Драбкина Т.С. Терапевтический карнавал

"Жизни размеренной, проходящей в повседневных трудах, скованной системой запретов, полной предосторожностей, когда мировой порядок поддерживается максимой quieta non movere1), противостоит кипение праздника" [2, стр. 218]

1.

Эксцессы праздника и ограничения будней в своем сочетании традиционно обусловливали психологические и социальные ритмы существования людей. Нарушение каких-то из множества запретов и требований, регламентирующих будни, грозит утратой вторжением хаоса, физическими и душевными катаклизмами. Зато праздник - время, когда правила должны быть нарушены, когда человек, находясь под защитой ритуала, может безнаказанно и, более того, благотворно предаваться предписанным формам необузданности. Ритуалы праздника, "будней наоборот", в традиционных культурах обеспечивали экологичность отношений с сакральным началом, - необходимым источником жизненной энергии и одновременно могучей, неконтролируемой, разрушительной силой. Внешний и внутренний (психологический) порядки жизни отражали друг друга.

В западной культуре с Нового Времени (примерно с XVII века) коллективные праздники стали утрачивать свою катартическую мощь, причины чего подробно исследованы и вполне понятны. Формы и способы поддержания баланса между сакральным и профанным, - между рутиной и спонтанностью, контролем и импульсивностью, супер-эго и ид и т. д., - остается.

Крушение традиционных ценностей и укладов, размывание явных границ между дозволенным и недозволенным на самом деле не означают ослабление страха человека перед хтоническими силами или его потребности в контакте с ними. Чрезмерный, неправильный или недостаточный контакт с ними выражается в симптомах. Мы по-прежнему нуждаемся в обоих комплементарных модусах организации психической жизни, - и в буднях, и в "антибуднях". Они индивидуализируются по мере того, как все более индивидуальным (то есть менее коллективным) становится существование человека).

Время и пространство традиционного праздника, как физическое, так и психологическое, ритуально отграничивалось от прочей жизни. Это служило гарантией безопасности - условием того, что поток сакральных сил останется в своих берегах.

Те современные формы человеческого взаимодействия, которые могут в той или иной мере выполнять психологические функции традиционного праздника, также должны быть ритуализованы. С другой стороны, можно предположить, что взаимодействие, направленное на исцеление ( в том или ином смысле) кого-то из своих участников, должно иметь атрибуты "антибудней", то есть праздника.

Для лучшего понимания того, каким образом психотерапия может занимать ныне нишу традиционного праздника и что это может для нее означать, полезно обратиться к представлениям о карнавале и о карнавализации Михаила Бахтина [1].

2.

Карнавал - всенародное ритуальное действо, присутствовавшое в то или иное время во всех культурах.

Бахтин рассматривает карнавал как жизнь выведенную "…из своей обычной колеи, в какой-то мере "жизнь наизнанку", "мир наоборот"" [1, стр. 207]. Он описал отличительные черты карнавала.

  • Первая из них - "вольный фамильярный контакт между людьми" [1, стр. 208]. Всевозможные правила, регламентирующие общественную жизнь, на время карнавала отменяются; почти предписывается поступать противоположно им. Прежде всего, отменяются правила, регулирующие иерархические отношения. На карнавальной площади происходит общение между людьми, которые в иной ситуации никогда не оказались бы рядом друг с другом. Вербальный и невербальный язык карнавала отличаются вольностью.
  • Карнавал дает выход человеческим желаниям, блокированным условиями обычной жизни. С точки зрения обыденной (внекарнавальной) жизни, участники карнавала ведут себя эксцентрично, непристойно, неуместно.
  • Мир карнавала полон "мезальянсов". "В карнавальные контакты и сочетания вступает все то, что было замкнуто, разъединено, удалено друг от друга внекарнавальным иерархическим мировоззрением. Карнавал сближает… священное с профанным, высокое с низким, великое с ничтожным, мудрое с глупым и т. п." [1, стр. 209].
  • Четвертая карнавальная категория - профанация. В карнавальный ритуал традиционно входили кощунства, пародии на сакральные тексты и обряды и т. д.
  • Карнавальный смех. Как и древнейшие формы ритуального смеха, от которых он происходит, карнавальный смех имеет своим объектом высшее: власть, миропорядок и т. д., - а также трагическое - боль, страдание, смерть. В форме смеха позволялось обсуждать многое, что было недопустимо (в силу внешних установлений или внутренних табу) обсуждать серьезно.
  • Пародийность. Пародия, согласно Бахтину, - это создание развенчивающего двойника. Она выражает не отрицание, а скорее измененную перспективу, то есть одновременно отрицание и подтверждение. Поэтому она всегда амбивалентна. В античности трагическая трилогия завершалась четвертой частью - пародийной.

