Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 А. Роше. КТО Я? | СХЕМА КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ЛИЧНОСТИ В настоящей заметке я



А. Роше. КТО Я?

- Оглавление -



СХЕМА КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ЛИЧНОСТИ

В настоящей заметке я опишу вкратце ряд ключевых центров личности. Затем я рассмотрю, что составляет ее окружающую среду. Все это я изображу в форме графической схемы, а в конце отвечу на задаваемый иногда вопрос: "Как насчет бессознательного?"



  1. ПЯТЬ КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ЛИЧНОСТИ

    Наблюдая за своим ростом и развитием, каждый человек может обнаружить в себе пять реалий, которые не зависят от его воли, сознания и мышления, и выполняют роль ключевых центров личности, определяющих его поведение.

    1.1. Существо

      1.1.1. Существо человека, его суть представляет собой безусловно положительное начало, которое можно ощущать в самой глубине своей души.

      На этом уровне человек может осознать:

      • свои определяющие черты, то есть личные качества, которые делают его таким, каков он есть,

      • свое сущностное направление деятельности, то есть дело, для которого он создан,

      • свои сущностные связи, то есть лиц, с которыми он глубоко связан общим сущностным направлением деятельности,

      • свою открытость чему-то большему, нежели он сам, некоему бесконечно превосходящему его Абсолюту, который пребывает за пределами и в то же время в самом сердце его существа. Люди называют это Запредельное по-разному, в зависимости от принятого ими мировоззрения: Любовью, Справедливостью, Истиной, Совестью, Богом.

      1.1.2. В существе человека можно выделить три сферы:

      • Твердь существа. Она образуется исходящими из существа твердыми и устойчивыми убеждениями относительно определяющих черт моей личности, моего сущностного направления деятельности и моих сущностных связей.

        Это самая стойкая, непоколебимая часть личности.

        Кроме того, на этом уровне можно уловить ощущение, которое открывает меня возможным личным отношениям с Запредельным.

      • Глубинную сферу. Это область переживалки, озаренная существом, – область тишины и покоя.

      • Еще не проявившееся существо. В нем заключены все неотъемлемо присущие мне возможности, которые однажды могут быть воплощены в действительность.

      1.1.3. Еще не проявившееся существо изображено на схеме (см. ниже) в форме усеченного конуса. Чем больше оно проявляется, тем шире становится торцевая площадка (твердь существа), и тем сильнее оно озаряет переживалку.

      1.1.4. Мое существо преисполнено жизненной силы, проникнуто самодвижением жизни, которое побуждает меня постепенно становиться самим собой, то есть осуществлять заключенные во мне возможности, являть себя миру такими, каков я есть в своем существе. На схеме личности это самодвижение изображено в форме стрелы, обращенной вверх.

    1.2. "Я"

      Как психологическая реалия, "я" воспринимается на уровне головы. Деятельность "я" может быть рассмотрена с трех сторон: со стороны интеллекта, свободы и воли.

      • Интеллект анализирует, пытается понять, размышляет и рассуждает.
      • Свобода выбирает и принимает решения.
      • Воля мобилизует заключенные в теле силы на достижение целей, указанных свободой.

    1.3. Переживалка

      Переживалку можно сравнить с жидким проводником, заполняющим пространство между "я" и существом.

      Переживалка проводит сигналы, идущие от "я", от существа и от совести. Она проводит также сигналы, идущие от внешнего мира. Она проводит и свои собственные сигналы.

      Переживалка – не совершенный проводник. Испытанные в прошлом и запечатленные в ней страдания, страхи и тревоги искажают проходящие через нее сигналы.

    1.4. Тело

      Мое существо, "я" и переживалка связаны с телом. Тело, как биологический организм, живет по своим собственным законам. Его жизнедеятельность неизбежно отражается на моем существе, "я" и переживалке.

    1.5. Глубинная совесть ("Место сборки" личности)

      В самой глубине, в непосредственной близости от своего существа человек может обнаружить место, где ключевые центры личности сознаются все вместе, образуя одно целое. Я называю это место глубинной совестью или "местом сборки" личности в процессе ее развития.

      В этом месте человек может чувствовать, что для него хорошо, то есть хорошо одновременно

      • для его существа, поскольку оно стремится расти,
      • для его тела, поскольку силы его не безграничны,
      • для его переживалки, поскольку ей надлежит пережить возможные неприятные последствия принимаемого решения,
      • для его "я", поскольку ему требуется согласие со своими собственными принципами,
      • и для всей его личности в данной конкретной ситуации.


  2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ЛИЧНОСТИ

    Личность погружена в человеческую и материальную среду.

    2.1. Человеческая среда

      Человек не может развиваться без помощи других людей. Вот почему в схему развивающейся личности я включаю других.

      Другие люди могут помогать нам расти. Они могут также мешать нам расти. Во всяком случае, они неизбежно так или иначе на нас воздействуют, и мы не можем становиться собой вне взаимосвязи с другими людьми.

      Непосредственная семейная и социальная среда человека также влияет на его развитие – либо положительно, либо отрицательно.

    2.2. Материальная среда

      Поскольку у нас есть тело, и поскольку его функционирование отражается на нашем существе, "я", переживалке и, следовательно, на глубинной совести, постольку мы зависим от Вселенной, частью которой это тело является, – прежде всего от нашего непосредственного материального окружения, условий жизни, природной среды, перемен погоды и т.п.



  3. СХЕМА КЛЮЧЕВЫХ ЦЕНТРОВ ЛИЧНОСТИ

    Схема изображает личность психологически взрослого человека с хорошо проявившимся существом.

    Чем младше человек, тем меньше твердь его существа и тем слабее выражен ее рельеф.

    У ребенка проявлена лишь вершина конуса существа, но имеется очень сильное стремление к самопроявлению (стрела, обращенная вверх).

    Короче говоря,

    •   личность включает в себя существо, "я", переживалку, тело и глубинную совесть.
    •   личность включена в человеческую и материальную среду.

    Чтобы становиться самим собой, воплощать в жизнь возможности своего существа, разумно было бы принимать во внимание все перечисленные выше реалии, а окончательные решения сверять со своей глубинной совестью.

  4. КАК НАСЧЕТ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО?

    Иногда спрашивают: "А куда вы помещаете бессознательное?" Мой ответ таков: бессознательное есть на всех уровнях личности.

      4.1. Бессознательное есть на уровне нашего существа. Прежде всего не вызывает сомнений, что многие люди не сознают своего существа, своей сути, – того места в своем внутреннем мире, где они могли бы обнаружить совокупность определяющих черт своей личности, свое сущностное направление деятельности и свои сущностные связи с другими людьми.

      Но даже если мы сознаем глубинную сферу своей личности и твердь своего существа, остается область еще не проявившегося существа. Если мы посмотрим, какими были пять, десять, двадцать лет назад, то увидим, что некоторые стороны нашего существа были нам совершенно неизвестны. Следовательно, на уровне нашего существа есть бессознательное. И, похоже, его содержание неисчерпаемо.

      4.2. Бессознательное есть на уровне нашего "я". Так, нередко мы не сознаем норм и правил, которыми руководствуемся в своей жизни, и которые служат основой для принимаемых нами решений.

      4.3. Бессознательное есть на уровне нашей переживалки. Опыт показывает, что по мере развития человека из тумана забвения проступают психологические травмы, полученные им в детском возрасте. Эти травмы, невыносимые в свое время для еще не окрепшего существа, вытеснялись в бессознательное рефлексами выживания.

      4.4. Бессознательное есть на уровне нашего тела. Мы не сознаем очень многое из того, что происходит у нас в теле.

      4.5. Нередко мы не сознаем своей глубинной совести, скрытой в бессознательном. Нередко критерием хорошего и плохого для нас становятся нормы, выработанные нашим "я" или заимствованные у других людей.

    Разумеется, бессознательное на всех этих уровнях не пребывает в бездействии. Поэтому мы подчас не сознаем движущих нами мотивов.

    Одна из целей учебной программы ДАР в том и состоит, чтобы помочь людям расширить границы своего сознавания, – помочь им тем самым еще больше овладеть собой и обрести возможность править своей жизнью в свете сознания.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 759
Категория: Библиотека » Популярная психология


Другие новости по теме:

  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие переводчика к первому изданию НЕСКОЛЬКО СЛОВ
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение Отрывок из Reden gehalten in naturwissenchaftliehen
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ СХЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА С ОККУЛЬТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ IV Доколе отождествляли нашу душу с частью
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ III Взаимоотношение двух лиц нашего субъекта отличается
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ II Возвратимся к прерванному нами изложению. Участиеорганизующего
  • К. Дюпрель. ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗАГАДОЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА Насколько загадочно человеческое существо
  • К. Рождерс. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ | ПОЛОЖЕНИЯ Каждый индивид существует в постоянноизменяющемся мире переживаний,
  • К. Рождерс. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ | СХЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ Некоторые из приведенных положений в частности,
  • К. Рождерс. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ | Библиография Angyal, A. Foundations for a Science of
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 13. СТИМУЛ-РЕАКТИВНАЯ ТЕОРИЯ Здесь мы представим наиболее изящную,
  • Д. Деннетт. УСЛОВИЯ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЧНОСТИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Даниель Деннетт УСЛОВИЯ ПРИСУТСТВИЯ ЛИЧНОСТИ Логос №2
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Типичные исследования. Методы исследования Миллер и Доллард сделали
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 14. ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ СКИННЕРА В начале этого
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 12. ФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ КЭТТЕЛЛА В данной главе мы
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 2 ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО Ортодоксальная психоаналитическая теория
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 11. КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ШЕЛДОНА Для человека с улицы
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 10. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОЛПОРТА Три десятилетия назад лучшие
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 9. ТЕОРИЯ ПОЛЯ КУРТА ЛЕВИНА Старшие науки 150
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 8. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В годы, последовавшие сразу за
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 7. ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА ЧЕЛОВЕКЕ ТЕОРИЯ РОДЖЕРСА Строго говоря,
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Послесловие Последний раздел книги, посвященный восьмому этапу жизничеловека,
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 8 СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА У ВЗРОСЛЫХ Опыт первых
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 7 ПРЕПУБЕРТАТНЫЙ ПЕРИОД И ЮНОСТЬ Если в
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 6 ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД От пяти лет до
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 5 ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ К
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 4 ПЕРИОД ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ТРЕХ
  • Г. Блюм. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | Глава 3 ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ После рождения начинается
  • К. С. Холл, Г. Линдсей. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | 6. ОРГАНИЗМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ С тех пор, как Декарт
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ | РЕЗЮМЕ Альфред Адлер и Карл Густав Юнг, два



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь