве наводнили долину Ганга и обосновались там куру вокруг Дели, панчалы близ Канауджа, кошалы близ Ауда и каши в Бенаресе, мы не имеем основания утверждать, что эти эпические произведения были созданы раньше VI века до н.э. Сами веды были приведены в порядок и систематизированы именно в период распространения арийцев в долине Ганга. Быть может, это имело место во время большой войны, происходившей между племенами куру и пандава, которая послужила сюжетом для великого эпического произведения Махабхарата. Согласно индийским преданиям и данным самого эпоса, Вьяса, составитель вед, был современником этой войны. Рамаяна повествует о войнах того времени между арийцами и индийцами, которые восприняли арийскую цивилизацию. Махабхарата относится к периоду, когда ведийские гимны потеряли свой первоначальный смысл и значение, обрядовая религия стала привлекать к себе народ и возросло значение каст. Поэтому начало эпического периода мы можем отнести примерно к VI в. до н.э., хотя в эпические произведения вносились изменения, соответствовавшие новым условиям, вплоть до II века н.э., когда эти произведения окончательно оформились. Имеется много данных, указывающих на то, что это был век, ясно понимавший значение разума, период выдающейся философской активности и разностороннего развития. Мы не можем достаточно полно описать многообразие веяний того времени. Люди остро переживали противоречия, ощущаемые во внешнем и внутреннем мире. Это был век полный удивительных аномалий и контрастов. Наряду со страстностью ума и моральной строгостью можно было наблюдать, как уживаются умственная неуравновешенность с обузданием страстей. Это была эпоха чарваков, а равно и эпоха буддистов. Волшебство и наука, скептицизм и вера, распущенность и аскетизм все смешалось. Когда пробуждающаяся энергия жизни утверждает свои права, нет ничего противоестественного в том, что во многом проявляется необузданная фантазия. Несмотря на все это, сама сложность мысли и тенденция времени помогали расширять жизненные горизонты. Отстаивая право свободного исследования, интеллектуальное пробуждение века ослабило силу традиционного авторитета и способствовало выявлению истины. Сомнение больше не рассматривалось как нечто опасное. Интуиция уступала место исследованию, религия философии. Таинственная неопределенность и неясность существования, противоречивые попытки систематизировать мир, сбивающий с толку "хаос произвольных окольных путей, закоулков и мест отдыха для мысли", изобретенных страдающим человечеством, трепещущим в страхе и наслаждающимся новым и неизведанным, опустошенность неверия, истощение энергии и безразличие, дух молодости и инициатива все это делает эпический период богатой событиями эпохой в истории индийской мысли. Болезненно мыслящее, страдающее от пониженной жизнеспособности и слабонервное общество того времени пыталось исцелить свои болезни, стремясь к покою и умиротворению, освобождению и нирване посредством занятий искусством, наукой, вопросами морали, а с другой стороны предаваясь опьянению, экстазу и другим притупляющим разум действиям. Вот почему в этот век исканий в области философии появилось так много новых систем. Одни воззрения и идеалы противопоставлялись другим. Изменения в образе мыслей возникали не под влиянием какого-либо одного направления, а благодаря сочетанию нескольких течений. Зародыши свободного умозрения и намеки на скептицизм появились уже в Ригведе1. Даже в брахманах наряду с исключительной приверженностью к внешней, обрядовой стороне богослужений наблюдались дерзкие стремления к философской дискуссии. Когда делались попытки задушить интеллектуальную любознательность людей, ум человека восставал против этого, возникала неизбежная реакция, выражавшаяся в нетерпимости ко всем официальным авторитетам и приводившая к резкому возбуждению эмоциональной жизни, долго подавляемой дисциплиной обрядовой религии. Упанишады развивали дух пытливости, хотя они считали необходимым опираться на старую ведийскую веру. Если мы позволим мысли укрепиться в своих правах, то невозможно будет установить для нее границы. Вводя новые формы исследования, формируя новый склад ума, мыслители упанишад, более чем кто-либо