ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



M. ИЗ МАЙТРИ-УПАНИШАДЫ

Майтри-упанишада, примыкающая к Яджурведе, представляет собой одну из позднейших упанишад. В ней отчетливо слышны мотивы скептицизма и пессимизма, характерные для многих произведений конца ведического периода.


1. [О БРЕННОСТИ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ]

Майтри-упанишада, I

  1. Жертвоприношение Брахману – это поистине разведение [жертвенного огня] так, как это делали древние. Поэтому пусть совершающий жертвоприношения, разведя эти огни, размышляет об атмане. Этим жертвоприношение достигает полноты и совершенства. Но кто же тот, о ком должно размышлять? Это тот, кого называют дыханием. О нем – следующее повествование:

  2. Правитель по имени Брихадратха, передав правление своему сыну, удалился в лес, полагая, что тело преходяще, и достиг [состояния] отрешенности. Он предался высшему тапасу, стоял с поднятыми вверх руками, глядя на солнце. По истечении тысячи [дней] к мудрецу приблизился почтенный Шакаянья, знаток атмана, сверкающий своим блеском подобно бездымному огню. Он сказал правителю: "Встань, встань! Выскажи какое-нибудь желание". Правитель, склонившись пред ним, сказал: "Я не знаю атмана; мы слышали, что ты, господин, знаешь истинную природу [атмана]. Расскажи нам о ней". Шакаянья сказал: "Это произошло раньше, трудно [ответить] на этот вопрос. Выскажи какое-нибудь другое желание, потомок Икшваки". Правитель, головою коснувшись его ног, напомнил следующую татху1.

  3. "Какие наслажденья от [исполнения] желаний могут быть, господин, в этом зловонном, бренном теле, в этом скоплении костей, кожи, мышц, костного мозга, мяса, семени, крови, слизи, слез, выделений, испражнений, мочи, ветров, желчи и мокроты? Какие наслаждения от [исполнения] желаний могут быть в этом теле пораженном страстями, гневом, алчностью, заблуждением, страхом, отчаянием, завистью, разлукой с желанным и навязыванием нежеланного, голодом, жаждой, старостью, смертью, болезнью, печалью и тому подобным?

  4. И все это видим мы гибнущим подобно этим комарам, мошкаре и прочему, подобно этим травам и деревьям, кои растут и гибнут. Но что они? Ведь существуют иные, высшие – сильные лучники, ратники и колесничники – Судьюмна, Бхуридьюмна, Индрадьюмна, Кувалаяшва, Яуванашва, Вадхрьяшва, Ашвапати, Шашабинду, Харишчандра, Амбариша, Нанакта, Шарьяти, Яяти, Анаранья, Укшасена и прочие, – а также правители Марута, Бхарата и прочие, кои, пред лицом всех своих родичей отрекшись от величия и богатства, перешли из этого мира в тот. Но что они? Ведь существуют иные, высшие. Мы видим гибель гандхарвов, асуров, якшей, ракшасов, бхутов, ганов, пишачей2, змей и упырей. Но что они? Ведь происходит [и] другое – высыхание морей, разрушение гор, склонение полярной звезды, обрыв воздушных нитей [удерживающих звезды], опускание земли, уход богов из своих обиталищ. Какие же наслаждения от [исполнения] желаний могут быть в этом круговороте жизни? Ведь и тот, кто насыщается этим, вынужден возвращаться, как мы видим, вновь и вновь. Спаси же меня! В этом круговороте жизни я подобен лягушке в высохшем колодце. Ты, господин, наш путь [к спасению], ты наш путь [к спасению]".


2. [ПРАДЖАПАТИ]

Майтри-упанишада, II

  1. Поистине, в начале Праджапати был один. Будучи одним, он не знал радости. Размышляя о самом себе, он создал многочисленные творения. Он взглянул на них: они были бездыханны, безжизненны подобно камню и неподвижны подобно стволу дерева. Он не возрадовался. И решил он: "Я войду в них, дабы вдохнуть в них жизнь". Он сделался подобным ветру и хотел войти в них. Однако, будучи одним, он не смог этого сделать. Он разделился на пять частей, называемых праной, апаной, саманой, уданой, вьяной...



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 850
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ II. БРАХМАНЫ A. ИЗ АЙТАРЕЯ-БРАХМАНЫ Брахманы представляют
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | Примечания Введение См. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | Веды ведическая литература по Глазенаппу PигведаСамаведаСамхитыВариант ШакалаВариант ВашкалаВариант
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | Именной и предметный указатель Агни миф., букв. огонь
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ L. ИЗ ШВЕТАШВАТАРА-УПАНИШАДЫ Шветашватара-упанишада примыкает к Яджурведе.
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ K. ИЗ МАНДУКЬЯ-УПАНИШАДЫ Мандукья-упанишада примыкает к Атхарваведе.Содержит
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ J. ИЗ МУНДАКА-УПАНИШАДЫ Мундака-упанишада примыкает к Атхарваведе.
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ I. ИЗ ПРАШНА-УПАНИШАДЫ Прашна-упанишада прашна 150 вопрос
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ I. САМХИТЫ A. ИЗ РИГВЕДЫ Ригведа Веда
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ B. ИЗ АТХАРВАВЕДЫ Атхарваведа Веда заклинаний являетсяпоследней
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ У истоков индийской философии Эта книга мысленно
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ B. ИЗ ШАТАПАТХА-БРАХМАНЫ Шатапатха-брахмана 150 один из
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ III. АРАНЬЯКИ ИЗ АЙТАРЕЯ-АРАНЬЯКИ Араньяки аранья 150
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. УПАНИШАДЫ A. ИЗ ЧХАНДОГЬЯ-УПАНИШАДЫ Чхандогья-упанишада представляет
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ B. ИЗ БРИХАДАРАНЬЯКА-УПАНИШАДЫ Брихадараньяка-упанишада примыкает кШатапатха-брахмане. По
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ C. ИЗ АЙТАРЕЯ-УПАНИШАДЫ Айтарея-упанишада примыкает к Ригведе,
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ D. ИЗ КАУШИТАКИ-УПАНИШАДЫ Каушитаки-упанишада, называемая такжеКаушитаки-брахмана-упанишада, примыкает
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ E. ИЗ ТАЙТТИРИЯ-УПАНИШАДЫ Тайттирия-упанишада примыкает к Яджурведе,состоит
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ H. ИЗ КАТХА-УПАНИШАДЫ Катха-упанишада примыкает к Яджурведе,
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ G. ИША-УПАНИШАДА Иша-упанишада, называемая такжеИшавасья-упанишада, примыкает к
  • ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД | ОГЛАВЛЕHИЕ F. ИЗ КЕНА-УПАНИШАДЫ Кена-упанишада примыкает к Самаведе.
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ 1 Обучи меня, почтенный, 150
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА Перевод А.Я.СыркинаМ., 1992 РАЗДЕЛ МАДХУ
  • ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧХАНДОГЬЯ УПАНИШАДА Перевод А.Я.СыркинаМ., 1992ПЕРВАЯ ЧАСТЬВТОРАЯ ЧАСТЬТРЕТЬЯ
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ Раздел Мадху ПЕРВАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Ом
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ВТОРАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Жил в былые
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ Раздел Яджнявалкьи ТРЕТЬЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Джанака,
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Джанака, царь Видехи,
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ Дополнительный Раздел ПЯТАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА То
  • БРИХАДАРАНЬЯКА УПАНИШАДА в переводе А. Сыркина | ОГЛАВЛЕHИЕ ШЕСТАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ БРАХМАНА Поистине, кто знает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь