Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Современные дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. У ребенка лучший друг — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультиков или компьютерные игры. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с друг другом. У детей появляется тревожность, повышенная обидчивость, увеличивается количество страхов, отмечается повышенная возбудимость, чрезмерная чувствительность к внешним раздражителям или напротив вялость, пассивность.
Наблюдения за повседневной деятельностью детей, за их общением показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.
Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения.
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому.
Опыт социального поведения ребенок может накопить и усвоить, не только получая теоретические знания, которые ему дают родители и педагоги, а, скорее всего, в практической деятельности. Большое значение для усвоения норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально — нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др., а также игра является и действенным средством формирования у дошкольников навыков общения.
Опираясь на это, я предлагаю цикл игр, который включает в себя систему коррекционно-развивающих игр по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цикл игр состоит из следующих блоков:
1. Игры, направленные на сплочение группы
«Я дарю тебе улыбку»
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу
Дети по кругу передают друг другу свою улыбку.
«Заколдованный ребёнок»
Цель: способствовать формированию позитивного восприятия детей друг другом
Ребёнка «заколдовали», и он не может смеяться. Играющие пытаются развеселить ребёнка, но только не словами, а движениями.
2. Игры, направленные на умение владеть своими эмоциями
«Забавные человечки»
Цель: учить детей соотносить настроение с мимическими реакциями.
Дети определяют по картинкам настроение сказочного героя и показывают его с помощью мимики, соотносят с пиктограммой.
«Зеркало»
Цель: учить договариваться, работать в парах, устанавливать психологический контакт
Дети разбиваются на пары, один придумывает движения, задача другого -в точности повторить, быть его «зеркальным отражением».
3. Игры, направленные на снижение агрессивности
«Ругаемся овощами»
Цель: учить детей управлять своими эмоциями
Детям предлагается поругаться, но не плохими словами, а …овощами: «Ты- редиска», «А ты-тыква» и т.д. Позвольте детям поругать и вас.
«Цветок доброты»
Цель: ослабление негативных эмоций, снятие агрессивности
Дети, передавая друг другу цветок по кругу, желают всем присутствующим всего самого доброго, хорошего.
«Дотронься»
Цель: помочь ребёнку в осознании себя и своих черт характера
Ведущий составляет загадки о каждом ребёнке, по описанию дети отгадывают о ком идёт речь и легко дотрагиваются до ребёнка.
Проведение подобных игр с детьми способствует развитию коммуникативных способностей у детей, а это помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Игры помогают формировать у дошкольников умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Играя, дети получают опыт находить силы внутри себя даже в самой сложной ситуации.
|