Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. Роше. КТО Я?СУЩЕСТВО СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Из нашего существа проистекают определяющие черты
нашей личности
2.1. Проявление существа в течение жизни 2.2. Твердь существа, еще не проявившееся существо,
существо
Рассмотрим теперь каждый из этих пунктов.
Из нашего существа проистекают определяющие черты нашей личности, наше сущностное направление деятельности и наши сущностные связи с другими людьми. 1.1. Из нашего существа проистекают определяющие черты нашей личности 1.1.1. На начальных этапах становления моей учебной программы я называл эту психологическую реалию не "существом", а "внутренним я" человека, желая отличить его от внешнего, поверхностного я, которое является результатом полученного образования и усвоенных социальных норм. Я называл эту реалию "внутренним я", поскольку ее можно ощутить в сокровенных глубинах своей души. 1.1.2. Термин "внутреннее я" и теперь остается в силе, хотя я редко его использую. Я заменил его термином "существо", так как обнаружил, что, говоря о реалии, именуемой "внутренним я", люди обычно пользуются словами "моя суть", "мое существо". Суть, существо человека служит тем устойчивым фундаментом, на котором стоит вся его личность. 1.1.3. Из нашего существа проистекают определяющие черты нашей личности. Мы обнаруживаем в нем корни всех тех положительных качеств, которые присущи нашему сердцу, уму, деятельности и т.д. Этими качествами каждый из нас располагает в определенной мере, то есть способен проявлять их до какого-то предела: я не так умен, как А, не так добр, как Б, не так энергичен, как В. Разумеется, я могу расширить наличные пределы некоторых своих способностей, например, путем изучения или упражнения. Но существуют также врожденные пределы, попытка преодолеть которые была бы тщетной. Мои возможности не безграничны, и границы эти также относятся к числу определяющих черт моей личности. С моей стороны разумно было бы принять их. 1.1.4. Качества, свойственные моему существу, неравнозначны. Некоторые из них отличают меня в большей степени. Элементы личности, которые составляют мою суть, расположены в определенном порядке. Я неповторим, несмотря на то, что присущие мне качества могут быть обнаружены в любом человеке. Выявляя, в чем состоит моя неповторимость, и каков порядок присущих мне качеств, я могу определить свое место среди людей, занять это место и почувствовать, что я нужен и незаменим. 1.2. Из нашего существа проистекает наше сущностное направление деятельности 1.2.1. Врожденные качества моего существа, сколь бы ограниченными или недоразвитыми они не были, не позволяют мне чувствовать себя "скроенным" для чего угодно. Некоторые профессии, например, меня не привлекают. Я инстинктивно выбираю то, что мне больше подходит. Ясно, что эти предпочтения обусловлены врожденными качествами моего существа. Так, если мои интеллектуальные дарования недостаточны, я не стану заниматься углубленными научными исследованиями. Если я физически слаб, я не стану каменотесом. Но дело не только в этом. Создается впечатление, что я "скроен" по какой-то мерке, рассчитан на определенного рода деятельность. Некоторые лица испытывают сильную тягу к какой-то конкретной работе. В таких случаях говорится о призвании: призвании быть учителем, врачом, писателем, ученым, земледельцем и т.д. 1.2.2. Призвание к определенному роду занятий, которое я называю сущностным направлением деятельности, дает о себе знать уже в начале жизненного пути. Оно отражается на выборе образования, профессии, образа жизни. С годами вперед выходит "коренная лошадь", тут я использую сравнение с экипажем былых времен, запряженным несколькими лошадьми. Иными словами, первоначально человек чувствует, что способен преуспеть в разных, но одинаково интересных для него направлениях деятельности, так как обладает необходимыми для того качествами. Однако, поближе рассмотрев и поглубже изучив их, он убеждается, что не все интересные ему направления деятельности в равной мере совпадают с его сущностным устремлением, центральным устремлением его существа. Сущностное направление деятельности человека предопределяется его существом. У каждого из нас есть своя "коренная лошадь", по отношению к которой остальные, "пристяжные" формы деятельности должны занять надлежащее им место. Тогда к нам приходит чувство удовлетворенности, жизнь наполняется для нас смыслом, и мы приносим максимальную пользу обществу. 1.3. Из нашего существа проистекают наши сущностные связи с другими людьми 1.3.1. Не вызывает сомнений, что одни люди привлекают нас больше, чем другие. Они могут привлекать наши чувства красотой лица, пропорциями тела и тембром голоса. Они могут привлекать нас в интеллектуальном плане своей рассудительностью, живым умом или идеями. Они могут привлекать нас своей деятельностью. Так, мы можем испытывать привязанность к людям, с которыми боремся за общее дело. Нас может привлекать в людях и нечто более глубокое самое их существо. Я могу ощущать 1.3.2. Сущностные связи между людьми переживаются не только и не столько на уровне чувств, равно как и свидетельствуют не только и не столько о сходстве сущностных качеств. Ощущение сущностной связи между людьми является результатом их сходства и взаимодополнительности в плане сущностного направления деятельности. Два человека испытывают постоянное чувство близости и живой связи, потому что оба они, каждый на своем месте, действуют в одном направлении и дополняют друг друга. Они как бы существом своим ощущают, что принадлежат одному социальному "организму", который выполняет определенную задачу в рамках общества как целого. 1.3.3. Разумеется, чтобы осознать свою сущностную связь вовлеченные в нее лица должны обладать достаточно выраженным существом и ясно видеть сущностное направление своей деятельности. 1.4. Из нашего существа проистекает наша открытость Запредельному Когда существо человека обретает достаточно выраженные черты и он начинает обращать внимание на то, что переживается на этом уровне, он может ощутить свою открытость Запредельному, то есть чему-то большему, нежели он сам, в каком-то смысле бесконечному, и в то же время близкому, пребывающему в глубине его души. Глубины моего существа как бы открыты в некое иное измерение, измерение Абсолюта, который непрерывно питает и оживотворяет его, и в то же время бесконечно его превосходит. Люди называют это Запредельное по-разному. В момент зачатия существо человека представляет собой лишь некую совокупность возможностей. Со временем все эти возможности могут быть воплощены в действительность. Давайте более подробно остановимся на следующих пяти вопросах: 2.1. Проявление существа человека в течение жизни 2.1.1. Детство На схеме личности существо изображается в форме конуса, который постепенно появляется во внутреннем мире человека. У ребенка проявлена лишь вершина этого конуса. Она представляет собой первые ростки качеств, присущих его существу, которые уже начали, пока еще очень слабо, озарять его переживалку. Если родители принимают неповторимую личность ребенка такой, какой она есть, с годами этот конус занимает все большее место во внутреннем мире, все более раскрывая человеку богатство возможностей, заключенных в его существе. 2.1.2. Подростковый и юношеский возраст Подростковый возраст связан с важным событием: осознанием устойчивых и/или твердых убеждений насчет своей глубинной натуры, то есть своего существа. В рамках объяснительной системы, разработанной для нужд данной учебной программы, я говорю об этих убеждениях как о "тверди" нашего существа. Действительно, эти убеждения нерушимы, как твердь земная. Это то, на чем мы стоим. Они не являются следствием интеллектуального процесса; они сами собой просятся нам из глубины души и воспринимаются непосредственно. Такие убеждения человека сразу становятся определяющими чертами его личности. В отличие от твердых, устойчивые убеждения не столь прочны. Временами они скрываются в пучине, тогда как твердые убеждения выдерживают самые жестокие штормы жизни. С годами твердь существа расширяется, определяя контуры и характерные особенности личности человека. При этом его переживалка и вся его личность в целом все более озаряются его существом. Появлению существа могут препятствовать скрытые в переживалке очаги боли, которые образуются в детском возрасте под воздействием неблагоприятных обстоятельств. Страдания, испытываемые в дальнейшем, могут еще больше подавлять стремление к самопроявлению. 2.1.3. Зрелость Признаки зрелого человека: 2.2. Твердь существа, еще не проявившееся существо, существо Короче говоря, существом человека я называю прежде всего Существо в широком смысле слова может включать в себя также глубинную сферу, то есть сферу переживалки, озаренную существом. Ей присущи некоторые свойства существа: это положительная сфера, область покоя, где можно обрести какую-то устойчивость. 2.3. Образ морских глубин Образ морских глубин позволяет 2.4. Пути приближения к существу Чтобы выявить свое существо в гуще внутреннего мира, требуется время и внимательность. Приблизиться к нему можно разными путями. 2.4.1. Приближение к существу через образ себя То, о чем вы можете сказать "чувствую, что в глубине души я такой", является частью вашего существа. 2.4.2. Приближения к существу через судьбоносные решения Вспомните случаи, когда вы оказывались перед лицом важного выбора. Выясните, какие глубинные стремления побудили вас принять то или иное решение. 2.4.3. Приближение к существу через деятельность Вспомните те дела, в которых проявились лучшие черты вашей личности. 2.4.4. Приближение к существу через естественное и не требующее усилий Некоторые чувства, поступки и установки для вас совершенно естественны и не требуют никаких усилий, как если бы они были вашей второй натурой, о которой вы, нисколько не задумываясь, говорите: "Да, это мое ". 2.4.5. Приближение к существу через людей, которые оказали на вас глубоко положительное влияние Вас привлекают люди, существо которых схоже с вашим. Встречаясь с ними, читая о них или знакомясь с их работами, вы испытываете прилив сил. 2.4.6. Приближение к существу через тяжелые испытания На этом пути можно выявить важные элементы своего существа, поскольку выстоять в ситуации, когда все вокруг и даже внутри нас рушится, можно лишь обретя опору в своем существе, встав на твердь своего существа. 2.4.7. Приближение к существу через глубокие, но еще не осуществленные стремления Не следует смущаться "безумием" своих стремлений. Безумен лишь воображаемый вами способ их осуществления. По сути своей эти стремления не безумны. Они заслуживают внимательного к себе отношения. 2.5. Мы не в силах непосредственно влиять на развитие своего существа 3.1. В области еще не проявившегося существа на схеме личности изображена большая стрела. Она символизирует жизненную силу существа человека. На уровне тверди существа эта жизненная сила наполняет твердые и устойчивые убеждения человека, наделяя их живым динамизмом и побуждая воплощаться в действительность. Эта стрела могла бы символизировать также присущее существу человека стремление к самопроявлению. Вот почему даже в детском возрасте, когда твердь существа еще не образовалась, вершина конуса озаряет переживалку ребенка и дает начало определенным действиям, которые выражают его существо. 3.2. Заложенное в ребенке стремление к самопроявлению может встретить понимание, приятие, поощрение и помощь со стороны родителей и других значимых лиц. Тогда все в порядке. Оно может встретиться также с препятствиями. Родители и значимые лица могут в той или иной степени не признавать или даже отрицать, не принимать, не любить ребенка таким, каким он есть в своем существе. Если родители упорно не приемлют его существа в целом или каких-то существенных черт его личности, из неприемлемых областей как бы уходит жизнь. Она оставляет после себя травму неосуществленности. Поскольку жизнь продолжается, а потребность в признании
и принятии остается, ребенок будет приспосабливаться к
ожиданиям значимых для него лиц и развивать те свои черты,
которые получают какое-то подкрепление. При подавлении
сущностных и выпячивании второстепенных черт личности
ребенка развитие его будет дисгармоничным.
4.1. Существо человека не только главный ключевой центр личности: оно действует самостоятельно и не зависит от контроля "я". "Я" также самостоятельно, так что человек может управлять своей жизнью. Таким образом, у человека имеется два самостоятельных центра существо и "я". Существо более важный центр, поскольку служит средоточием определяющих черт личности, сущностного направления деятельности человека и его сущностных связей. Благополучие всей личности требует, чтобы "я" считалось с существом. 4.2. Последнее означает, что человек ставит свой интеллект, свободу и волю на службу росту своего существа и ведет свою жизнь в согласии с ним. От растущего существа исходят призывы, стремления и интуиции, которые воспринимаются на уровне глубинной совести. Это позволяет человеку делать выбор и принимать решения исходя из того, кем он есть на самом деле, и к чему он стремится в глубине души. 4.3. Следует заметить, что развитие существа протекает очень разумно. Существо руководствуется инстинктом, который я называю "инстинктом существа". Он позволяет существу приспосабливаться к окружающим условиям, с одной стороны, и привносит в его развитие изумительную связность и логику, с другой. 5.1. Наития, которые исходят из существа, в особенности после проявления его тверди, принимают две нередко сопутствующие друг другу формы: 5.2. Следует отметить, что эти исходящие из существа властные позывы к действию не требуют от человека усилий, ибо свет, который озаряет предстоящие ему шаги, несет в себе силу, в отличие от проектов "я", осуществляемых усилием и напряжением воли. 5.3. Исходящие из существа человека прозрения и позывы к действию помогают ему развиваться и воплощать свои потенциальные возможности в действительность. С другой стороны, его достаточно проявленные твердые и устойчивые убеждения на свой счет усиливают эти прозрения и позывы, делают их более частыми. Благодаря этому человек входит в новую стадию развития стадию творчества. Он начинает жить с полной самоотдачей. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Популярная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|