У каждого из нас имеется более-менее осознанное
представление о себе. Этот "образ себя" отражается на нашей
жизни.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ОБРАЗ СЕБЯ?
Материал для образа себя черпается из нескольких
источников:
из представлений других людей о нас,
из наших собственных потребностей и амбиций,
из опыта самонаблюдения.
1.1. Из представлений других людей
Мы начали узнавать, кто мы, через посредство наших
родителей и воспитателей. Мы судили о себе по их
высказываниям и ожиданиям, по их отношению к нам и по тем
оценкам, которые они нам давали.
Пожалуй, даже сейчас мы склонны видеть себя глазами
других.
1.2. Из наших собственных потребностей и амбиций
Из нашей потребности в признании, потребности в
понимании, любви, потребности быть принятым своим окружением.
Из нашего желания "выглядеть" определенным
образом в глазах других. Это желание может стать истоком
того образа себя, который мы со временем создаем.
Когда такие желания и потребности в нас сильны и даже
неодолимы, возникает все возрастающий разрыв между
нашей "маской", то есть образом себя, который
мы хотим создать в глазах окружающих,
и тем, кем мы есть по существу, на самом деле.
1.3. Из опыта самонаблюдения
Наши поступки показывают, на что мы способны,
и тем самым говорят нам, кто мы.
Непосредственное наблюдение своего внутреннего
мира также позволяет нам узнать, кто мы.
Итак, образ себя формируется из нескольких источников.
Они более или менее гармонично сочетаются друг с другом и
могут долгое время сосуществовать в ходе развития личности.
ТРИ РАЗНОВИДНОСТИ ОБРАЗА СЕБЯ
Мы выявили три разновидности образа себя: отрицательный
образ, завышенный или идеализированный образ, а также
реалистичный образ себя.
2.1. Отрицательный образ себя
2.1.1. Отличительные признаки
Люди с отрицательным образом себя видят себя в
отрицательном свете. Признавая наличие в себе каких-либо
положительных черт, они тут же добавляют большое "но",
которое нейтрализует и сводит на нет этот положительный
признак. Их внимание сосредоточено главным образом на их
ограничениях и недостатках, а достоинств своих они не
замечают. Нередко они считают, что в глазах окружающих
выглядят ничтожеством.
2.1.2. Происхождение
Нередко отрицательный образ себя восходит к детскому
возрасту. Он возникает в результате сравнения с братом или
сестрой, либо создается взыскательными родителями или
учителями, которые возлагают на ребенка большие надежды и
особо подчеркивают его промахи и неудачи.
Отрицательный образ себя может возникнуть также в
результате неудачи или ряда неудач, постигших человека в
более зрелом возрасте. В нем зарождается неуверенность в
себе.
Отрицательный образ себя строится на отрицательных
сторонах и недостатках личности.
2.1.3. Последствия
Людям с отрицательным образом себя недостает уверенности
в себе, поскольку они не находят в себе никакой опоры.
Несмотря на это, они могут достигать успеха в своих
начинаниях, однако не видят в том своей заслуги. Они
говорят, что им повезло, что им помогли другие и т.п.
Они никогда не удивляются собственным неудачам,
ограничениям или ошибкам; они словно ожидают чего-то
подобного. Это подкрепляет их отрицательный образ себя,
из чего, впрочем, не следует, что они принимают
случившееся.
2.1.4. Как способствовать повышению реалистичности
образа себя?
Это может показаться странным, но человек сперва должен
согласиться с тем, что он страдает отрицательным образом себя.
Однако он в то же время должен быть открыт для
изменений, то есть готов признать, что он, возможно,
представляет собой нечто иное. Будучи открыт, он сможет
начать обращать внимание на свои успехи и на положительную
обратную связь, получаемую от других людей.
Ему следует также изучить свое прошлое, чтобы обнаружить
первопричину отрицательного образа себя и
проследить, как этот образ развивался с годами. Весьма
полезным может оказаться также обсуждение этого образа с
другими людьми.
