ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



B. ИЗ АТХАРВАВЕДЫ

Атхарваведа ("Веда заклинаний") является последней из четырех самхит. Основное ее содержание – связанные с "исцелением" (врачеванием) заклинания, ворожба, колдовство, магические стихи и т.п., а также правила лечения травами многочисленных болезней (начало древнеиндийской медицины).

Мы приводим гимн из Атхарваведы, в котором получила свое дальнейшее развитие упоминаемая в Ригведе идея (миф) о "вселенском" человеке – пуруше. Если авторы гимна Ригведы (X, 90) ограничивались вопросом о происхождении "всего сущего" от пуруши, то авторов гимна Атхарваведы уже интересует: кто создал самого пурушу, откуда у него все те качества и свойства, которыми он обладает? Авторы гимна ищут "опору" (скамбху), т.е. сущность всех единичных предметов и явлений.

В нижеприведенном гимне Атхарваведы упоминаются следующие мифологические имена:

Парджанья – бог дождя.
Праджапати (букв. "владыка творений") – творец всех живых существ.
Брахма – первый из трех главных ведических богов, творец Вселенной.
Вайшванара (букв. "доступный всем людям")-эпитет бога Агни.
Ангирасы – потомки Ангираса, отца Агни. Олицетворяют свет, времена года и т.д.
Адитьи – сыновья Адити (матери богов) – Варуна, Митра, В асу и другие.
Васава – божества, принадлежащие к группе Васу.
Хираньягарбха (букв. "золотой зародыш") – эпитет Брахмана.


1. [ПУРУША]

Атхарваведа, X, 2

  1. Кто создал пятки пуруши? Кто – мясо? Кто – лодыжки? Кто – красивые пальцы? Кто – отверстия?1 Кто – части тела, [что] посредине? Кто – опору?

  2. 4. Сколько богов? Кто из них сотворил грудь и спину пуруши? Кто [соединил] грудь и тело? Кто [создал] локти? Кто – плечи? Кто – ребра?

  3. Кто приставил к телу его руки, дабы [пуруша] мог совершать действия? Кто этот бог, приставивший плечи к туловищу?

  4. 8. Кто этот первый из многих, вознесшийся на небо, [создавший] мозг, лоб, затылок, череп над челюстями пуруши? Кто этот бог?

  5. Приятное и неприятное, сон, страх, утомление, радость и блаженство – откуда это у сильного пуруши?

  6. Страдания, нужда, гибель, незнание – откуда они у пуруши? Успех, благо, удача, богатство, знание – откуда?

  7. 12. Кто дал ему облик? Кто – рост, имя, движение? Кто [наделил] способностью различать? Кто дал ноги пуруше?

  8. Кто вложил в него дыхание? Кто – апану, вьяну, саману2? Кто этот бог, вложивший их в пурушу?

  9. Кто этот бог, научивший пурушу жертвоприношениям? Кто [наделил] его правдой и неправдой? Откуда смерть? Откуда бессмертие?

  10. Кто одел его? Кто предопределил его жизнь? Кто дал ему силу? Кто предопределил его скорость?

  11. Чем разлил он воды? Чем сделал он день ясным? Чем зажег зарю? Чем создал вечер?

  12. Кто вложил в него семя для продолжения рода? Кто сделал его проницательным? Кто дал ему речь и телодвижения?

  13. Чем окутал он эту землю? Чем очертил он небо? Чем [подчинил он] горы [своей] мощи? Чем [определил он] поступки, этот пуруша?

  14. Каков он, следуя Парджанье? Каков он, [следуя] мудрому Соме? Каков он, совершая жертвоприношения и [следуя] вере? Кто вложил в него мысль?

  15. Каков он, становясь знатоком Вед? Каков он, этот пуруша, постигая высшее божество? Каков он, [постигая] Агни? Каков он, измеряя год?

  16. Будучи брахманом, становится он знатоком Вед. Будучи брахманом, постигает он высшее божество. Будучи брахманом, [постигает] этот пуруша Агни. Будучи брахманом, измеряет он год.

Атхарваведа, X, 7

  1. В каком его3 члене находится тапас?
    В каком его члене содержится рита4?
    Где находится обряд, где – вера?
    В каком его члене покоится правда?

  2. Из какого его члена пылает огонь? Из какого его члена веет ветер? Изнутри какого члена начинает [свой путь] месяц, мерящий тело великого скамбхи?

  3. В каком его члене находится земля? В каком его члене содержится пространство? В каком его члене находится небо? В каком его члене находится [то, что] выше неба?

  4. Куда стремится пылающий огонь, вздымаясь вверх? Куда – веющий ветер? Куда ведут пути? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  5. Куда движутся полумесяцы? Куда – месяцы, соединяющиеся в годы? Куда – времена года и артава5? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  6. Куда стремясь, бегут юные разного цвета – соединенные [друг с другом] день и ночь? Куда стремятся уйти воды? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  7. На что опирался Праджапати, рождая все миры? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  8. Что самое высокое? Что самое низкое? Что средина? Праджапати создал [все] многоразличным. Как далеко проник туда скамбха? [Куда] он не проник, насколько?

  9. Насколько прошлое пронизано скамбхой? Насколько простирается будущее от скамбхи? Создав один член тысячекратно разделенным, как далеко проник туда скамбха?

  10. В чем все живое познает миры, воды, вместилища, Брахму? Где сущее и не-сущее? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  11. Ради чего, предаваясь тапасу, соблюдают обряд? Где рита, вера, священное деяние, соединенные вместе? [Где] Брахма? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  12. В каком [члене] находятся земля, пространство, небо? Где находятся, соединенные, огонь, луна, солнце, ветер? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  13. В теле кого соединены все тридцать три бога? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  14. Где перворожденные риши, риги, саман, яджус, земля? В каком члене находится единственный риши? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  15. Где бессмертие и смерть, парящие над пурушей? Чьи жилы – море над пурушей? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  16. Жилы того первого – четыре страны света. Ради чего совершается его жертвоприношение? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  17. Те, кто знает в пуруше Брахму, знают [и] высшее божество. И тот, кто знает высшее божество, и тот, кто знает Праджапати, знают высшего Брахму, потому они и знают скамбху.

  18. Чья голова – Вайшванара, чей глаз – Ангирасы, чьи члены – ятавы6? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  19. Чьи уста называют Брахмой, язык – Мадхукашей7, вымя – Вирадж? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  20. С кого соскребли риги, с кого соскребли яджус? Волоски чьего тела – саман, уста – атхарвангирасы8? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  21. Покоящуюся область не-сущего одни люди знают как высшее, а другие таковым считают сущее, почитая [эту] область.

  22. Куда [уходят] вместе Адитьи, Рудра, Васава? Куда [уходят] прошлое и будущее, куда – все созданные миры? Того скамбху назови! Кто из этих многих – он?

  23. Его сокровище всегда оберегают тридцать три бога. Кто знает теперь то сокровище, которое оберегают боги?

  24. В чем боги, знающие Брахму, почитают [этого] высшего Брахму? Кто сможет воочию узреть этих [богов], тот сможет быть знающим брахманом.

  25. Великими почитаются те боги, кои возникли из не-сущего. Один этот член скамбхи люди назвали потом не-сущим.

  26. Один этот член скамбхи [люди] знают [как] исконное. В нем скамбха – рождающий создал исконное.

  27. Тридцать три бога в его теле – [его] члены. Одни лишь знатоки Брахмы знают этих богов, [которых] тридцать три.

  28. Люди знают Хираньягарбху [как] высшее, выше [него ничего] не [может быть] названо. Сначала скамбха создал это золото в средине мира.

  29. На скамбхе [лежат] миры, на скамбхе – тапас, на скамбхе – рита. Скамбха! Вижу тебя воочию: [ты] – все, положенное на Индру.

  30. На Индре [лежат] миры, на Индре – тапас, на Индре – рита. Индра! Вижу тебя воочию: [ты] – все, положенное на скамбху.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1109
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 ЕДИНЫЙ БОГ В 743 г. до
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие В детстве у меня были стойкие
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 1 В НАЧАЛЕ... В начале сотворили люди
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | Примечания 1 См.: Mircea Eliade, The Myth of
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | Словарь АВАТАР инд. В индийской мифологии 150 сошедший
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11 ДА ЗДРАВСТВУЕТ БОГ К концу второго
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 10 БОГ УМЕР К началу девятнадцатого века
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 9 ПРОСВЕЩЕНИЕ К концу XVI века на
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 8 БОГ РЕФОРМАТОРОВ Пятнадцатое и шестнадцатое столетия
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 7 БОГ МИСТИКОВ Иудаизм, христианство и, в
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 6 БОГ ФИЛОСОФОВ В девятом веке арабы
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 5 ЕДИНСТВО: БОГ МУСУЛЬМАН Около 610 года
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4 ТРОИЦА: БОГ ХРИСТИАН Около 320 года
  • К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 СВЕТ ЯЗЫЧНИКАМ В ту пору, когда
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восемнадцатая А ЧТО ПОСЛЕ ИГР В первой
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Семнадцатая ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестнадцатая САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ Самостоятельность выражается в высвобождении иливосстановлении
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четырнадцатая ИГРОКИ Чаще всего в игры играют
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Предисловие Эта книга была первоначально задумана как продолжениемоей
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ВВЕДЕНИЕ 1. ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ Теорию общения между людьми,
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: АНАЛИЗ ИГР Глава Первая СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Вторая ТРАНЗАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ Единица социального взаимодействия называется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Третья ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ Транзакции обычно осуществляются
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Четвертая ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ Времяпрепровождение как форма структурирования времяприменяется
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Пятая ИГРЫ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Игрой мы называем
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕЗАУРУС ИГР Введение Коллекция игр, представленная
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Шестая ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ Все игры
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Седьмая СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ Почти любая игра может
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Восьмая ИГРЫ НА ВЕЧЕРИНКАХ Вечеринки существуют для
  • Э. Берн. ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ | Глава Девятая СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Некоторые игры используются для



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь