Проект «Азбука здоровья»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из основных задач, которые стоят перед обществом. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Скачать: Проект «Азбука здоровья» (материалы к проекту)
Скачать: Проект «Азбука здоровья» (презентация)
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит:
- от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в ДОУ и семье
-создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ в триаде ребёнок, педагог, родитель, причём сначала инициатором выступает педагогический коллектив, а затем и родители, осознавшие актуальность данного вопроса, педагоги координируют процесс.
Предлагаю Вашему вниманию проект «Азбука здоровья», реализованный в ДОУ, с привлечением родительской общественности и социальных партнёров.
СЛАЙД 1
Проект «Азбука здоровья» проходил под девизом «Мы здоровье сохраним,
Мы здоровьем дорожим!»
СЛАЙД 2
Участники проекта воспитанники старшего возраста, педагоги, родители, педагог-психолог, мед. сестра, узкие специалисты
Продолжительность проекта: месяц
СЛАЙД 3
Цель проекта: Создание здоровьесберегающего пространства ДОУ как средства воспитания ребёнка и его гармоничного развития на основе интеграции деятельности всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности, а также повышение компетентности специалистов и родителей в сфере здоровьесбережения детей
Также нужно отметить, что развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направленно на всестороннее развитие потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Из этого вытекают, задачи представленные на слайде.
Ожидаемые результаты:
- Обогащение социального опыта дошкольников, расширение их кругозора;
- Формирование представления детей о здоровом образе жизни;
- Вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
- Наполнение валеологической среды ДОУ
СЛАЙД 4
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе происходит исследование трех направлений:
- представления детей 5-7 лет о здоровом образе жизни (через беседы, проблемные ситуации, диагностические задания)
- педагогические условия формирования представлений о ЗОЖ в ДОУ (через изучение педагогической документации, анкетирование педагогов и наблюдение за их деятельностью)
- социально-педагогические условия формирования представлений детей о ЗОЖ в семье (через анкетирование родителей)
Организуется подбор методической и детской художественной литературы, различных материалов по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ.
СЛАЙД 5
Предлагаемая педагогическая технология формирования у старших дошкольников представлений о ЗОЖ предполагает работу в следующих направления:
- Подготовка педагогов (организация в методическом кабинете выставки книг и пособий по санитарно-гигиеническому, экологическому, социальному, педагогическому аспектам ЗОЖ, консультация для воспитателей «Организация здоровьесберегающего пространства в детском саду» и др.)
-Совместная деятельность педагогов, детей и родителей (выставки творческих работ, создание медиапрезентаций, досуговая деятельность и т.д.).
СЛАЙД 6-7
На этапе реализации проекта (основной этап) большое внимание уделяется взаимодействию педагогов и родителей (совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта, участие в практическом занятии, встрече по обмену опытом в приготовлении полезных для здоровья блюд, проблемном семинаре). Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями психологического воздействия на ребенка. (Это организация и проведение специальных практических занятий для родителей «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни»)
СЛАЙД 8
Для заучивания текста стихов, поговорок очень интересно и продуктивно использовать мнемотаблицы, котроые быстро можно изготовить педагогу. Например «Зайка – огородник» (физминутка+массаж+ развитие речевой деятельности)
СЛАЙД 9
Книга — лучший помощник в наших общих усилиях по обогащению культурного наследия человечества. При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы должны носить не столько репродуктивный характер, сколько помогать ребенку выявить причинно-следственные связи между образом жизни и здоровьем.
Инновационные виды и формы работы библиотеки ДОУ
- Создание в библиотеке клуба по здоровому образу жизни – семейное чтение — «Радуга здоровья» для повышения информированности родительской общественности и детей о пользе активного образа жизни, правильного питания
- Создание и оформление уголка здоровья для читателей-детей и их родителей, где с помощью новинок литературы рассказывать о преимуществе здорового образа жизни и укрепления здоровья.
- Расширение и поддерживание партнерских взаимоотношений с социальными институтами
СЛАЙД 10
После организации выставки в библиотеке ДОУ «Любимые сказки К.Чуковского», мы провели провели флэш-акцию «Мой друг Мойдодыр».
Идея Акции — одновременное проведение мероприятий — инсценировка стихотворений, литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского, игры — путешествия «Мойдодыр» детьми, их родителями и педагогами в разных группах ДОУ для объединения разных поколений читателей (дети, родители, педагоги, библиотекарь) вокруг произведений любимого автора, поддержания традиций семейного чтения.
Цель флэш- акции — формирование гигиенических навыков у дошкольников через чтение литературы, популяризации творчества К. И. Чуковского и его произведений.
СЛАЙД 11
На заключительном этапе проекта «Азбука здоровья» была организована совместная деятельность детей и взрослых по заполнению страниц альбома «Здоровый образ жизни» направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Каждая страница выполняется по следам конкретного мероприятия (иллюстрации, фотографии, аппликации, марки, открытки, загадки). По окончании формирования альбома готовиться его презентация, на которую приглашают родителей и педагогов. Дети сами рассказывают о каждой странице альбома, отвечают на вопросы, читают стихи, поют песни и загадывают загадки.
В рамках открытого Дня здоровья проводятся различные мероприятия, которые могут посетить родители воспитанников. С распорядком этого дня родителей и педагогов знакомят заранее (открытые занятия в группах, физкультурный праздник, организация двигательной активности на улице, консультации для родителей, организация воздушных процедур после сна, открытие выставки работ воспитанников по ЗОЖ).
Организация и проведение досуга «Осторожно, микробы!» позволяет закрепить представление детей о значении для здоровья санитарно-гигиенических мероприятий, формирует представление о причине некоторых заболеваний – микробах.
Подведение итогов: Обмен опытом педагогов: «Использование различных форм и видов работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ»
Награждение детей сюрпризами, родителей, активных участников реализации проекта, благодарственными письмами. Отражение своих впечатлений в рисунках и рассказах, составленных и оформленных совместно с родителями.
Мониторинг эффективности педагогической деятельности по формированию представлений детей о ЗОЖ. (Посредством бесед с детьми, решения проблемных ситуаций, диагностических заданий. Анкетирование родителей и педагогов). Составление или коррекция планов дальнейшего взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса по формированию представлений дошкольников о ЗОЖ.
|