Отрицательный образ себя будет убывать по мере
развития существа, проявляющегося из бессознательного.
Тенденция к самоотрицанию и самоуничижению не исчезнет, но
человек сможет быстро распознавать ее и высвобождаться от
ее хватки.
2.2. Завышенный образ себя
Люди с таким образом себя склонны завышать свои
положительные черты.
2.2.1. Две разновидности завышенного образа себя
Некоторые люди завышают свои положительные черты,
чтобы оградить себя от неодобрения других. Демонстрируя
себя окружающим в радужном свете, сами они видят свои
светлые и темные стороны. Они пытаются защитить себя, а
окружающим кажется, что они себя переоценивают.
За подобной "переоценкой" скрывается глубокая
неуверенность в себе, обусловленная более или менее
осознанным болезненным опытом прошлого.
Обратите внимание, на самом деле образ себя у
таких людей не завышен. Их знакомые считают их чересчур
высокого о себе мнения, поскольку они производят такое
впечатление.
Люди с подлинно завышенным образом себя
действительно высокого о себе мнения и желают, чтобы
его разделяли другие. Они строят свою жизнь на
стяжании социального успеха как предельного смысла
существования.
2.2.2. Происхождение подлинно завышенного образа
себя
В семьях, где особое значение придается успеху в
обществе, детей оценивают прежде всего по этому критерию.
Родители носятся с их школьными и общественными
"достижениями". В центре внимания находится не столько
их существо, сколько их внешние проявления.
Семейное влияние сочетается с системой образования и
общественным укладом, где высоко ценятся интеллектуальные
достижения (культ дипломов) и социальный успех (культ
карьеры, связей, высоких постов и т.п.).
Попадая в эту систему еще в детском возрасте, человек
строит свои представления о себе главным образом на
основе своих успехов, признанных в качестве таковых другими
людьми.
2.2.3. Отличительные признаки подлинно завышенного
образа себя
Глубинная бессознательная неуверенность в
себе, обусловленная непроявленностью существа. Людям,
которые не сознают своего существа, не на что внутренне
опереться в своем существовании и развитии.
Социальный успех служит компенсацией этой
неуверенности в себе, посему их жажда успеха неутолима.
Если бы не успех, все бы рухнуло. Поэтому одаренные и не
знающие неудач люди могут всю свою жизнь провести в погоне
за успехом.
Сталкиваясь с неудачей, они отскакивают.
Сталкиваясь с крупной неудачей, они разваливаются,
впадают в депрессию и т.п.
Их межличностные отношения дисгармоничны:
Они презирают слабых, не преуспевших.
Они очень зависимы от тех, чье мнение считают значимым
для собственной самооценки.
Будучи не уверены в себе, они не переносят сомнений и
возражений со стороны других. Каждый, кто пытается с ними
спорить, сталкивается с насмешкой, презрением,
высокомерием, самовыгораживанием и самодовольством.
Люди с завышенным образом себя признают некоторые
свои отрицательные качества или ошибки, но не потому,
что у них действительно имеются таковые, а по той причине,
что жаловаться на себя в правилах "хорошего тона".
Изысканным манерам и хорошему тону такие люди придают
большое значение.
2.2.4. Как способствовать повышению реалистичности
образа себя?
Для начала данную разновидность образа себя необходимо
выявить. Это не всегда легко.
Нужно соприкоснуться с новой системой ценностей,
где существу человека придается большее значение, нежели
его внешним проявлениям.
Жить согласно своему существу вот
единственный путь, на котором можно избавиться от
завышенного образа себя. При этом может сохраниться
склонность впадать в него при определенных обстоятельствах.
Сталкиваясь с неудачей, человеку нужно удерживаться от
желания любой ценой "отскочить" от нее. Необходимо обрести
опору в своем собственном существе и серьезно анализировать
свой вклад в случившееся, а не пытаться всеми возможными
средствами вернуть себе уважение окружающих.
2.3. Реалистичный образ себя отражает реальную
личность человека
Как отрицательный, так и завышенный образ себя построен
на представлениях о нас других людей. Реалистичный образ
себя, начиная с детского возраста, строится главным
образом на том, что мы представляем собой в
действительности.
2.3.1. Отличительные признаки такого образа себя
Люди с реалистичным образом себя воспринимают себя как
цельную личность, которой присущи как положительные, так
и отрицательные стороны.
Они не испытывают никаких сложностей с признанием
своих достоинств или ограничений, когда другие люди им
на них указывают.
Положительные высказывания на свой счет они
воспринимают спокойно и без эйфории. Отрицательные
высказывания не вызывают у них ощущения собственной
никчемности и не служат поводом для сомнений в себе.
Их представлениям о себе не свойственна косность или
неизменность. По мере продвижения по пути роста, их
образ себя меняется и развивается, поскольку они
могут включать в него новые элементы, сознавая их появление.
Сталкиваясь с критикой и упреками, такие люди способны
на здоровое и спокойное сомнение в собственной
непогрешимости. Они не пытаются во что бы то ни стало
оправдать себя. В то же время они способны внутренне
отстраниться от своих поступков и установок, чтобы
рассмотреть и оценить их.
2.4. Как способствовать повышению реалистичности
образа себя других людей?
Вот некоторые указания:
2.4.1. Общие правила
Призывая людей измениться, мы нисколько их не меняем.
Сначала нужно попытаться понять их и принять такими,
какими они есть.
Они встанут на путь выздоровления, взглянув правде в
глаза. А взглянуть правде в глаза могут лишь они сами.
2.4.2. Лица с отрицательным образом себя
Если мы хотим помочь таким людям, то должны слушать их,
принимать их, подвергать сомнению то, что они говорят о
себе, и пробуждать в них сознание положительных черт
собственной личности, способствуя формированию полного
образа себя.
2.4.3. Лица с отрицательным образом себя
Нецелесообразно всякий раз заниматься восстановлением их
морального состояния в случаях, когда они терпят неудачу.
Нужно помочь им обнаружить необходимую опору в самих себе,
а также помочь им взглянуть на прожитую жизнь и выяснить,
почему они придают такое значение внешним проявлениям и
успеху в обществе.
ОБРАЗ СЕБЯ ПОРОЖДАЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
3.1. Во многих случаях мы действуем исходя из
наличных представлений о себе
Тот, кто считает себя ленивым, ленится. Тот, кто
считает себя несчастливым, не осмеливается поверить в свое
счастье даже тогда, когда оно к нему приходит. Он даже
пытается ему воспрепятствовать.
Тот, кто себя переоценивает, берется за дела,
выполнить которые не в состоянии.
Тот, кто смотрит на себя реалистично, согласен быть
самим собой и только самим собой не больше и не
меньше.
3.2. Значение для воспитания
Опасно твердить детям об их отрицательных проявлениях,
пытаясь исправить последние, особенно, если это делается
часто. Говоря им, что они лентяи, врунишки, что они
неуклюжи и т.п., мы создаем у них соответствующий образ
себя. И этот образ будет понуждать их лениться, сомневаться
во всем ими сказанном, и становиться еще более неуклюжими.
Постоянное подчеркивание отрицательных проявлений
огорчает и расстраивает даже взрослых и может отрицательно
сказываться на их поведении.
Столь же опасно подчеркивать внешние проявления ребенка
и успех, произведенный им на окружающих. Кроме всего
прочего это ведет человека к отчуждению от самого себя и
оставляет его на милость одобрения других.
Напротив, рассматривая человека в положительном свете
(при условии, что положительное не выдумано), мы
придаем ему сил, повышаем его устойчивость и уверенность в
себе
Нам суждено быть такими, какими мы есть в глубине
души. Вот что должно поощряться и поддерживаться.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.