Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. Роше. КТО Я?ОБРАЗ СЕБЯ У каждого из нас имеется более-менее осознанное представление о себе. Этот "образ себя" отражается на нашей жизни.
Материал для образа себя черпается из нескольких источников: 1.1. Из представлений других людей Мы начали узнавать, кто мы, через посредство наших родителей и воспитателей. Мы судили о себе по их высказываниям и ожиданиям, по их отношению к нам и по тем оценкам, которые они нам давали. Пожалуй, даже сейчас мы склонны видеть себя глазами других. 1.2. Из наших собственных потребностей и амбиций 1.3. Из опыта самонаблюдения Итак, образ себя формируется из нескольких источников.
Они более или менее гармонично сочетаются друг с другом и
могут долгое время сосуществовать в ходе развития личности.
Мы выявили три разновидности образа себя: отрицательный образ, завышенный или идеализированный образ, а также реалистичный образ себя. 2.1. Отрицательный образ себя 2.1.1. Отличительные признаки Люди с отрицательным образом себя видят себя в отрицательном свете. Признавая наличие в себе каких-либо положительных черт, они тут же добавляют большое "но", которое нейтрализует и сводит на нет этот положительный признак. Их внимание сосредоточено главным образом на их ограничениях и недостатках, а достоинств своих они не замечают. Нередко они считают, что в глазах окружающих выглядят ничтожеством. 2.1.2. Происхождение Нередко отрицательный образ себя восходит к детскому возрасту. Он возникает в результате сравнения с братом или сестрой, либо создается взыскательными родителями или учителями, которые возлагают на ребенка большие надежды и особо подчеркивают его промахи и неудачи. Отрицательный образ себя может возникнуть также в результате неудачи или ряда неудач, постигших человека в более зрелом возрасте. В нем зарождается неуверенность в себе. Отрицательный образ себя строится на отрицательных сторонах и недостатках личности. 2.1.3. Последствия Людям с отрицательным образом себя недостает уверенности в себе, поскольку они не находят в себе никакой опоры. Несмотря на это, они могут достигать успеха в своих начинаниях, однако не видят в том своей заслуги. Они говорят, что им повезло, что им помогли другие и т.п. Они никогда не удивляются собственным неудачам, ограничениям или ошибкам; они словно ожидают чего-то подобного. Это подкрепляет их отрицательный образ себя, из чего, впрочем, не следует, что они принимают случившееся. 2.1.4. Как способствовать повышению реалистичности образа себя? Это может показаться странным, но человек сперва должен согласиться с тем, что он страдает отрицательным образом себя. Однако он в то же время должен быть открыт для изменений, то есть готов признать, что он, возможно, представляет собой нечто иное. Будучи открыт, он сможет начать обращать внимание на свои успехи и на положительную обратную связь, получаемую от других людей. Ему следует также изучить свое прошлое, чтобы обнаружить первопричину отрицательного образа себя и проследить, как этот образ развивался с годами. Весьма полезным может оказаться также обсуждение этого образа с другими людьми. Отрицательный образ себя будет убывать по мере развития существа, проявляющегося из бессознательного. Тенденция к самоотрицанию и самоуничижению не исчезнет, но человек сможет быстро распознавать ее и высвобождаться от ее хватки. 2.2. Завышенный образ себя Люди с таким образом себя склонны завышать свои положительные черты. 2.2.1. Две разновидности завышенного образа себя 2.2.2. Происхождение подлинно завышенного образа себя 2.2.3. Отличительные признаки подлинно завышенного образа себя 2.2.4. Как способствовать повышению реалистичности образа себя? 2.3. Реалистичный образ себя отражает реальную личность человека Как отрицательный, так и завышенный образ себя построен на представлениях о нас других людей. Реалистичный образ себя, начиная с детского возраста, строится главным образом на том, что мы представляем собой в действительности. 2.3.1. Отличительные признаки такого образа себя 2.4. Как способствовать повышению реалистичности образа себя других людей? Вот некоторые указания: 2.4.1. Общие правила 2.4.2. Лица с отрицательным образом себя Если мы хотим помочь таким людям, то должны слушать их, принимать их, подвергать сомнению то, что они говорят о себе, и пробуждать в них сознание положительных черт собственной личности, способствуя формированию полного образа себя. 2.4.3. Лица с отрицательным образом себя Нецелесообразно всякий раз заниматься восстановлением их морального состояния в случаях, когда они терпят неудачу. Нужно помочь им обнаружить необходимую опору в самих себе, а также помочь им взглянуть на прожитую жизнь и выяснить, почему они придают такое значение внешним проявлениям и успеху в обществе. 3.1. Во многих случаях мы действуем исходя из наличных представлений о себе 3.2. Значение для воспитания Опасно твердить детям об их отрицательных проявлениях, пытаясь исправить последние, особенно, если это делается часто. Говоря им, что они лентяи, врунишки, что они неуклюжи и т.п., мы создаем у них соответствующий образ себя. И этот образ будет понуждать их лениться, сомневаться во всем ими сказанном, и становиться еще более неуклюжими. Постоянное подчеркивание отрицательных проявлений огорчает и расстраивает даже взрослых и может отрицательно сказываться на их поведении. Столь же опасно подчеркивать внешние проявления ребенка и успех, произведенный им на окружающих. Кроме всего прочего это ведет человека к отчуждению от самого себя и оставляет его на милость одобрения других. Напротив, рассматривая человека в положительном свете (при условии, что положительное не выдумано), мы придаем ему сил, повышаем его устойчивость и уверенность в себе Нам суждено быть такими, какими мы есть в глубине души. Вот что должно поощряться и поддерживаться. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Популярная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|