другой, способствовали упорядочению известных направлений мысли. Своими философскими дискуссиями они вносили изменения, полное значение и направление которых было скрыто даже от них самих. Необходимо отметить, что в то время как философия упанишад получила свое развитие в западной части долины Ганга, на востоке она хотя и распространилась, но не была так глубоко усвоена. Западные теории не принимались на востоке без дебатов и дискуссий. К тому же наступил политический кризис, посеявший смятение в умах людей. Среди небольших государств, которые были созданы в то время, существовали мелкие раздоры. Пришедшие извне захватчики нарушали мирную жизнь страны. Раздавались громкие сетования на вырождение века, вожделения царевичей, людскую жадность. "Я вижу богатых в этом мире, говорит буддистская
сутта. Из богатств, которые они приобрели в своем
безумии, они ничего не дают другим; они жадно накапливают
богатства и все дальше и дальше заходят в своей погоне за
наслаждениями. Царь, даже если бы он завоевал все царства
земли, если бы он был правителем всей земли по эту сторону
моря до самого берега океана, он все же не
успокоился бы и алчно домогался бы тех владений, которые
находятся по другую сторону моря. Царь и многие другие люди
с неудовлетворенными желаниями становятся добычей смерти...
и ни родные, ни друзья, ни знакомые не спасут умирающего
человека; наследники забирают его имущество, а он получает
награду за свои дела; того, кто умирает, не сопровождают ни
его сокровища, ни жены, ни дети, ни имущество, ни царство"2.
Чувство неудовлетворенности, упадок государства и общественной жизни, потеря надежды в этом мире, присущая человеку неуверенность в своих силах все это направляло внимание индивида на изучение своей души и своих эмоций. Были и такие, которые стремились к святости и не заботились о несовершенной и преходящей жизни, в надежде достигнуть какого-то отдаленного мира грез, в котором не будет ни греха, ни продажности и который остается одним и тем же вчера, сегодня и вечно. Почти все отворачивались от жизни, полной утомления, отвращения и отчаяния. Обольщение настоящим уступало очарованию потустороннего. Люди жадно искали кратчайший путь к спасению. Глубокое сознание бренности всего земного было вдохновением времени. Представление о добром боге, естественно, связывалось с верой в моральное руководство миром. Когда возникает подозрение относительно природы жизни на земле, вера в бога ослабевает. Когда каждый считает, что жизнь есть страдание, или, по крайней мере, сомнительное благо, нелегко продолжать придерживаться старой веры. Вера, существовавшая веками, рассеялась как сон. Престиж авторитета упал, и традиционные связи ослабли. В этом мятеже мыслей, возникшем вследствие разрушения веры и провозглашения независимости человека, на первый план выдвигаются поверхностное умозрение и многочисленные фантазии в области метафизики. Люди этой эпохи, подавленные растущим чувством моральной слабости, пытались найти какую-либо духовную опору. Мы видим материалистов, настаивающих на существовании чувственного мира, буддистов с их ценным психологическим учением и высоким нравственным принципом. Если некоторые с отчаянием утопающего цеплялись за веды, то реформаторы ставили перед собой моральную задачу вести совершенную жизнь и свершать добрые деяния, намеренно отказываясь размышлять о возможности потустороннего. Аскеты, тиртханкары, или "искатели брода", претендовали на то, чтобы быть открывателями новых путей. Гаутама и Вардхамана были наиболее выдающимися реформаторами. В буддистских работах упоминаются и другие учителя, распространявшие ересь: скептик Санджая, отвергавший всякое познание я и ограничивавший свои исследования вопросом достижения умиротворения [34]; материалист Аджита Кешакамбалин, отрицавший всякое интуитивное познание и рассматривавший человека как продукт четырех элементов, соединения которых распадаются с наступлением смерти; Пурана Кашьяпа, не примыкавший ни к одной из имевшихся школ, не признававший моральных отличий и придерживавшийся точки зрения беспричинности или случайности происхождения3 и пассивности души; Маскарин Госала, фаталист, который утверждал, что человек не властен над жизнью и смертью, и верил, что все вещи живые дживы, находящиеся в процессе непрерывного изменения, определяемого их внутренней энергией, пока они не достигнут совершенства4; и Какуда Катьяяна, который отстаивает существование качественных отличий элементов бытия земли, воды, огня, воздуха, пространства и души, с удовольствием и страданием как началами изменения элементов, создающих и разрушающих индивидов5. В разных частях страны появилось бесчисленное количество учителей, провозглашавших добрые вести о тайне освобождения. Мы можем проследить уже в раннем эпическом периоде появление многих новых течений мысли, которые обогатили более позднюю эпоху. Хотя они существовали уже в тот период, однако, своей полной силы они достигли только в конце эпической эры. При божественном управлении жизнью болезнь и лекарство от нее появляются одновременно, и где бы ни текли ядовитые потоки греховности, тут же вырастает древо жизни, чьи листья служат источником выздоровления народов. Учения ведийских пророков и упанишад были собраны и кратко изложены в сутрах. Получают распространение сугубо логические и чисто религиозные системы мышления. Первыми появляются чарваки, буддисты и джайнисты. Вслед за тем, как своеобразная реакция, делаются попытки выделить теистическую сторону учения упанишад. Буддизм и джайнизм с их подчеркиванием этических проблем не смогли удовлетворить более глубокие духовные запросы и эмоции. Когда духовные потребности масс не могли уже удовлетворяться тощими абстракциями упанишад или блестящим пантеоном вед и еще менее неясной идеализацией моральных принципов джайнистов и буддистов, появились новые системы, предлагавшие религию менее формальную, менее холодную и более удовлетворяющую, чем культ упанишад в тогдашнем его понимании, системы, поставившие живого личного бога на место неопределенного абстрактного Абсолюта. Бхагавадгита, где Кришна представлен как воплощение Вишну, равно как и Вечный Брахман упанишад, система панчаратра, шайвизм Шветашватары и других более поздних упанишад, а также форма буддистской махаяны, где Будда становится вечным богом, все они относятся к этому новому направлению религиозной мысли. В этот период некоторые умозрительные души стремились проложить новые пути в философии. Появились зачатки систематической философии. Системы санкхья и йога в их первоначальной форме, а также системы ньяя и вайшешика развивались на независимой основе, хотя все они пытались подкрепить свои позиции ссылкой на веды. Обе школы мимансы непосредственно основывались на толковании ведийских текстов. Все эти системы окончательно оформились к концу эпического периода. Во враждующих философских системах, каждая из которых представляла собой ту или иную фазу духовной жизни века, проявлялись противоречия того времени. В этом периоде необходимо отличать три различные ступени в развитии мысли, которые и хронологически и логически следуют одна за другой:
II. ОБЩИЕ ИДЕИ ВЕКА Прежде чем мы приступим к рассмотрению трех систем материализма, джайнизма и буддизма, мы должны кратко остановиться на идеях, пользовавшихся признанием того века. Общераспространенными были идеи перерождения и страдания во время жизни, включающие и идею непостоянства. Мысль, что жизнь есть страдание, а объекты мира представляют собой лишь источники соблазна и мучений, унаследована, по-видимому, от упанишад. Свидетельством этого является вопрос Начикетаса, обращенный к Яме: "Можем ли мы быть счастливы, обладая девами, лошадьми,
богатством и царским достоинством, когда мы видим тебя, о Смерть?"6.
Колесо перерождения является развитием учения о страдании. Понятие перерождения души, переходящей от одной жизни к другой, представляется неопределенной фантазией, лишающей существование его смысла, а жизнь ее радостей. "Дух еще может вынести мысль о решении его судьбы раз
навсегда, о вечных мучениях, но бесконечное переселение
души из одного мира в другой, от существования к
существованию, нескончаемая борьба с невидимой силой все
повторяющегося разрушения мысль, подобная этой,
может привести в уныние даже самого мужественного человека,
с дрожью наблюдающего за безрезультатностью всего этого
нескончаемого хода событий"7.
Этой идеи непостоянства придерживались все философские
школы, которые тогда возникали. Ее называли по-разному,
например джагадвьяпара, сансара, вьявахара, прапанча. Закон
кармы является ее необходимым следствием. Неизбежно
возникает вопрос, существует ли какой-либо выход из этого
"колеса", какое-либо освобождение от смерти. В своих кельях
отшельники, упоминаемые в Атхарваведе, практиковали ту или
иную систему поведения, чтобы приобрести сверхъестественную
силу. Вера в очищающую силу тапаса, или аскетизма,
была сильна. Тапас, как суровый аскетизм, заменил процессы
размышления и созерцания, проповедуемые в упанишадах. Чтобы
в мистическом видении воспринять бога, душа должна быть
воспитана в тиши. Группы аскетов, занимающихся
самоистязанием, встречались в то время повсюду. Все более и
более росло значение каст.
Материализм так же древен, как и философия, и эта теория встречается еще в добуддистский период. Зачатки материализма можно найти в гимнах Ригведы. "Некоторые признаки указывают на то, что уже в
добуддистский период в Индии появились глашатаи чисто
материалистических теорий, и несомненно, что эти доктрины с
тех пор и до сегодняшнего дня имеют многочисленных тайных последователей"8.
"Человек состоит из четырех элементов. Когда человек
умирает, элементы земли возвращаются и снова попадают в
землю, элементы воды возвращаются в воду, элементы огня
возвращаются в огонь, а элементы воздуха в воздух;
чувства растворяются в пространстве. Мудрец и глупец, когда
тело разрушается, одинаково лишаются всего, погибают, не
существуют больше"9.
Материалисты, несомненно, предшествовали буддизму, поскольку древнейшие буддистские работы упоминают о них10. Ссылки на это учение имеются также в эпических произведениях11. Ману упоминает о настиках (нигилистах) и пашандах (еретиках)12. Классическим авторитетом материалистической теории
считаются сутры Брихаспати, которые, однако, не сохранились
[35].
Нашими главными источниками являются полемические работы
других школ. Краткое изложение учения этой школы дается в
первой главе Сарвадаршанасанграхи.
В своем стремлении низвергнуть жреческую монополию и провозгласить абсолютную свободу в отношении принятия или непринятия религиозной веры материалисты прибегли к другой крайности. Мы узнаем из их взглядов, к чему приводит нас необузданная, освободившаяся от всяких ограничений мысль. Сущность этого учения выражена одним из действующих лиц во втором акте аллегорической пьесы Прабодхачандродая. "Локаята это единственная в своем роде шастра;
авторитетом для нее является только перцептивная
очевидность; земля, вода, огонь и воздух суть элементы;
богатство и наслаждение являются целью человеческого
существования. Материя может мыслить. Никакого другого мира
не существует. Смерть конец всему".
Шастра называется локаятой13 именно потому, что она утверждает, что существует только этот мир, или лока. Материалистов называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории [36]. Истинно лишь то, что достигается с помощью непосредственного восприятия. Существует только то, что дается в восприятии. Невоспринимаемое не существует по той простой причине, что оно не воспринимается. Значение вывода не признается вообще. Когда мы видим дым, мы вспоминаем об огне благодаря ассоциации или памяти о прошлых восприятиях. Вот почему вывод иногда бывает правильным, а иногда ложным. Материалисты более позднего периода выдвигают определенные мотивы для обоснования своих взглядов относительно вывода. Мы не можем делать выводов, пока не знаем всеобщей связи. Восприятие не дает нам всеобщей связи, эта связь также не может быть обусловлена выводом, поскольку такой вывод требовал бы наличия второго и т.д. Свидетельство других лиц не имеет цены. Аналогия не может объяснить правомерности вывода, и, таким образом, он становится необоснованным. Это только субъективная ассоциация, которая если вообще и может быть оправдана, то только в отдельных случаях. Поскольку чувственное восприятие является единственной формой познания, материя есть единственная реальность. Только она одна познается чувствами. Все, что материально, реально. Первоосновой всего являются четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Эти элементы вечны, и с их помощью можно объяснить развитие вселенной от простейших животных организмов до появления философов. Интеллект не что иное, как модификация этих четырех элементов, и он погибает, как только распадаются соединения элементов, из которых он возникает. "Интеллект, воплощенный в модифицированных формах
неразумных элементов, возникает таким же путем, каким
красный цвет получается из комбинации бетеля, арекового
ореха и извести"14.
Подобно тому, как опьяняющая сила возникает в результате смешения определенных ингредиентов, так и сознание является продуктом соединения указанных четырех элементов. При наличии четырех элементов самосознающая жизнь возникает таинственно, подобно тому, как появляется джин, когда Аладдин трет свою лампу. Мысль является функцией материи. Уместно использовать здесь знаменитое изречение Кабаниса о том, что мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь. Нет нужды рассматривать душу как нечто отличное от тела. Это то же тело, только наделенное интеллектом. "Атман это тело, которое характеризуется
качествами, выраженными в суждениях типа "Я толстый", "Я
молодой", "Я старый", "Я взрослый" и т.д."15
Мы не имеем доказательств раздельного существования души и тела. Мы не видим я без тела. "Кто видел душу, существующую отдельно от тела? И разве
жизнь не возникает из первичных состояний материи?"16
Сознание неизменно связано с телом. Поэтому оно само является телом. Человек есть то, что он ест. Садананда упоминает о четырех различных школах материализма. Главное, что их разделяет, это понятие души. Одна школа отождествляет душу с грубым телом, другая с чувствами, третья с дыханием, четвертая с органом мышления17. Однако все эти школы придерживаются той точки зрения, что душа только естественное явление. В подтверждение этого положения материалисты ссылаются на священное писание и приводят следующее высказывание из упанишад: "Возникшее из этих элементов погибает. И когда они
распадаются после смерти нет места и интеллекту"18.
Из сказанного вытекает, что глупо думать, будто душа может рассчитывать на какое-либо вознаграждение за свои деяния в будущем состоянии. Поэтому следует признать ошибочным взгляд, согласно которому признается существование другого мира. Не существует никакого другого мира, кроме этого, и нет ни неба, ни ада. Все это измышления шарлатанов. Религия это глупое заблуждение, болезнь разума. Бог вовсе не является необходимым для объяснения мира. Под влиянием религиозных предрассудков люди привыкли к мысли о существовании другого мира и бога, и, когда исчезают религиозные иллюзии, они начинают ощущать какую-то потерю и испытывать непривычную опустошенность и потребность в этих иллюзиях. Однако природа абсолютно равнодушна ко всем человеческим ценностям. Она безразлична и к хорошему и к плохому. Солнце освещает одинаково и добро и зло. Если природа и обладает какими-нибудь качествами, то эти качества трансцендентны и не могут быть подведены под понятие нравственности. Большинство людей, из-за их слабости, верят, что существуют божества, покровители добродетели и мстители за прегрешения, к которым обращаются поклоняющиеся им и чтущие их. Все это, разумеется, должно быть отнесено за счет скудости мышления. За все время существования мира мы нигде не обнаруживаем вмешательства высших существ. Мы неправильно истолковываем естественные явления, когда полагаем, что они вызваны богами или дьяволами. Те, кто отрицает духов, не могут рассматривать природу как доказательство существования доброго бога, истолковывать историю как проявление божественного разума, объяснять личные переживания как предначертания Провидения. Рассмотрение истории как свидетельства божественной справедливости, а совершающихся в мире событии как предначертанных Провидением для спасения души есть не что иное, как извращение действительности. Природа производит вещи сама, без какого-либо вмешательства со стороны богов. Разнообразие мира порождается им самим. Огонь горяч и вода холодна потому, что все это в природе вещей. "Кто так изумительно раскрасил павлина или кто заставил
кукушку так хорошо куковать? В данном случае это не кто
другой, как сама природа"19.
