Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРОГРАММА PRH ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ



В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР"

- Оглавление -




ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРОГРАММА "PRH"

ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОГРАММЫ PRH

Основатель программы PRH Андре Роше родился 16 марта 1921 года в маленькой деревушке Мулен на западе Франции. Его отец был сыном фермера, а мать – дочерью лавочника. Вскоре после рождения Андре родители перебрались в соседний городок Шоле, население которого в ту пору составляло около 15.000 жителей. Отец устроился на фабрику, а мать держала небольшую забегаловку в рабочем районе. Андре посещает приходскую школу, и в 11 лет решает сам стать учителем, "чтобы рассказывать маленьким детям о Боге". [14] Для этого он поступает в педагогический интернат. "В 14 лет я начал сознавать положение рабочего класса... – пишет Роше. – Мне хотелось изменить мир. Впрочем, это были не более чем смутные юношеские мечты... Единственным инструментом перемен, который имелся в моем распоряжении, была молитва ". [там же] Он проходит юниорат – двухгодичный курс обучения, необходимый для принятия духовного сана, а в 15 лет присоединяется к братству св. Габриэля. В 1938 году он становится учителем младших классов; в этот период Андре открывает для себя социальную доктрину католической Церкви и глубоко проникается ее идеями. Три года спустя, в 1941 году его направляют на учебу для получения степени бакалавра.

После отбытия принудительной трудовой повинности в Германии (1943-45) Роше твердо решает посвятить себя религиозной жизни. Но устав Братства габриэлитов не позволяет принимать в свои ряды священников; Андре смиряется с этим и возвращается к преподавательской деятельности, на сей раз в качестве учителя средних и старших классов. Он отмечает, что чем старше ученики, тем интереснее ему с ними работать, и что воспитательный процесс привлекает его в гораздо большей степени, нежели преподавание как таковое. В это время он знакомится с литературой по "активным методам обучения" и начинает внедрять их в свою педагогическую практику. Работая с подростками и молодыми людьми, он задается в 1947-48 годах вопросом, ответ на который находит лишь 20 лет спустя: что нужно задействовать в человеке, чтобы стимулировать естественные механизмы его психологического роста и помочь тем самым восстановлению гармонии личности, порушенной в процессе стихийной социализации?

В 1948 году Андре Роше назначают директором начальной школы в Сабль-д'Олон. Благодаря участию во встречах с учителями и родителями он понимает, что воспитательная работа со взрослыми привлекает его больше, чем работа с подростками. Андре начинает тяготиться своим статусом светского учителя. "Я был не в состоянии соприкасаться с жизнью других людей во всей ее полноте. Я был не в состоянии соприкасаться с их глубинной сутью, которую называю теперь существом человека ". [14] В нем с новой силой пробуждается былое стремление стать священником. В 1952 году он оставляет габриэлитов и поступает в Парижскую духовную семинарию.

После шести лет обучения в семинарии, Андре Роше рукополагают и отправляют еще на два года учиться в иезуитский Институт общественных наук (Париж). В отличие от семинарии, где основными дисциплинами были философия и теология, в институте преподается гораздо более широкий круг предметов: экономика, социология, социальная психология, политические науки, право, социальная доктрина Церкви, международные отношения и т.п. Роше, по его словам, "очарован" психологией. Он защищает диссертацию на тему "Воспитание взрослых людей".

После завершения учебы в 1960 году его назначают дьяконом пригородного прихода в Пуатье, где ему в течение двух лет приходится преподавать детям урок закона Божьего. Но в конце концов его освобождают от службы в приходе и вменяют в обязанность работу с общественностью на епархиальном уровне. В 1962 году он организует в Пуатье "Центр социальных исследований и общественных мероприятий" и начинает проводить двухдневные (а начиная с 1964 года – шестидневные) семинары по социальной психологии, социальной доктрине Церкви, экономике, политике и международным отношениям. В них принимают участие священники, студенты-педагоги, социальные работники, сотрудники различных католических организаций, монахи и монахини, простые прихожане. Эти семинары, построенные на приемах активного вовлечения учащихся в освоение предмета, пользуются неизменным успехом и весть о них "распространяется, подобно лесному пожару". В 1964 году Роше присоединяется к педагогической организации "Culture et Promotion" и быстро становится ее региональным директором.