Основное карнавальное мероприятие - увенчание и последующее низложение карнавального короля. В нем проявляются все характерные черты мира антибудней: нарушение табу, профанации, смех, пародийность, мезальянсы, резкие контрасты (соседство символов жизни и смерти, высшего и низшего и т. д.)

Пространством карнавальных действ в античности и в средневековой Европе обычно служила площадь с прилегающими к ней улицами. Другие возможные места действия - дороги, бани, трактиры и т. д., - также должны быть доступны как место контакта разнородных людей. В этом смысле они равны площади.

3.

Карнавально-праздничная жизнь в средневековой Европе занимала большое место. На самом деле все, что не было связано монотонным порядком повседневности, оказывалось в той или иной степени карнавалом. Как пишет Бахтин, "Большие города позднего средневековья… жили полной карнавальной жизнью в общей сложности около трех месяцев в году… Можно сказать (с известными оговорками, конечно), что человек средневековья жил как бы двумя жизнями: одной - официальной, монолитно серьезной и хмурой, подчиненной строгому иерархическому порядку, полной страха, догматизма, благоговения и пиетета, и другой - карнавально-площадной, вольной, полной амбивалентного смеха, кощунств, профанаций всего священного… И обе эти жизни были узаконены, но разделены строгими временными границами[1, стр.219].

В эпоху Возрождения карнавальная жизнь достигла своей вершины, а с XVII века пошла на убыль. Она "покинула площадь" - стала утрачивать всеобщий характер и распадаться на множество форм. Собственно карнавальные празднества хотя и сохранились, но потеряли прежнее богатство форм, символов и смыслов.

С площади карнавал постепенно переселялся в культурные ниши, - в частности, карнавальное начало внесло большой вклад в развитие литературных жанров. Видимо, этот процесс шел параллельно с возрастающей индивидуализацией человеческой жизни и повышением проницаемости границ между социальными слоями.

4.

Очевидно, карнавал имел мощный катартический - терапевтический - эффект. Благодаря единству духовной, интеллектуальной, эмоциональной, телесной жизни карнавала, благодаря невозможной в иных контекстах полноте экспрессии "высшие" аспекты психической реальности оживотворялись, "низшие" одухотворялись. По мере вырождения карнавально-праздничной жизни должны были формироваться другие социальные структуры, или, точнее, используя термин Бахтина, хронотопы, дающие возможность индивидуального или коллективного катарсиса. Каждая из них обеспечивает своего рода "антибудни", в каждой можно обнаружить черты карнавала.

Попробуем посмотреть с этой точки зрения на психотерапевтический процесс. Профессиональная терапевтическая позиция и так называемый терапевтический сеттинг различаются в разных школах терапии, но существуют инвариантные их характеристики, которые, видимо, в большой степени обусловливают эффективность психотерапии.

Одна из таких характеристик - терапевтическая нейтральность. С теоретической точки зрения это очень сложное понятие; к тому же это не только некая интеллектуальная установка по отношению к клиенту и его описаниям, - это также эмоциональное состояние, состояние тела и взаимоотношения между всем этим.

Но, в частности, нейтральность подразумевает, что у терапевта нет личных ожиданий в связи с клиентом, то есть нет заинтересованности (в том числе и концептуальной), чтобы тот вел или не вел себя каким-либо определенным образом. Конечно, это скорее недостижимый идеал, чем достижимая реальность. Однако установка на нейтральность, практика стремления к ней накладывает мощный отпечаток на терапевтическую позицию.

Нейтральность терапевтической позиции означает, что представление терапевта о клиенте всегда остается принципиально незавершенным, знание - гипотетичным. Вместе с этим ( и благодаря этому) терапевт психологически интимно знает клиента и часто фигурирует в мыслях последнего, являя некий "потусторонний" персонаж в его жизни (каковые часто оказываются партнерами по диалогу в карнавализованном литературном жанре, таком, как мениппея, о котором речь будет идти ниже).

Получается, что отношения между терапевтом и клиентом психологически интимны, эмоциональны насыщенны, интенсивны, в то же время непосредственно не служа удовлетворению каких-либо участников. Можно сказать, что они - "как бы".

Отношения "не из жизни" и "как бы", внеиерархические и внестатусные - это отношения с чужаком, - с тем, кто не имеет своего места в нашем повседневном порядке вещей, но который, тем не менее, глубоко проникает в нашу жизнь. В нашей психической реальности чужак всегда приходит из невиданной страны антиподов, из потустороннего мира, и вызывает соответствующие противоречивые чувства - страх, зависть, восхищение, изумление и т. д. Контакт с ним неизменно бывает провоцирующим. Чужак оказывается в положении коронуемого и развенчиваемого карнавального шутовского царя, все регалии которого оказываются регалиями наоборот и подготавливают грядущее обесценивание, - такое же "невзаправдашнее", как и предшествующая коронация.

Поскольку в "реальности", - в понятиях предшествующего текста, в "буднях", - порядка отношений с чужаком не существует, эти отношения пародийны. Соответственно, они имеют катартическую, трансформирующую силу, какой обладает пародия, развертывающаяся, как ей и положено, вслед за исполненной до конца трагедией или драмой.

Если терапевту в достаточной мере удается быть "чужаком" (то есть нейтральным), его отношения с клиентом в процессе психотерапии оказываются пародией, нелогичной и неуместной, но от того тем более не подверженной привычным искажениям и открывающей для клиента его собственную природу.

Как карнавализованное пространство, терапевтическое взаимодействие обладает (конечно, в своей специфической форме) всеми основными характеристиками карнавала. Это "мир наизнанку", с его профанациями, мезальянсами, "вольным фамильярным контактом" и, безусловно, мощным смеховым компонентом.

Рассмотрение того, как проявляются в психотерапевтическом процессе эти характеристики, может быть очень интересно и плодотворно. В качестве примера можно сказать о том, что вольный фамильярный контакт в терапевтической ситуации может, например, принимать форму диатрибы - разговора клиента с отсутствующими властными персонажами, проецируемыми на "чужака", - или проявляться в симпосионе - свободной беседе клиента с самим собой, в которой могут вступить в диалог отчужденные обычно друг от друга "голоса" его внутреннего мира. Профанирующие реакции терапевта дают возможность клиенту обнаружить свои "священные устои" и взглянуть на них со стороны.

Взгляд на психотерапию как на карнавализованный жанр взаимодействия позволяет увидеть в терапевтическом сеттинге, включающем постоянство времени и места, договоренности по поводу оплаты, конфиденциальности, отмены встреч и т. д., ритуал, отмечающий границу "терапевтического карнавала", со всеми функциями подобного ритуала, восходящими к древним регламентациям отношений профанного и сакрального.

Во время подлинного карнавала могли вступать в контакт очень разнородные люди и роли, чья встреча в иной ситуации была бы немыслима, чьи позиции или точки зрения в контексте обыденной жизни могут быть не просто несогласуемыми, а не существующими, "не видимыми" друг для друга. Тем не менее, на короткое время карнавала эти люди получали возможность посмотреть на мир глазами другого или через призму совершенно невероятной в обычных условиях роли. Но ни один участник, ни одна роль не могли быть до конца объяснены другими, в том числе ни одна роль - другими ролями. Поэтому карнавал был глубоко диалогичен. И разговорный "карнавал" - тоже всегда диалог. А диалог, как известно, в принципе не может быть завершен. Не существует такой единой точки зрения, частью которой могли бы оказаться все мнения и взгляды участников диалога.

Концепции диалогизма и карнавальности тесно связаны. Карнавал, очевидно, диалогичен. Диалог по определению привносит нечто новое в мир каждого участника - нечто, не обусловленное жизненным порядком. Поэтому он фамильярен, профанен, пародиен, не завершим изнутри, неуправляем.

5.

Терапевтическая беседа как карнавализованная форма разговора близка к тому, что Бахтин называл карнавализованными литературными жанрами. Приводимый ниже сокращенный пересказ его описания наиболее характерных из них, - сократического диалога и Менипповой сатиры, - может представлять интерес для психотерапевтов.

Сократический диалог определяется как диалогический способ искания истины. Он "… противопоставлялся официальному монологизму, претендующему на обладание готовой истиной, противопоставлялся и наивной самоуверенности людей, думающих, что они что-то знают, то есть владеют какими-то истинами" [1, стр. 185]. Исходная позиция сократического диалога состоит в том, что истина "… рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения" [1,стр. 185]. Сократ называл свое искусство разговора "повивальным" : "… ясно, что от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники - бог и я" [3, стр.202].

Два основных приема сократического диалога - синкриза и анакриза. Синкриза - это сопоставление различных точек зрения на один предмет. Уже в античных диалогах использовались разнообразные техники это сопоставления. Анакриза - провоцирование собеседника к тому, чтобы он высказал свою мысль до конца. В сократическом диалоге анакриза чаще осуществлялась словесно, но ее функцию могли выполнять также исключительные обстоятельства беседы, побуждающие человека раскрывать свои глубинные мысли (как в диалоге "Федон").

В сократическом диалоге мысль и ее носитель составляют единство; истина, которую ищут участники диалога, отнюдь не является чем-то безличным.

Мениппова сатира, или мениппея, - еще более свободный жанр, чем сократический диалог. Сюжетный и философский вымысел в ней не ограничены; она независима как от традиции, так и от требований жизненного правдоподобия.

С другой стороны, сюжеты мениппеи не вполне произвольны - они мотивированы целью "создавать исключительные ситуации для провоцирования и испытания философской идеи - слова, правды…" [1,стр. 193]. Герои мениппей странствуют для этого по земле, небесам и преисподней. Бахтин указывает следующие характерные черты мениппеи:

  • Фантастика и символика часто сочетаются с так называемым трущобным натурализмом. Идея испытывает себя во всяческой жизненной "грязи".
  • Жанр "последних вопросов", синкриза "финальных позиций".
  • "Экспериментирующая фантастика" - наблюдение с необычной точки зрения.
  • Широкое использование сновидений, мечтаний, безумия, которые "разрушают эпическую и трагическую целостность человека и его судьбы… он утрачивает свою завершенность и однозначность… перестает совпадать с самим собой" [1,стр. 197].
  • Диалогическое отношение героев к себе самим.
  • Часто встречающиеся эксцентричные, необычные, неуместные, парадоксальные речи и действия. Они "… пробивают брешь в незыблемом, нормальном… ходе человеческих дел и событий и освобождают человеческое поведение от предрешающих его норм и мотивировок" [1,стр. 198-199].
  • Использование резких контрастов, резких переходов, мезальянсов, сближений дальнего и разъединенного.

Жанр сократического диалога особенно узнаваем в той части терапевтических бесед, которая посвящена уточнению и прояснению смыслов, вкладываемых клиентом и терапевтом в их слова и целостные сообщения, и которая необходима как для формирования, так и для проработки интерпретаций инсайтов [5].

Мениппею можно обнаружить в различных парадоксальных терапевтических интервенциях [4]. Кроме того, различного рода менипповы диалоги составляют основу многих терапевтических бесед с клиентами, пережившими или переживающими потерю, кризис.

Сократическому диалогу можно поставить в соответствие метафору площади - той самой карнавальной площади, где кто угодно может встретиться и вступить в беседу с кем угодно.

Мениппея традиционно ассоциируется с метафорой порога. (От нее даже произошел специальный жанр, получивший название "диалогов на пороге"). Порог - символ перехода, кризиса. Для мениппеи характерно изображать человека "на пороге" - в исключительной, испытующей ситуации.

Обыденная жизнь происходит в комнатах - жилых или рабочих. Дорога на работу, домой или в гости может выполнять ту же функцию, что и комната, удерживая человека в его жизненной рутине, а может привести на площадь или на порог.

Площадь и порог - метафоры карнавального - и терапевтического - пространства.

6.