Согласно этой теории наслаждение и страдание основные факторы жизни. Неограниченный гедонизм является этическим идеалом материалистической школы. Надо есть, пить и наслаждаться жизнью, ибо смерть, прекращающая жизнь, приходит ко всем. Пока жизнь еще ваша живите радостно:
Добродетель является иллюзией, реально только наслаждение. Жизнь это цель жизни. Все доброе, возвышенное, чистое вызывающее сострадание внушало недоверие. Эта теория выступала за сенсуализм и эгоизм и грубое утверждение низменных желаний. Нет нужды умерять страсти и инстинкты, поскольку они от природы присущи человеку. В то время как упанишады предписывают смирение и строгий образ жизни и стремятся развить чувство всеобщего благоволения и любви, материалисты провозглашают учение неконтролируемой энергии, самоутверждение и пренебрежительное отношение ко всем авторитетам. Они считают несправедливым, что один человек должен управлять, а другой повиноваться, поскольку все люди равны от природы. Моральные правила это людские условности. Когда мы следуем отрицательным правилам поста и епитимии, мы забываем о главной цели в жизни о наслаждениях. "Те, кто, убивая животных, или предаваясь чувственным
наслаждениям, или беря то, что принадлежит другим,
сомневаются в том, законно это или нет, действуют вопреки
главной цели жизни"22.
На утверждение буддистов, что наслаждения связаны со страданием, материалисты отвечают: "Они считают, что вы должны отказаться от наслаждений
жизни потому только, что они связаны со страданиями, но
какой благоразумный человек бросит неочищенный рис, в
котором заключается превосходное зерно, только из-за того,
что он покрыт
шелухой?"23
"Можете ли вы сказать, что чувственные наслаждения не
являются целью человека, потому что они всегда связаны со
страданием? Все дело в том, чтобы разумно пользоваться
наслаждениями в чистом виде и избегать страданий, которые
неизбежно сопутствуют наслаждениям. Поэтому не следует
из-за боязни страданий отказываться от наслаждений, которые
по самой природе присущи нам"24.
Авторитет вед отвергался в самых резких выражениях. Ведийские тексты имели три основных недостатка неистинность, внутреннюю противоречивость и тавтологию. Не существует ни неба, ни окончательного освобождения, ни какой-либо души в ином мире. Ни деятельность четырех каст, ни деятельность групп людей и т.д. не дают реальных результатов. Агнихотра, три веды, три правила аскетов и посыпание друг друга пеплом все это создано самой природой как средство к жизни для тех, кто был лишен знания и мужества. Если животное, убитое согласно обряду джьйотиштомы, отправится прямо на небо, то почему же приносящий жертву не предложит тотчас своего собственного отца? Если шраддха дает полное вознаграждение существам, которые умирают, в таком случае нет надобности снабжать провизией, тех, кто отправляется в безвозвратный путь. Если находящиеся на небе существа вознаграждаются нашими жертвоприношениями во время шраддхи, в таком случае почему не давать пищи земным проповедникам? Пока есть жизнь, пусть человек живет счастливо, пусть он кушает все с топлёным маслом, если даже он задолжает из-за этого. Если тело становится пеплом, каким образом оно когда-либо сможет возродиться? Если тот, кто расстается со своим телом, отправляется в иной мир, то как может он не вернуться, будучи привязан любовью к своим родным? Отсюда следует, что все, что установлено брахманами, является не чем иным, как только способом добывания средств к жизни. Все эти церемонии для умерших преследуют только эту цель. Тремя творцами вед являются шуты, мошенники и дьяволы. Все хорошо известные формулы пандитов, джарпхари, турпхари и т.д. и все непристойные обряды для царицы, предписываемые ашвамедхой, все это было надумано шутами, а также и все виды даров жрецам. Употребление мяса в пищу также предписано дьяволами,
бродящими в ночи (S. D. S., I).