1966 год стал поворотным. "С этого времени, – пишет Роше, – мои исследования приобрели черты, характерные для программы PRH... Педагогическая деятельность все чаще и чаще обращала меня к вопросам, связанным с человеческой личностью. Было такое впечатление, будто я захвачен неким водоворотом, который затягивает меня к центру – к теме личности человека и его развития". [14] Великий вопрос о том, что нужно задействовать в человеке, дабы стимулировать механизмы его роста, оставался безответным. К нему добавился еще один вопрос: что в личности личное? Обучаясь в Париже, Роше осознал, до какой степени люди социализированные существа, и пытался теперь разработать схему, на которой были бы наглядно представлены две составляющие личности: личное и социализированное. В ходе поиска ответов на эти вопросы ему встретилась книга Карла Роджерса "On Becoming a Person" ("О становлении личностью").

"Это было подобно вспышке молнии. Я увидел свой путь. Я получил ответ, по крайней мере начало ответа на свои вопросы. Это был тот необходимый толчок, который дал начало моему движению. Мне запали в душу четыре вещи:

  • высказывание Роджерса о положительном характере глубинного ядра природы человека,
  • его утверждение о том, что мы можем доверять своей интуиции,
  • его разграничение интеллектуального и опытного познания (интеллекта и переживания),
  • его метод психологической помощи.

Ответ на мои вопросы был таким:

  • Для восстановления порушенной естественной гармонии необходимо задействовать именно это глубинное положительное ядро личности.
  • Чтобы стать собой, нужно доверять своей интуиции.
  • Разграничение между интеллектуальным познанием и опытным познанием-переживанием помогло мне создать свою схему личности.
  • Помогать людям нужно именно так, как я это делал". [14]

В том же году произошло еще одно важное событие: Роше пересматривает применявшиеся им ранее методы проведения семинаров. Будучи в прошлом учителем и студентом, привыкшим к лекционным формам работы, он, естественно, начинал свою семинарскую деятельность с усовершенствования этих форм. "Я избегал отвлеченного изложения материала и иллюстрировал его примерами из жизни. Я словно вводил своих слушателей в область, которую им следовало рассмотреть. Для этого я как можно более доходчиво ее описывал. Но в связи с изучением различных сфер личности начал вырисовываться другой подход, названный впоследствии "направляемым самоанализом". Я сосредотачивался на выделении моментов, которые слушателям надлежало пристальнее рассмотреть самостоятельно". [2] Вычленение этой новой процедуры привело впоследствии к полному пересмотру порядка проведения семинаров. "Отныне все семинары, – пишет Роше в 1970-м году, – преследуют одну и ту же цель: самопознание". [там же]

Кроме того, в конце 60-х он расширяет свои исследования закономерностей развития личности. "Я занимался самонаблюдением, а также вслушивался в опыт других людей, которым они делились со мной во время семинаров и консультаций. Все это оседало во мне, самоорганизуясь в ходе какого-то таинственного алхимического процесса, и появляясь затем на поверхности в форме связного целого, которое я представлял на суд публики... Проводя эти исследования, я шел своим путем, который со временем стал непохож на пути, описанные в известных мне книгах мастеров психологии. Припоминаю в этой связи, как испытал минутное колебание, осознав, что отхожу от Роджерса. Я решил идти дальше, продолжая свой путь и углубляясь в области, которые он не исследовал. В тот период я редко читал психологическую литературу, отчасти из-за недостатка времени, но отчасти также и из-за отсутствия к тому предрасположенности. Теперь я сознаю, что мне нужно было выработать свою собственную объяснительную систему, будучи при этом свободным от каких бы то ни было мнений и принимая в расчет лишь реалии, с которыми я имел дело". [14] К 1969 он собрал достаточно материала, чтобы оформить его в шестидневный семинар под названием "Личность" – первый прототип будущих учебных курсов PRH.

Но, хотя фундамент программы PRH был фактически заложен, для создания ее не хватало еще одного существенного элемента. Несмотря на все упомянутые выше совершенствования, сам Роше не в состоянии был удовлетворить растущую потребность публики в своих семинарах, – а начиная с 1967 года его просят проводить их уже не только во Франции, но и в Канаде. Ему приходит идея подготовить людей, которые бы могли сами проводить такие семинары. Он разрабатывает критерии отбора кандидатов и бросает клич, на который тут же откликается сорок шесть человек, изъявивших желание получить надлежащую подготовку. В сентябре 1967 года в Пуатье проводится первый тренинг для ведущих, после которого восемнадцать из сорока шести кандидатов действительно начинают проводить семинары. На следующий год аналогичный тренинг проходит еще около сорока человек, а с участниками первого тренинга Роше проводит курс по повышению квалификации. Таким образом, с появлением группы лиц, профессионально вовлеченных в семинарскую деятельность, создаются все необходимые предпосылки для оформления программы PRH.

К 1969-му году число ведущих умножается, и Роше решает организовать совместную встречу для обмена опытом. Она состоялась в Ла-Юбле возле Рена. "В течение года я вынашивал идею создания ассоциации. Это облегчило бы координацию наших усилий и управление порожденным ими движением. Так что в сентябре 1970 года мы, всего двадцать семь человек, встретились и основали некоммерческое общественное объединение. Я был избран его президентом". [2] В официальный правительственный бюллетень Ассоциация PRH попала 4 апреля 1971 года. Андре Роше к тому времени исполнилось 50 лет; собственно программа PRH в том виде, в каком она существует сегодня, была создана им в течение последующих 19 лет жизни. Умер Роше 20 июня 1990 года.





<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека
Просмотров: 487
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • А. Роше. КТО Я? | ВОСЕМЬ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ УЧЕБНОГО КУРСА Когда речь заходит
  • А. Роше. КТО Я? | Я Я Мы можем рассмотреть деятельность я с
  • А. Роше. КТО Я? | ПЕРЕЖИВАЛКА ПЕРЕЖИВАЛКА Следующие три сравнения могут помочь нам
  • А. Роше. КТО Я? | ОБМЕН ОПЫТОМ САМОИССЛЕДОВАНИЯ Методика раскрытия себя для себя,
  • А. Роше. КТО Я? | ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД САМОИССЛЕДОВАНИЕМ Различные направления самоисследования НСИ
  • А. Роше. КТО Я? | СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Свободное время
  • А. Роше. КТО Я? | АКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ ЗАМЕТОК О НАБЛЮДЕНИЯХ В раздаваемых участникам
  • А. Роше. КТО Я? | ВРЕМЯ, ПОСВЯЩАЕМОЕ СУЩЕСТВУ В ходе многих учебных курсов
  • А. Роше. КТО Я? | ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО КУРСА Заключительное подведение итогов на
  • А. Роше. КТО Я? | КТО Я ЦЕЛИ Первоочередная цель настоящего учебного курса
  • А. Роше. КТО Я? | ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБОТА Вы прошли этот учебный курс с
  • А. Роше. КТО Я? | ИДЕАЛ У каждого из нас имеется некий образ
  • А. Роше. КТО Я? | ОБЩЕЕ ПРЕДИСЛОВИЕ К ЗАМЕТКАМ О НАБЛЮДЕНИЯХ Я хотел
  • А. Роше. КТО Я? | СХЕМА КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ЛИЧНОСТИ В настоящей заметке я
  • А. Роше. КТО Я? | ОБРАЗ СЕБЯ У каждого из нас имеется более-менее
  • А. Роше. КТО Я? | ДРУГИЕ Другие играют важнейшую роль в формировании нашейличности.
  • А. Роше. КТО Я? | СУЩЕСТВО СОДЕРЖАНИЕСущество человека как главный ключевой центр личности1.1.
  • Дж. Кришнамурти. БЕСЕДЫ 1930 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ БЕСЕДЫ В АДЬЯРЕ У большинства людей главное
  • Дж. Кришнамурти. БЕСЕДЫ 1930 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛАГЕРЬ В ОХАЕ Воскресенье 25-го маяОтносительно меня
  • Дж. Кришнамурти. БЕСЕДЫ 1930 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛАГЕРЬ В ОХАЕ продолжение Определите, пожалуйста, разницу
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ Первая Рукопись 21 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА I Заработная
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ XXXIX 10 Предисловие В Deutsch-Franzoumlsische Jahrbuumlcher я
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | Примечания
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРИБЫЛЬ НА КАПИТАЛ В оригинале эта категория
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА I Право земельных собственников ведет
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ ОТЧУЖДЕННЫЙ ТРУД XXII Мы исходили из предпосылок
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ КРИТИКА ГЕГЕЛЕВСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ И ФИЛОСОФИИ ВООБЩЕ XI
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ ДЕНЬГИ XLI Если ощущения человека, его страсти
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ Вторая Рукопись ОТНОШЕНИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ........ XL
  • К. Маркс. ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОТРЕБНОСТИ, ПРОИЗВОДСТВО И РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА XIV 7



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь