Проект-исследование «Пожарная безопасность»
Автор: Татаринова Наталия Владиславовна
«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь". А.Дистерве
Актуальность проекта: По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники, недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, родители не знакомят детей правилами поведения в быту. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Скачать: Проект-исследование «Пожарная безопасность» (полный конспект)"
Вид проекта: Исследовательский, познавательно – творческий
Объект исследования: информация о пожарной безопасности
Предмет исследования: Пожарная безопасность
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Продолжительность проекта: Два месяца
Проблема: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.
Цели:
формирование у детей знаний о пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения
Задачи:
- расширить знания детей о правилах пожарной безопасности.
- познакомить детей с правилам поведения в экстремальной ситуации и со средствами пожаротушения;
- уточнить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
Гипотеза: мы предполагаем, что при систематической работе над данной темой с использованием проектного метода, произойдет последовательное формирование у детей элементарных представлений о пожарной безопасности, повысится уровень мотивации непосредственно к образовательной деятельности.
Основные методы реализации проекта: рассказ воспитателя, беседы, рассматривание иллюстраций, художественное творчество, творческие эксперименты, игры, взаимодействие с родителями, досуг.
Все мероприятия по проекту взаимосвязаны, продолжаются в разных видах. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются знания о правилах поведения при пожаре, коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат: работая над проектом, у детей сформируется представление пожарной безопасности. Расшириться кругозор детей, сформируется познавательно-исследовательская активность
1. Реализация интеллектуального, познавательно — исследовательского проекта «Пожарная безопасность»
Идея проекта появилась во время наблюдения за детьми во занятиях. Мы заметили, что дети с интересом слушают о помощи людям во время пожара. В разговорах и беседах выяснилось, что представления детей о пожарной безопасности поверхностны. Мы предложили детям узнать:
- Кто такие пожарные
- Как появилась пожарная часть
- Изучение литературы по теме «Пожарная безопасность»
- Проведение итогового занятия в старшей группе «Пожарная безопасность»;
- Оформления уголка по пожарной безопасности;
- Папки-передвижки для детей и родителей по пожарной безопасности;
- Проведения конкурса на тему «Пожарная безопасность»
- Удостоверения для детей «Юный пожарный».
Этапы проекта:
- Подготовительный
- Основной
- Заключительный
- I этап – подготовительный
Определить тему проекта
Определить цели и задачи
Создания картотеки стихов, загадок, пословиц, ребусов
Приобретение материалов для художественного творчества
Подбор сюжетных картинок и иллюстраций
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар», Л.Толстой «Пожарные собаки».
Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме «Пожар».
Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».
Создание развивающей среды (иллюстрации, предметы быта, средства пожаротушения, дидактические и сюжетные игры).
Вывод: Проделанная работа помогла нам заинтересовать детей и сплотить над общим делом. Они стали замечать детали и более углубленно изучать их. Родители также не остались безучастны, а стали больше интересоваться жизнедеятельностью детей в детском саду.
3. II этап — основной
Занятие на тему: «Если в доме случился пожар. Телефон 101», «Большая беда от маленькой спички», «Пожарная охрана», «Собаки спасатели», «Пожарные знаки», «Пожарный – профессия героическая»
Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком противопожарной безопасности).
Дидактические игры «Что необходимо пожарному?», «Лабиринт», «Предметы-источники пожара».
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные», «Служба спасения».
Строительные игры «Пожарная часть».
Просмотр видеофильма «Пожарная охрана».
Экскурсия на территорию пожарной части, встреча с пожарными (ознакомление с пожарной техникой, со спецификой профессии пожарного).
Чтение художественной литературы: пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», рассказы о пожаре, стихи, загадки, пословицы.
Продуктивная деятельность Рисование «Пожарная машина», «Кошкин дом».
Разукрашивания картинок по пожарной безопасности.
Аппликация «Пожарная машина», мелкая мозаика «Слон пожарный»
Конструирование из строительного материала «Пожарная часть»
Работа с родителями: газета на тему «Экскурсия в пожарную часть», поделки и рисунки «Пожарная безопасность»
Вывод: таким образом, дети узнали много нового и интересного об истории пожарной безопасности, подробно познакомились с профессией пожарного.
Стали интересоваться о пожарной безопасности. Обогатили словарный запас. Родители приняли активное участие в мероприятиях и сами узнали много нового. Дети самостоятельно делали поделки, рисунки о пожарной безопасности.
III этап – заключительный
- Комплексное занятие «Пожарная безопасность в природе». Заучивание стихотворений из сборника «Спички не игрушки, огонь не забава».
- Театрализованная деятельность: драматизация «Кошкин дом».
- Информация в родительском уголке «Из истории пожарной службы»
- Консультации для родителей: «Ребенок и огонь: обеспечим безопасность».
- Презентация проекта
Вывод: на данном этапе были выполнены все запланированные мероприятия, созданы поделки и рисунки вместе с родителями творчества «Пожарная безопасность». После проведения всех мероприятий был проведен итог о проделанной работе, награждение участников конкурса и каждому ребенку было вручено удостоверение Юный пожарный
Работая над проектом, мы убедились, что метод проектов очень актуален и эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, применять полученные знания на практике, развивать творческие способности со взрослыми.
Литература
- «Детская мультимедийная энциклопедия пожарной безопасности» Год выпуска: 2011 Издатель: ООО "Премьер-УчФильм"
- «Пожарная безопасность в детском саду» Автор: Саво Инна Леонидовна Редактор: Ермолаев С. Д. Издательство: Детство-Пресс, 2013 г.
- «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников» Автор/составитель: Кононова И.В. Издательство: Айрис-Пресс, Год: 2008
- «Системы пожарной безопасности» Автор: Б.П. Старшинов; Издательство: Москва; Год: 2003
- «Пожарная безопасность для дошкольников» Е. Ф. Прилепко Детство-Пресс, 2013 г.
- Как обеспечить пожарную безопасность на объекте торговли Издательство:
- Международная финансовая академия Год: 2010
|