Очевидно, что приведенные выдержки заключают в себе
элементы пародии на взгляды чарваков. Ибо философия,
которая серьезно принималась в течение веков
[37], не
может быть представлена в столь примитивно грубой
форме25.
Материалистическая теория должна была многое сделать для развенчания старой религии обычаев и таинств. Любые усилия, направленные на улучшение существующих институтов, санкционированных временем и вошедших в жизнь людей, не дадут результатов, если пассивность и предрассудки, существовавшие веками, не будут потрясены какой-нибудь взрывной силой, подобной учению чарваков. Материализм провозглашает духовную независимость индивида и отрицает сам принцип авторитета. Ничто не должно быть принято индивидом из того, что не находит своей очевидности в движении разума. Это было обращение человеческого духа к самому себе и отрицание всего, что является для него внешним и чуждым. Философия чарваков, представляет собой фанатическое усилие, направленное на освобождение современного ей поколения от бремени прошлого, которое довлело над ним. Устранение догматизма, происходившее с помощью этой философии, было необходимо для того, чтобы освободить место для конструктивных усилий умозрения. В дальнейшем развитии индийской философской мысли материализм, естественно, подвергался многочисленным резким и презрительным нападкам. Наиболее часто повторялся классический аргумент о невозможности развития субъекта из объекта, поскольку субъект всегда предшествует объекту. Сознание не может порождаться естественными силами. Теория, утверждающая, что я не существует отдельно от тела, критиковалась по следующим пунктам:
Позиция материалистов, таким образом, должна быть
признана внутренне противоречивой. Если человек
продукт простой природы, то непонятно, как он мог прийти к
созданию тех или иных моральных идеалов. Многие философские
школы критикуют теорию, утверждающую, что восприятие
является единственным источником познания. В качестве
примера мы можем здесь привести следующую выдержку из
Санкхьятаттвакаумуди: "Когда материалист заявляет, что
вывод не является способом познания, то как он может знать,
что тот или иной человек невежественен, или сомневается,
или ошибается? Ибо невежество, сомнения и ошибки других
людей не могут быть раскрыты с помощью чувственного
восприятия. Следовательно, даже материалист должен делать
вывод о невежестве и т.д. других людей на основании их
поведения и речи и, таким образом, признать, вопреки своему
желанию, вывод как один из способов познания". Нигилизм и
скептицизм явились продуктом последовательного развития
перцептивной теории познания. Согласно этой теории, идеи,
которые движут миром, не реальны, потому что они не имеют
измерений. Несмотря на все очевидные недостатки, эта школа
оказала огромное влияние на современные умы и разрушила
очарование прошлого. Ее суждения, свободные от вымыслов
теологии и диктата авторитета, направляли мысль на основные
вопросы философии. Когда люди, освободившись от
предрассудков и религиозных суеверий, начинают размышлять,
они легко принимают материалистическое учение, но при более
глубоком размышлении они отходят от него. Материализм
является первым ответом на вопрос, до какой степени наш
невооруженный разум помогает нам разобраться в трудностях философии.
Sarvadarsanasamgraha, в переводе Коуэлла и Гау, chap. I. Sarvasiddhantasarasamgraha, приписываемая Samkaracarya, в переводе М.Rangacarya, chap. II. Prabodhacandrodaya, II. Colebrooke, Miscellaneous, I, pp. 402 ff. Muir, J.R.A.S, 1862, vol. 19, pp. 299 ff. Г.Ольденберг, Будда, его жизнь, учение и община.
Перевод с 4-го немецкого издания А.Н.Ачкасова, Москва, 1905.
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|