Картотека сюжетно-ролевых игр для воспитанников детских садов
"Собираемся на прогулку"
Цели: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени, маленький шкафчик для одежды и стульчик)
Возраст: 4-5 лет
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Парикмахерская
Цели: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера-расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т.д.
Возраст: 4-5 лет
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Ей предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они приведут прическу Кати в порядок. Назначаем парикмахеров и они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа, она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.
Зоопарк
Цели: познакомить детей об образе жизни диких животных, их повадках, питании; воспитывать любовь к животным; расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, клетки (из строительного материала), билеты, касса, деньги.
Возраст: 4-5 лет
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Детский сад
Цели: познакомить детей с профессией воспитателя, помощника воспитателя, музыкального работника, повара; воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относится к своим воспитанникам; расширить знания детей о назначении детского сада.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4-5 лет
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть детям в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Помощника воспитателя, Музыкального работника, Повара. В качестве воспитанников выступают куклы, зверушки. В ходе игры воспитатель следит за взаимоотношениями между детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
День рождение Степашки
Цели: учить детей способам и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах; воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «сервировка», «посуда», «сервис», «именины»
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы- тарелки, вилки, ложки, ножи, салфетки, скатерть, блюдца, столик, стульчики.
Возраст: 4-5 лет
Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.
Игрушки у врача
Цели: учит детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами; воспитывать в детях внимательность, чуткость; расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарство», «температура», «стационар»
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, вата, бинт, халат и чепчик для врача
Возраст: 4-5 лет
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями и Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. В ходе игры дети наблюдают за тем как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
На дорогах города
Цели: закрепить знания детей о правилах дорожного движения; познакомить с новой ролью – регулировщик; воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика — красный и зеленый
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание — театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевести строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалами. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.
Правила дорожного движения
Цели: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умения быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации; расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД –полицейская фуражка, палочка, радар; водительское удостоверение.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети — автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать ПДД.
В кафе
Цели: учить культуре поведения в общественных местах; развивать умение выполнять обязанности повара, официанта; воспитывать умения быть вежливыми.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе – игрушки, куклы, деньги.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить с новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.
Магазин
Цели: научить детей классифицировать предметы по общим признакам; воспитывать чувство взаимопомощи; расширить словарный запас детей: ввести понятия: «игрушки», «мебель», продукты питания».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.
Возраст: 5-7 лет
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктов, молочный, булочные и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам- продукты, рыба, мясо, молоко, хлебобулочные изделия, бытовая химия и т.д. они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношение между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Строим дом
Цели: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающий труд строителей; научить детей сооружать постройку несложной конструкции; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе; расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «крановщик», «строитель», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика и т.д.
Возраст: 3-7 лет
Ход игры: Воспитатель предлагает детям построить дом, где могли бы поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей — Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
В библиотеке
Цели: научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях; воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге; расширить словарный запас детей: «библиотека», «читальный зал», «профессия», «библиотекарь».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст 5 -6 лет
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть детям в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2-3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.
Космонавты
Цели: познакомить с работой космонавтов в космосе; воспитывать смелость, выдержку; расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», открытый космос»
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст 5 -6 лет
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким) Воспитатель предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.
Мы — спортсмены
Цели: совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание; развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве; воспитывать любовь к спорту.
Оборудование: медали победителям, щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т.д.
Возраст 6-7 лет
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести спортивное соревнование. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.
Пограничники
Цели: познакомить детей со службой пограничников, уточнить распорядок дня военнослужащих; воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира; расширить словарный запас детей: «граница». «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги»,
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, военные фуражки.
Возраст 6 – 7 лет
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.
Мы – военные разведчики
Цели: учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными; воспитывать уважение военным профессиям, желание служить в армии; расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст 6 – 7 лет
Ход игры: воспитатель предлагает детям вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.
|