О современной западной культуре принято говорить как о постмодернистской. Высокая степень межиндивидуального и внутрииндивидуального отчуждения, с одной стороны, и стремление к диалогам на всех уровнях, - с другой, в большой мере обусловливают ее колорит.

Постмодернистская терапевтическая позиция характеризуется установкой на партнерское сотрудничество с клиентом, отказом от экспертной позиции, совместной выработкой целей терапии и критериев достижения этих целей, постоянной саморефлексией терапевта для предотвращения негласного навязывания клиенту каких-либо ценностей, представлением об отсутствии общезначимых истин.

Достоинства и недостатки постмодернистских терапий в целом соответствуют перспективным и проблемным аспектам постмодернистской культуры. К первым относится то, что связано с диалогичностью, сотрудничеством и т. п.; ко вторым - тенденции чрезмерного технологизма и прагматичности. (Под достоинствами и перспективными аспектами здесь понимается то, что способствует отсутствию или устранению жалоб в психотерапевтическом смысле; под недостатками и проблемными аспектами - то, что связано с их наличием или появлением. )

Концепция психотерапии как карнавала и вытекающие из нее характеристики терапевтического процесса на самом деле включают все достоинства постмодернистских терапевтических подходов, но, возможно, позволяют сформулировать их более глубоко и дифференцированно - с меньшей угрозой вульгаризации. Например, идея отсутствия объективной истины, на практике иногда выливающаяся в чрезмерный прагматизм, в карнавальной концепции психотерапии заменяется идеей диалогичности (и необходимости) истины. Как пишет один автор, "Чтобы вступить в живой диалог, идеи… должны обладать энергией и страстью. Участие в диалоге, когда он уже отягощен релятивизмом, едва ли имеет смысл" [6, стр. 213]. Иными словами, участники диалога должны верить в то, что они говорят, иначе диалог умирает.

Кроме того, карнавальная концепция содержит представления о характере и роли отношений терапевта и клиента, явным образом не сформулированные в постмодернистских терапиях.

Наконец, она позволяет рассматривать психотерапию в общем контексте карнавальных реальностей, комплементарных "обыденным реальностям", - например, в некоем общем ряду катартических практик. В конце концов, совсем недавно психотерапии не существовало и, может быть, скоро (в историческом масштабе) она в теперешнем виде перестанет существовать, уступив свою нишу иной социальной практике.

Примечания

1) Не трогать того, что покоится (лат.)

Литература

1. М.М. Бахтин, "Проблемы поэтики Достоевского", М., "Художественная литература", 1972.

2. Р. Кайуа, "Человек и сакральное", М., О.Г.И., 2003.

3. Платон, "Теэтет", собрание сочинений, т. 2, М., "Мысль", 1993.

4. M. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Д. Чекин, Д. Прата, "Парадокс и контрпарадокс", М., Когито-центр, 2002.

5. D. Boesky, "The Questions and Curiosity of the Psychoanalyst", J. Amer. Psychoan. Assoc., 1989, 37: 579-603.

6. P. Good, "Language for Those Who Have Nothing. Mikhail Bakhtin and the Landscape of Psychiatry", N. Y., Kluwer Academic, 2002.




Просмотров: 658
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Хамитова И.Ю. Диалог между парадигмами - мечта или реальность
  • Калмыкова Е.С. Все-таки во мне что-то происходит, или развитие ментализации в жизни и в психоанализе
  • Саммерс Ф. Один случай, три точки зрения
  • Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения
  • Автономов Д.А. Первичное патологическое влечение к игре. Взгляд с феноменологической и метапсихологической точки зрения
  • Васильева Н.Л. Аня, или как далеко может завести фантазия
  • Кейсмент П. Обучаясь у жизни
  • Автономов Д.А.. Динамика взглядов на проблему аддикции с психоаналитической точки зрения
  • Холлис Дж.. Семья во второй половине жизни
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Иванова Н.В. Феноменология жизни с инсультом
  • Хильдебранд П. Брак во второй половине жизни
  • Середина жизни – состояние подвешенного: особенности психоанализа
  • Карлин Е. А. Проблема совмещения индивидуальных и общих интересов в супружеской жизни
  • Беренстейн И. Связь как условие установления отношений между различающимися личностями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь